Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
+11°
Boom metrics

Как товарищ Сталин отчитывал Жданова и Ворошилова

В августе 1941 года вождь резко пресек «самодеятельность» ленинградских властей
В августе 1941 года вождь резко пресек «самодеятельность» ленинградских властей.

В августе 1941 года вождь резко пресек «самодеятельность» ленинградских властей.

В конце лета 1941 года на фронте сложилась крайне тяжелая обстановка. 19 августа немецкие войска окончательно овладели Новгородом. Возникла реальная угроза полного окружения Ленинграда. И руководство города пошло на экстраординарные меры. 20 августа была принято совместное постановление горкома партии и исполкома Ленгорсовета «Об организации обороны города Ленинграда». Мы публикуем этот документ с некоторыми сокращениями. А также запись разговора руководителей города и страны, в ходе которой обсуждалось постановление ленинградских властей. Материалы и комментарии к ним подготовлены кандидатом исторических наук Кириллом Болдовским.

«Постановление бюро горкома ВКП(б) и Исполкома ленинградского городского Совета депутатов трудящихся № 234/46 от 20 августа 1941 г. (особая папка).

Исполком Ленинградского городского Совета депутатов трудящихся и бюро горкома ВКП (б) постановляют:

1. Создать Военный Совет обороны Ленинграда в составе тт. Субботина, Антюфеева, Кузнецова, Капустина и Попкова.

2. Утвердить штаб Обороны Ленинграда. На сформирование штаба обратить аппарат штаба армии Народного ополчения. Штаб обороны работает под руководством Ленинградского горкома ВКП(б) и исполкома Ленсовета и в оперативном отношении подчиняется Военному Совету Северного фронта.

3. Предложить Военному совету немедленно рассмотреть схему обороны Ленинграда.

4. Обязать Комиссию по строительству оборонительных рубежей в 4-5 дней закончить строительство укреплений Ленинграда и оснастить их необходимым вооружением.

6. Для непосредственной обороны города сформировать из числа трудящихся предприятий и учреждений города по территориально-производственному принципу 150 отрядов Народного ополчения численностью 600 человек каждый.

В формируемые отряды включать также женщин на добровольных началах, а также организовать группу подростков для разведки, связи, снабжения личного состава отрядов боепитанием, продовольствием, водой и т.д.

10. Вооружить отряды Народного ополчения винтовками, охотничьими ружьями, пулеметами, ППД, гранатами, бутылками с горючей смесью, а также холодным оружием: саблями, кинжалами, пиками и др».

Это решение ленинградских властей вызвала гневную реакцию у Иосифа Сталина. Уже через два он связался с руководителями города. От имени Ленинграда в беседе участвовали первый секретарь Ленинградского обкома и горкома ВКП (б) Андрей Жданов и главнокомандующий войсками Северо-Западного направления Климент Ворошилов. Переговоры велись по телеграфу, поэтому ответы Жданова и Ворошилова на вопросы Сталина зафиксированы, как совместные. Запись переговоров тоже публикуется с сокращениями, полный текст можно найти в журнале «Новейшая история России».

«Запись переговоров по прямому проводу председателя Государственного Комитета Обороны И.В. Сталина, заместителя председателя Государственного Комитета Обороны В.М. Молотова, заместителя председателя Совета Народных Комиссаров СССР А.И. Микояна с главнокомандующим Северо-Западным направлением К.Е. Ворошиловым, членом Военного Совета Северного фронта секретарем ЦК ВКП (б) А.А. Ждановым, членом Военного Совета Ленинградского фронта секретарем Ленинградского городского комитета ВКП (б) А.А. Кузнецовым, командующим войсками Северного фронта М.М. Поповым.

Тов. Ворошилов, Жданов, Кузнецов, Попов у аппарата.

[Сталин]: Здравствуйте, здесь Сталин, Молотов, Микоян и другие.

(Первое): Вы создали Военный Совет обороны Ленинграда. Вы должны понимать, что Военный Совет может создать только правительство или по его поручению Ставка. Мы просим вас в другой раз не допускать такого нарушения.

(Второе): В Военный Совет обороны Ленинграда не вошли ни Ворошилов, ни Жданов. Это неправильно и даже вредно политически. Рабочие поймут это дело так, что Жданов и Ворошилов не верят в оборону Ленинграда, умыли руки и поручили оборону другим, нижестоящим. Это дело надо исправить.

(Третье): В своем приказе о создании Военного Совета обороны вы предлагаете выборность батальонных командиров. Это неправильно организационно и вредно политически. Это тоже надо выправить.

(Четвертое): По вашему приказу о создании Совета Обороны выходит, что оборона Ленинграда ограничивается созданием рабочих батальонов, вооруженных более или менее слабо без специальной артиллерийской обороны. Такую оборону нельзя признать удовлетворительной, если иметь в виду, что у немцев имеется артиллерия. Мы думаем, что оборона Ленинграда должна быть прежде всего артиллерийская оборона.

Возможно, что в вашем плане обороны, если таковой имеется у вас, артиллерийская оборона учтена, но правительству и Ставке об этом ничего не известно. Мы требуем, чтобы Ворошилов и Жданов безусловно сообщали бы нам о своих планах операций. Они этого не делают и, к сожалению, стали на путь непонятной нам самостийности и допускают ошибки, которые отражаются на качестве обороны Ленинграда.

Все. Так у нас все, отвечайте.

[Ворошилов, Жданов]: Из всего сказанного мы видим, что по нашей вине произошло большое недоразумение.

(Первое): Создание Военного Совета обороны Ленинграда ни в какой степени не исключает, а только лишь дополняет общую организацию обороны города Ленинграда.

(Второе): И Ворошилов, и Жданов являются ответственными в первую очередь за всю оборону Ленинграда.

(Третье): Военный Совет обороны Ленинграда мы понимали как сугубо вспомогательный орган общей военной обороны Ленинграда.

[Сталин]: Что касается поставленных мной вопросов, то ни на один не ответили толком. Вы создали Военный Совет Обороны, не имея на это права… У нас нет гарантии, что вы опять не выдумаете чего-либо такого, что не укладывается в рамки нормальных взаимоотношений.

Вы ввели выборное начало в рабочие батальоны. Мы с этим мириться не можем, а вы даже не ответили на этот вопрос. Вы сами не вошли в Военный Совет Обороны, Жданов и Ворошилов. Мы считаем это серьезной политической ошибкой. Мы никогда не знали о ваших планах и начинаниях. Мы всегда случайно узнаем о том, что что-то наметили, о том, что что-то спланировали, а потом получилась прореха. Мы с этим мириться не можем. Вы не дети и знаете хорошо, что в прощении не нуждаетесь.

Ссылка ваша на перегруженность смешна. Мы не менее вас перегружены. Вы просто неорганизованные люди и не чувствуете ответственности за свои действия…

[Ворошилов, Жданов]:

(Первое): Организуя Военный Совет обороны Ленинграда как вспомогательный орган военной обороны, мы не только не думали нарушать общеустановленные порядок и законы, но и вообще не предполагали, что это может послужить поводом для тех заключений, которые только что мы выслушали. Это наше решение нигде не публиковалось, а приказ издан, как совершенно секретный.

(Второе): Вопрос о выборе, мы допустили, может быть, неправильно, однако на основании печального опыта наших дней, когда не только в рабочих дивизиях, но в отдельных случаях в нормальных дивизиях, после того, как командиры разбегались, бойцы выбирали себе командиров. Мы считали, что рабочие батальоны, которые являются импровизированными формированиями, будут более крепко спаяны вокруг своих командиров, если их командиры будут не только назначаться, но и выбираться ими самими из своей же среды.

(Четвертое): Что касается вашего опасения о том, что мы можем еще что-либо такое надумать, что не укладывается в рамки нормальных взаимоотношений, то мы не совсем понимаем, в чем нас упрекают, что мы сделали такого, что могло послужить основанием столь тяжелому обвинению.

[Сталин]: Не нужно прикидываться наивными, прочтите ленту и поймете, в чем вас обвиняют. Немедленно отмените выборное начало, ибо оно может погубить всю армию. Выборный командир безначальный, ибо в случае нажима на избирателей его мигом переизберут. А нам нужны, как известно, полновластные командиры. Стоит ввести выборное начало рабочих батальонов, оно сразу распространится на всю армию как зараза.

Сегодня же передайте ваши конкретные заявки о необходимой вам помощи от Москвы людьми и вооружением. При этом заявки должны быть не голыми требованиями, а обоснованными, достаточно мотивированными, увязанными с планом обороны.

Указания руководителя страны были немедленно исполнены. 25 августа в ленинградских газетах был опубликован новый состав Военного Совета обороны Ленинграда, в который вошли Климент Ворошилов и Андрей Жданов. Однако новый Совет просуществовал всего несколько дней: 30 августа. Государственный Комитет Обороны упразднил Военный Совет обороны Ленинграда, передав его функции Военному Совету Ленинградского фронта.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Триумф и трагедия Алексея Кузнецова

Как один из руководителей блокадного Ленинграда из героя и любимчика Сталина превратился во врага народа (подробности)

В новом музее покажут неизвестные блокадные дневники

Коллекция будущего комплекса на Смольной набережной уже сейчас насчитывает восемьсот экспонатов (подробности)

Участник блокадного матча Евгений Улитин: Мы уходили с поля, еле волоча ноги, но с улыбками на лицах

В осажденном городе атлеты продолжали выходить на старт (подробности)