2019-03-07T15:53:44+03:00

Николай Стариков: А будете гадить в море Лаптевых — будем штрафовать!

Известный писатель и политолог в эфире Радио «Комсомольская правда» прокомментировал условия, которые Россия поставит перед военными кораблями, стремящимися из Европы в Азию по нашим северным морям [подкаст]
Поделиться:
Комментарии: comments36
Николай СтариковНиколай СтариковФото: Виктор ГУСЕЙНОВ
Изменить размер текста:

- Мы возьмем под защиту Севморпуть - все иностранные крейсеры да эсминцы обяжут заранее сообщать о проходе и брать на борт наших лоцманов. Это наверняка вызовет возмущение Запада. И что дальше?

- А дальше мы не откажемся от своих арктических приоритетов — а будем их защищать. Первое что приходит на ум, когда слышишь эту новость — за пример взята ситуация в Керченском проливе. Там есть и свобода судоходства, и интересы национальной безопасности, когда речь идет о проходе военных кораблей иных государств. Хотите именно этим путем идти —так заранее об этом сообщите и возьмите нашего лоцмана! Он вам четко покажет безопасный путь.

Россия берет под защиту Севморпуть. Это вызовет возмущение всего Запада, начиная с США. Что будет дальше?

00:00
00:00

- Зачем столько усилий и шума вокруг Севморпути?

- Севморпуть — это стратегическая линия. Наша линия. Что очень не нравится тем, кто хотел бы, чтобы огромный поток грузов из Азии в Европу и обратно шел не южным, а «свободным» северным путем — более коротким и потому более экономически выгодным, но контролируемым не Россией, а... нашими англо-саксонскими друзьями.

У нас же для подобного решения есть обоснования и чисто военные, и геополитические, более широкие.

- В прошлом году командующий береговой охраной США возмущался тем, что не только Россия, но и Канада берет под контроль пути вдоль своих северных морских границ…

- Американцы могут заявлять, что ни одна страна не может устанавливать правила для прохода в северных широтах — вот только на каком основании адмирал США так решил? У нас есть исторические, да и военно-политические основания считать иначе. Нам национальная безопасность важнее любых заявлений любых заокеанских адмиралов. А проводить суда по Северному морскому пути максимальное число месяцев в году можем только мы, благодаря тому, что у нас десятки ледоколов есть, в том числе суперсовременные, а у тех же США или Норвегии их раз два — и обчелся. Ну вот Китай начал строить такие...

- Среди условий, которые Россия собирается выдвинуть для кораблей зарубежных флотов, желающих пройти в Тихий океан (или в Атлантику) мимо наших северных земель, в том числе, требование по защите морской среды от загрязнения.

- Важная история. Когда так называемые «экологи» с подготовкой спецназовцев пять с половиной лет назад штурмовали нефте-платформу «Приразломную», основная идея, которая тиражировалась, была такой: Газпромнефть, которая добывает там нефтяные ресурсы — она обязательно все вокруг загрязнит, отчего белые медведи станут бурыми. А вот если там какая-нибудь совестливая ВР начнет добывать, несмотря на то, что именно она устроила коллапс в Мексиканском заливе — то белые медведи станут еще белее. Так вот мы намекаем упертым экологам - корабли из ваших стран должны брать на себя обязательства не загрязнять акваторию при проходе по Севморпути! Будете бросать окурки в Северный Ледовитый океан, море Лаптевых наше загрязнять — заставим платить штрафы.

- Новый супер-ледокол «Лидер» и военные корабли, предназначенные для арктических широт — это же очень дорого?

- Новые, в том числе атомные ледоколы и военные суда ледового класса — это шаг к тому, чтобы Россия застолбила за собой то, что мы потеряли после крушения СССР и бегства из Арктики, а теперь должны всем всё доказывать по новой. Что эти территории - наши. И на шельф в том числе, принадлежность которого никто не оспаривал, когда мы были Советским Союзом, сейчас приходится отправлять экспедиции, в том числе подводные — и представлять доказательства, что эта гряда - кого надо гряда. И идет от континента — а, значит, принадлежит именно нам.

- Более половины разведанных запасов нефти и газа — это арктическая зона...

- Да, значительная часть природных ресурсов, которая будет разрабатываться в ближайшие десятилетия — находится именно в этой зоне, на наших северных территориях. Желающих это оспорить в ближайшие годы найдется немало. Но как только у них это не получится, пойдут опять разговоры о том, что это всё - достояние всего человечества, что это «общечеловеческая» нефть. Пусть говорят.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Новый шелковый путь: Северный морской

Ключом к развитию русской Арктики, регионов Дальнего Востока станет Северный морской путь. К 2025 году его грузопоток возрастёт в десять раз, до 80 миллионов тонн (подробности).

ИСТОЧНИК KP.RU

Понравился материал?

Подпишитесь на ежедневную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

 
Читайте также