+9°
Boom metrics
Политика19 июня 2019 22:00

Олигарху Плахотнюку придется скрываться за пределами Молдовы от молдавского розыска, от России, США и ЕС

Его с высокой долей вероятности ждет уголовное преследование, о чем уже открыто заявила Майя Санду
И куда теперь беглому олигарху податься?!

И куда теперь беглому олигарху податься?!

Фото: Леонид РЯБКОВ

Российский политтехнолог Дмитрий Фетисов — о том, почему позиции России, США и Европы по поводу Молдавии сошлись.

Окончание политического кризиса в Молдове, завершившегося уходом членов Демократической партии со своих постов в правительстве, — это тот уникальный случай, когда в государстве постсоветского пространства одновременно совпали интересы и России, и США, и Евросоюза. Но вклад их в эту ситуацию различен. Россия в лице вице-премьера правительства и спецпредставителя президента РФ по развитию торгово-экономических отношений с Молдовой Дмитрия Козака поддержала решение президента страны Игоря Додона объединиться с руководством проевропейского блока ACUM. США же поставили точку в этой ситуации, найдя аргументы для молдавского олигарха Владимира Плахотнюка, которые убедили его оставить попытки сохранить власть, сообщает iz.ru.

Общей целью России, США и следующего в их фарватере Евросоюза стало желание ликвидировать режим Плахотнюка. Одиозный олигарх, практически целое десятилетие едва ли не в одиночку управлявший Молдовой и ловко лавирующий в отношениях как с Москвой, так и с Вашингтоном, в последние пару лет стал откровенным раздражителем для обеих держав. Поэтому не случайно накануне парламентских выборов российская Генпрокуратура выписала ордер на его заочный арест, а американские правоохранительные органы стали открыто заявлять о претензиях в его адрес.

Сам Плахотнюк в какой-то момент понял, что заигрался, и стал предпринимать попытки переформатировать свои отношения с зарубежными партнерами. На переговоры в Вашингтон был отправлен особо близкий к олигарху политик Адриан Канду, а Дмитрий Козак даже рассказал, что получил от Плахотнюка план по переориентированию внешней политики Молдовы в сторону России. В это время активисты подконтрольной ему Демократической партии стояли с пикетами в защиту действующего кабмина, а само правительство демократов отказывалось признавать коалицию социалистов и европейцев и утвержденную кандидатуру Майи Санду на посту премьера.

На то, чтобы убедить Плахотнюка изменить свою позицию, американскому послу понадобилось всего 15 минут, что зафиксировали молдавские СМИ. Можно только догадываться, какие аргументы перечислил представитель США, но именно после этой встречи демократы официально объявили об уходе из правительства и политический кризис был признан законченным.

При этом дальнейший ход событий выглядит вполне прогнозируемым. Владимиру Плахотнюку придется скрываться. Его с высокой долей вероятности ждет уголовное преследование, о чем уже открыто заявила Майя Санду. Не объявляли об отказе от своих претензий к нему и Россия, США и Евросоюз. Демократическая партия, лишившись ресурсов Плахотнюка, наверняка прекратит свое существование.

Коалиции социалистов и европейцев будет сложно удержаться из-за их кардинально разных политических взглядов и совершенно противоположной ориентации, с одной стороны, на Россию, с другой — на Румынию. И можно предположить, что Молдову уже в ближайшем будущем ждет очередной политический кризис.

Такой сценарий наверняка понимали в Москве и тем не менее сознательно пошли по пути поддержания коалиции Додона – Санду и помощи молдавскому обществу в избавлении от Плахотнюка. Очевидно, что многолетние сложности в отношениях с Кишиневом заставили Россию заняться укреплением своих позиций в Приднестровье. Тем более что треть населения непризнанной республики имеет российские паспорта, а больше 90% поддерживают идею вхождения в состав РФ. Именно Приднестровье в силу своего географического статуса и сложившейся ситуации становится одним из козырей России в построении дипломатических отношений как с Молдовой, так и с Украиной. Ситуацию усложняет факт отсутствия общих границ Приднестровья с РФ, но это делает решение данной дипломатической задачи еще более интересным. А значит, в ближайшее время можно ожидать серьезных подвижек по решению этого вопроса.