Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
+3°
Boom metrics
Общество22 июня 2018 12:00

Квест вместо скучного урока: как в музее железных дорог детей безопасности учили

«Комсомолка» вместе с Октябрьской железной дорогой (ОЖД) собрала ребят из духового оркестра Дворца детского творчества Петроградского района для знакомства с техникой безопасности на железной дороге.
Экскурсия заинтриговала ребят

Экскурсия заинтриговала ребят

Фото: Андрей ГАШЕВ

Дело серьезное. А чтобы оно было еще веселым и интересным, мы отправились в музей железных дорог России.

НАЗАД В ПРОШЛОЕ

Музей железных дорог России - место действительно любопытное и весьма впечатляющее. На входе нас встречают работники музея и ведущий Дмитрий Попов. Он сегодня будет помогать экскурсоводам с интерактивной частью программы. Ребята разделятся на команды и будут участвовать в конкурсах и викторинах. Тема – история железной дороги и техника безопасности на ней.

– Профилактика непроизводственного травматизма - это одна из центральных задач компании РЖД, - говорит специалист службы корпоративных коммуникаций ОЖД Юлия Минеева. – Поезда - транспорт тяжелый, тормозной путь у них большой – железная дорога, как и любая транспортная инфраструктура, зона повышенной опасности. В связи с этим существуют определенные правила, обязательные к исполнению для сохранения жизни и здоровья пассажиров. К сожалению, у нас достаточно граждан, которые пренебрегают культурой безопасности не только на железной дороге. Когда мы видим знак, то трактуем его не как запрет, а как информацию к размышлению. Особенно остро это касается детей. Когда бабушка берет внука и переходит пути на запрещающие сигналы– то она выписывает ему индульгенцию на нарушение правил в последующей жизни. Случаи детской смертности встречаются реже, чем у взрослых. Но, тем не менее, это каждый раз трагедия. Поэтому дети - это та категория граждан, на которую мы обращаем особое внимание. Железнодорожники постоянно ходят в школы: показывают фильмы, раздают листовки, проводят профилактические беседы. Мы транслируем ролики в кинотеатрах, сотрудничали с детским радио. В компании даже создали своего супергероя – «Железного Макса». Мы на нашей дороге сшили костюмы супергероя и очень активно используем образ при работе со школьниками. Он и в регионах в школу приходил, и на вокзалах экзамены принимал. Эффект большой – за семь лет случаи травм уменьшились на 50 процентов. Сегодняшнее мероприятие особое. Мы выбрали музей исходя из предположения, что благодаря более близкому знакомству с поездами насколько они массивны, тяжелы и опасны. К тому же узнают для себя новое об истории железной дороги в нашей стране.

В игровой форме информация усваивается легче

В игровой форме информация усваивается легче

Фото: Андрей ГАШЕВ

Экскурсия началась с зала исторической экспозиции. На огромных экранах транслировали ролики строительства железных дорог, а экскурсовод и ведущий начали развлекательную программу. Для начала попробовали угадать, сколько экспонатов в музее. Неожиданно завязалась дискуссия о том, что именно считать экспонатами. Ребята высказывали очень разные предположения, но в итоге сошлись на том, что считать нужно только единицы подвижного состава. Тут мнения снова разделились. Мелькали цифры даже за тысячу! В итоге в повисшей задумчивой тишине одинокий голос промолвил: «Сто восемнадцать». «Абсолютно верно!», – обрадовался ведущий.

Разобравшись с этим вопросом ребята двинулись дальше – в интерактивный комплекс «Стрелки времени». По сути, это зал с круглой интерактивной панелью, на которой можно выбрать определенный исторический период в развитии железнодорожного сообщения. Этот период и его основные события мгновенно отображаются на стенах с помощью проекторов. Впечатлит даже взрослых, не говоря уже о детях.

Ребята вращали круг, затем озирались по сторонам, удивляясь масштабности зрелища. Прерывать их не хотелось, но пришлось – пора делиться на команды.

ОТВЕТ ПОЧТИ ВСЕГДА ПРЯМО ПЕРЕД НОСОМ

Ребят поделили на три коллектива. И вот первый вопрос.

- В каком году была введена в эксплуатацию первая железнодорожная линия в России? – спросил ведущий. Буквально через секунду посетители уже дали правильный ответ – в 1837. Ребята уверяли, что в интернет никто не подглядывал. И это оказалось чистой правдой – посмотрели не в интернете, а на стенах!

Юным посетителям предложили нарисовать новые знаки

Юным посетителям предложили нарисовать новые знаки

Фото: Андрей ГАШЕВ

На круге как раз был выбран начальный период истории железных дорог. Посмеявшись, решили, что данный зал не лучшее место для викторины. Поэтому проследовали дальше.

Следующей остановкой стали паровозы. Экскурсовод и музейный педагог Елена Субботина рассказывала об истории возникновения, нюансах управления и эксплуатации чадящих гигантов. При этом можно было залезть внутрь паровоза и внимательно все изучить. На этом этапе темп экскурсии замедлился, потому что всех вместить паровоз не смог – залезали в него командами.

– Сегодняшнее мероприятие для меня очень важно, т.к. открывает новые горизонты работы с детьми – в форме квеста, - говорит Елена Субботина. Это новый способ изучения такой важной темы, как безопасность на железной дороге. Очень много случаев смертности происходит исключительно из-за несоблюдения мер безопасности. Если благодаря нам удастся спасти хоть одну жизнь, то все не напрасно. Дети замечательные, эрудированные. Очень быстро включились, отвечают на вопросы. Некоторые прекрасно знакомы с железнодорожной тематикой, что для меня, как для педагога, очень приятно.

Как только последний участник вышел из паровоза, экскурсия проследовала к столыпинским вагонам, тепловозам и самоходной автомотрисе – вагону с дизельным двигателем. Последний вызвал особый интерес. Он был получен в качестве трофея в Румынии во время Великой Отечественной войны. Из-за красно-желтой расцветки у юных посетителей немедленно возникли ассоциации с хот-догом.

- Вы не первые такие, – посмеялась Елена Субботина.

Далее проследовали к тепловозам. Здесь ребятам предстояло ответить на довольно непростой вопрос и озвучить самую большую скорость, которую может развить локомотив без вагона. Цифры называли разные. Никто даже и не подумал взять выше конструкционной скорости «Сапсана» – 250 километров в час. Оказалось, что зря. Машинист Александр Манкевич в 1993 году разогнался на тепловозе ТЭП80 до 271 километра в час. Удивились все, кроме, конечно, улыбающихся экскурсоводов.

НОВЫЙ ЗНАК

- Давайте активнее, в конце нас ждет кое-что весьма интересное! – подогревал интерес ребят ведущий. Ни на прямые, ни на наводящие вопросы не отвечал, зато задавал их сам. После осмотра инсталляции «Тепловоз в разрезе» пришло время конкурса. Ребятам нужно было придумать свой, самый доходчивый знак опасности на железной дороге. Команды разошлись и начали творить.

Правила безопасности – штука серьезная!

Правила безопасности – штука серьезная!

Фото: Андрей ГАШЕВ

– Ребята пришли к нам музей почти все в первый раз. Мы проводим экскурсию и викторину. Ребята прекрасные. Почти все дети, которые к нам приходят, заинтересованы техникой. В будущем мы планируем расширить интерактивность – появятся игровые модули и профориентированные детские маршруты, связанные с разными железнодорожными профессиями, - отметила старший научный сотрудник музея Наталья Бельдинова.

Ребята подошли к процессу придумывания нового знака очень серьезно – даже звучавший сначала смех стих.

– Мне нужно было акцентировать внимание детей именно на безопасности. Я постарался совместить исторические данные с правилами поведения. Я думаю, что получилось интересно и информативно. Мы не просто говорили о том, что можно, а чего нельзя. Говорили об устройстве поездов, о том, что они представляют собой сложные механизмы и тем самым опасны во время работы. Дети классные. Живые, общительные. Участвовали в процессе. Контакт у нас выстроился, получилась хорошая командная работа, - считает ведущий Дмитрий Попов.

Время вышло, дети представили свои работы. Один из ребят предложил приписывать к запрещающему знаку сумму штрафа – 1000000000 рублей! Сумма серьезная, но на что не пойдешь ради безопасности. Знаки получились очень разными. Некоторые оказались настолько сложными и концептуальными, что как и любым арт-объектам, им требовалось пояснение автора. Другие были простые и понятные, но зато немного жутковатые – с изображением травм. Но в данном случае, возможно, оно и к лучшему.

Двадцать потенциальных машинистов

Последним пунктом экскурсии, и тем самым «интересным» событием, которое обещал ведущий, оказался тренажер машиниста тепловоза. Это копия настоящей кабины, где вместо стекол экраны. По сути это видеоигра с очень реалистичным управлением. Неудивительно, что дети застряли в нем надолго.

– Мы уже несколько раз участвовали в мероприятиях «Комсомольской правды». И с удовольствием откликнулись на призыв посетить этот прекрасный музей, в котором я, например, никогда не был. Очень впечатляет. Очень интересная программа. Радует интерактивность – можно посмотреть, потрогать, побывать внутри экспонатов. Особенно понравился симулятор управления локомотивом. Ребята в восторге! – заметил руководитель духового оркестра Дворца детского творчества Петроградского района Константин Ахметьев, который сопровождал ребят.

Дальше детей ждала самая приятная часть – вручение подарков. Большие красные пакеты получил каждый, после чего все сфотографировались и засобирались на выход.

В конце всем раздали подарки

В конце всем раздали подарки

Фото: Андрей ГАШЕВ

– Очень красочно и впечатляюще. Интересно узнать о поездах и об их истории, - поделился впечатлениями один из юных посетителей Кирилл Кондратьев. - Интересно было побывать внутри тепловоза. Сразу становится понятно, какая это тяжелая работа – быть машинистом. Нужно много сил и серьезная концентрация. Также удивил тепловоз ТЭП80, который разогнался до 271-го километра в час. Крутой рекорд. О правилах безопасности узнал много нового, да и то, что знал – закрепил. Музей шикарный – всем советую!