Премия Рунета-2020
Воронеж
+22°
Boom metrics
Общество17 июня 2018 9:34

Как спасти чужую жизнь и не лишиться собственной: воронежские поисковики провели учения

В минувшую субботу участники ПСО «Черноземье» устроили занятия по ориентированию на местности и поиску человека в лесу
Участники ПСО "Черноземье" провели учения по поиску пропавших людей

Участники ПСО "Черноземье" провели учения по поиску пропавших людей

Фото: Анна ПОПОЛИТОВА

Почти каждый день в нашем городе пропадают люди всех возрастов. Особенно часто – дети и пожилые. Малышей в основном находят невредимыми – для них оперативно организуют поиски. Для стариков – реже. Шансов найти их живыми обычно очень мало. К сожалению, никто из нас не застрахован от этого. Участники поисково-спасательного отряда «Черноземье» провели учения для горожан, где показали, как волонтеры ищут и находят заблудившихся в лесу.

Участники ПСО "Черноземье" провели учения по поиску пропавших людей

Участники ПСО "Черноземье" провели учения по поиску пропавших людей

Фото: Анна ПОПОЛИТОВА

Рассказываем главное о том, как работает ПСО «Черноземье», что должен уметь будущий волонтер, и почему отряд не берется искать каждого пропавшего.

Как работает отряд

Отряд действует с прошлого года в Воронежской области, но в поисках маленьких детей старается помогать и соседним регионам. Активных членов отряда – около тридцати человек. Это люди самых разных профессий: строители, спасатели, юристы, педагоги, врачи. Прежде всего, члены отряда помогают полиции и МЧС в «прочесе» местности. Важную роль выполняют инфорги – люди, принимающие заявки от полиции и родственников «потеряшки» - так поисковики между собой называют пропавшего. По согласию родственников инфорги распространяют ориентировки в СМИ и соцсетях. Иногда только этой работы достаточно, чтобы найти человека. Алексей Мельников, руководитель отряда, рассказал такой случай:

- Пропала однажды бабушка с потерей памяти. Время к вечеру, ее все нет. Парень сидел на остановке и где-то в интернете увидел сообщение об этом. Смотрит, а рядом похожая бабушка. Сообщил волонтерам, они быстро приехали. Оказалось, действительно она. То есть молодой человек не имел отношения к отряду, просто увидел и сообщил. Это один из вариантов, когда помочь реально может каждый, - рассказал Алексей Мельников.

Алексей Мельников

Алексей Мельников

Фото: Анна ПОПОЛИТОВА

Кстати, заявление о пропаже человека в полиции должны принять не на третьи, а в первые же сутки. Затем инфорги выясняют все обстоятельства пропажи. Если ситуация экстренная, отряд сразу может выехать на поиски. Инфорги помогают обзванивать больницы и морги.

Ищут не всех

Например, подростка, который до этого не раз убегал из дома и «зависал» где-то сутками с друзьями, отряд не будет искать, но может распространить ориентировку. Если известно, что взрослый мужчина имеет привычку «загулять» на несколько дней или уехать куда-нибудь, его тоже не станут искать. Поэтому важно собрать как можно больше информации у родственников, однако они, к сожалению, часто что-то утаивают. Это может привести к тому, что ресурсы будут направлены на поиск того, кто на самом деле в этом не нуждается.

Третьи сутки – критические

Если человек потерялся в лесу, и его не находят на протяжении трех-четырех дней, скорее всего он уже мертв. Подготовленный человек может выжить в диких условия и неделю, но теряются в основном дети и пожилые люди, а они на такое почти не способны. Как правило, на четвертый день отряд заканчивает поиски именно потому, что шансов найти человека живым, почти нет. А тратить силы и ресурсы на поиск тела нет смысла, рано или поздно его точно найдут, потому что полиция продолжает работу. Задача отряда – спасти.

Воронежцы научились ориентироваться на местности с помощью компаса и карты

Воронежцы научились ориентироваться на местности с помощью компаса и карты

Фото: Анна ПОПОЛИТОВА

Сам не заблудись

Прежде всего, член отряда должен сберечь себя, поэтому он должен уметь ориентироваться на местности. Семен Роготовский по профессии педагог. Он учит детей туризму и спортивному ориентированию. На учениях ПСО «Черноземье» почти те же самые уроки он преподавал взрослым.

- Компас – это вам не GPS-навигатор, он не покажет, где вы находитесь. Но с его помощью вы можете двигаться в заданном направлении. Когда организуются мероприятия на местности, обозначаются линейные ориентиры – это что-то, имеющее большую протяженность. Например, линия электропередач, большая просека, длинный овраг, река, асфальтированная дорога. Это те ориентиры, которые сложно не заметить, - объясняет Семен.

Линейные ориентиры становятся границами участка, они обозначаются сторонами света. Даже если человек заблудится, он может идти в определенном направлении, точно зная, что выйдет к линейному ориентиру, где его без труда найдет остальная команда.

Однако, во время «прочеса» леса линейные ориентиры определить трудно. В этом случае поисковики должны уметь двигаться по азимуту. При объяснении маршрута, нужно использовать легко узнаваемые ориентиры. Нельзя использовать понятия «слева» и «справа», только «север», «юг», «запад», «восток». А расстояние измеряется в парах шагов, где один шаг равен примерно 75 см.

Семен Роготовский научил воронежцев ориентироваться на местности с помощью компаса

Семен Роготовский научил воронежцев ориентироваться на местности с помощью компаса

Фото: Анна ПОПОЛИТОВА

Самый важный ресурс – люди

Евгений Сухочев – врач, спасает жизни не только в лесах, но и на операционном столе.

- Все оборудование в медицине – вторично. Врач использует его, но ценен только он сам. Так же и в поисковом отряде, важны люди, которые этим занимаются, - говорит Евгений.

Тем не менее, современное оборудование помогает поисковикам работать быстрее, и эффективнее. Прежде всего, отряд использует полноприводный автомобиль, в котором всегда есть все необходимое оборудование, запас еды и воды. Есть тепловизор - очень полезная вещь, но он не всегда выручает. Он бесполезен зимой, когда одежда человека такой же температуры, как и окружающие предметы или летом после полудня, когда все вокруг нагревается одинаково. Тепловизор не видит сквозь предметы, поэтому если человек лежит в траве, он его не покажет. Зато в некоторых случаях тепловизор может заменить прибор ночного видения. Еще одна нужная вещь – квадрокоптер с камерой. Он может выполнить работу тридцати поисковиков, сэкономив их время и силы.

Евгений Сухочев показывает, как работает тепловизор

Евгений Сухочев показывает, как работает тепловизор

Фото: Анна ПОПОЛИТОВА

Умей помочь товарищу

Цель номер один – найти человека, цель номер два – помочь ему выжить. Чаще всего лучшее, что может сделать поисковик для пострадавшего – передать его медицинским работникам. Но уметь оказывать первую помощь самостоятельно тоже важно. Она может потребоваться самим членам отряда. Усталость и жара нередко приводят к потере сознания, а работа на незнакомой местности – к травмам.

Все как по-настоящему

Когда участники учений усвоили краткий теоретический курс, было решено провести настоящие поиски человека. Один из членов отряда спрятался в лесу, а остальные с «новобранцами» пошли его искать. Все как по-настоящему: сначала ориентировка и ознакомление с планом местности. Из оборудования – компасы, рации, туристические навигаторы. Группы по четыре человека движутся сквозь лес в разных направлениях. Команда идет в одну шеренгу, сохраняя расстояние между людьми в пару десятков метров. Периодически каждая группа останавливается и громко зовет «потеряшку» по имени, предварительно сообщив об этом остальным по рации, чтобы те тоже остановились и прислушались. Импровизированные поиски закончились успешно – человека нашли на расстоянии в полтора километра от штаба, оказали медицинскую помощь и вынесли из леса.

"Потеряшку" нашли и оказали ему первую медицинскую помощь

"Потеряшку" нашли и оказали ему первую медицинскую помощь

Фото: Анна ПОПОЛИТОВА

Некоторые приехали на учения поисковиков целыми семьями. Например, Мария с мужем и 11-летней дочкой из Алма-Аты, в Воронеже гостят у друзей. Они увидели в СМИ сообщение об учениях и решили съездить:

- Конечно, это было очень интересно, потому что у нас нет лесов вообще. И дочке, я думаю, полезно все это узнать, - рассказала Мария. – Хотя она сказала мне, что вряд ли когда-нибудь пошла бы вот так искать человека. Тогда я спросила ее, а если бы твоя сестренка потерялась? У меня есть еще одна двухлетняя дочка. Она говорит, что если бы сестренка пропала, тогда, конечно, она пошла бы на поиски.

Мария из Алма-Аты с семьей поучаствовала в учениях воронежского поисково-спасательного отряда

Мария из Алма-Аты с семьей поучаствовала в учениях воронежского поисково-спасательного отряда

Фото: Анна ПОПОЛИТОВА

Алексей пришел на учения, потому что его задела трагическая история трехлетнего Артема Кузнецова, которого год назад так и не смогли спасти.

- Непонятно, как это они не смогли найти ребенка, есть же специальные службы, - говорит Алексей. – Если будет возможность, время, обязательно приму участие в настоящих поисках.

Рустам тоже хотел бы когда-нибудь помочь поисковому отряду:

- Как не следи за человеком, он может потеряться. Даже в торговом центре, бывало, отвернешься на минуту, сына уже не видно. Но там мы знаем, как искать – камеры везде и людей много. А в лесу как? – говорит Рустам.