Санкт-Петербург
Общество

Мобильники в школах запретили. Зато разрешили бегать на переменах!

Роспотребнадзор и Рособрнадзор опубликовали рекомендации по использованию мобильников в образовательных организациях
Школьник с мобильным телефоном на торжественной линейке 1 сентября.

Школьник с мобильным телефоном на торжественной линейке 1 сентября.

Фото: Светлана МАКОВЕЕВА

Сегодня за подписями руководителя Роспотребнадзора Анны Поповой и руководителя Рособрнадзора Сергея Кравцова вышел, на мой взгляд, весьма разумный и полезный документ. Называется он «Методические рекомендации об использовании устройств мобильной связи в общеобразовательных организациях» (полный текст документа тут).

Прошу обратить внимание – это не запрет, не жесткое распоряжение – на уроки с мобильным нельзя, а в общем-то набор советов как правильно организовать школьную жизнь, максимально исключив опасное, вредное влияние современных гаджетов. Могут школы выполнить все рекомендации - хорошо. Не могут – это их право и их бюджет (в документе советуют установить ящички для хранения мобильников учениками).

Когда месяц назад глава Совета Федерации Валентина Матвиенко заикнулась о том, что надо как-то регламентировать использование мобильных в школе, поднялась беспокойная волна: караул, телефоны запретят. Уже тогда мы с Олегом Григорьевым, председателем Российского национального комитета по защите от неионизирующих излучений, пытались перекричать не очень вдумчивых коллег: ребята, речь идет о здоровье ваших же детей! Уже собраны материалы о негативном влиянии электроники на человека. Причем, работы проводятся в разных странах мира. И пора говорить не только об ограничении использования мобильника в школе, но и вне ее стен.

В нескольких странах – в том числе вполне себе демократических и свободных - не мудрствуя лукаво мобильники в образовательных учреждениях запретили. Самый яркий пример – Франция. В школах провинции Онтарио (Канада) и в штате Новыи Южныи Уэльс (Австралия) также введен запрет.

У нас – не запрет – рекомендация. Что «два надзора» предлагают школьной администрации и родителям:

- Обсудить на уровне учредителей – как правило муниципалитетов, а также управляющим советам школ возможность ограничить использование мобильных в школе. За исключением детеи , нуждающихся в пользовании такими устрои ствами по состоянию здоровья (например, мониторинг сахара крови при сахарном диабете 1 типа и др.). Что важно – речь идет не только о школьниках, но и об учителях, школьных администраторах и родителях. То есть школа может стать территорией вообще свободной от мобильников.

- Включиться школьным психологам в работу по объяснению ребятам чем опасна зависимость от гаджетов, которой, увы, многие школьники на самом деле страдают.

- Ввести правило: в школе если и пользоваться смартфонами, то в режиме «без звука». Как я понимаю, никто не предлагает полностью оставить школьников и учителей без связи. Но если нужно позвонить или ответить на звонок – хорошо бы, чтобы не раздавались трели по всему коридору.

Согласно тексту методических рекомендаций, есть школа может стать территорией вообще свободной от мобильников.

Согласно тексту методических рекомендаций, есть школа может стать территорией вообще свободной от мобильников.

Фото: Михаил ФРОЛОВ

- Предусмотреть места хранения во время образовательного процесса (при наличии такои возможности и необходимости). Самый непростой пункт, кстати. Потому что для заказа таких ящичков для хранения гаджетов нужны деньги. И пока не решен правовой вопрос: а кто несет ответственность, если из ящичка телефон исчезнет. Школа? Дежурный учитель?

- Продумать, каким образом школьники будут пользоваться электронными дневниками (если перешли на них) без использования мобильных. Открыть компьютерные классы на переменах? Сделать доступным для ребят компьютер на столе учителя?

- Ну и моя любимая рекомендация: «использовать время перемен для общения, активного отдыха обучающихся между уроками (занятиями), восполнения их физиологическои потребности в двигательнои активности с учетом возрастных норм». Ребята, по сути «два надзора» разрешили бегать, прыгать и всячески суетиться на переменах!

Понятно, что такие рекомендации будут выполняться не сразу. И не всеми. Скорее, рекомендации – это еще один важный шаг в тому, чтобы сформировать культуру пользования электронными устройствами. Жизнь такая, что обойтись без смартфона становится все сложнее. Но важно привыкнуть – это один из инструментов, облегчающих нам жизнь. И не нужно им же себе жизнь укорачивать (есть научные работы, например, доказывающие взаимосвязь развития рака от частоты облучения мобильным телефоном).

КСТАТИ

В документе ссылаются на исследование в Великобритании. Там ученые выяснили: запрет на использование телефона в занятиях у 16-летних школьников повышает успешность сдачи тестов на 6,4 %.

В методических рекомендациях приводится памятка, прислушаться к советам которой я бы посоветовал всем – и детям, и их родителям.

1.Исключите ношение устрои ств мобильнои связи на шее, поясе, в карманах одежды с целью снижения негативного влияния на здоровье.

2.Максимально сократите время контакта с устройствами мобильнои связи.

3.Постарайтесь максимально удалить устройство связи от головы в момент соединения и разговора (лучше использовать громкую связь или гарнитуру - наушники).

4. Максимально ограничить звонки с устрои ств мобильнои связи в условиях неустои чивого приема сигнала сотовои связи (автобус, метро, поезд, автомобиль). В этот момент мобильник «напрягается», чтобы установить связь и излучение у него на пике.

5. Размещайте мобильник на ночь на расстоянии более 2 метров от головы.

ВОПРОС ДНЯ

Чего больше - вреда или пользы от мобильников детям?

Дмитрий ЗИЦЕР, директор Института неформального образования INO:

- Учителям нужно научиться использовать то, что дети постоянно с телефонами. Смартфон надо сделать верным помощником, а не превращать во врага. Ведь самая главная задача учителя - вести урок так, чтобы с него не хотелось сбежать.

Елена ТОПОЛЕВА-СОЛДУНОВА, член Общественной палаты по образованию:

- Дети не могут себя контролировать, и задача взрослых - вводить ограничения или даже тотальный запрет до 5 или 7 лет. А дальше необходимо разумное использование, ведь в смартфонах заложено много образовательных программ.

Чего больше - вреда или пользы от мобильников детям?

Чего больше - вреда или пользы от мобильников детям?

Фото: Екатерина МАРТИНОВИЧ

Герман КЛИМЕНКО, бизнесмен, отец четверых детей:

- Не возражаю, чтобы дети пользовались смартфонами. Мой младший с трех лет без айпада не ел. Знаю истории, когда в наши дни родители вырастили детей без компьютера и эти дети не вписались в современный мир. Сейчас даже продавцом в магазин не берут без цифровых знаний!

Сергей ИВАШКИН, консультант Института развития человека и организации:

- Часами не двигаться на уроках, потом на перемене прилипнуть к смартфонам, которые сами управляют твоим вниманием. Ничего хуже и придумать нельзя для детей.

Дмитрий МЕНДЕРЛЮК, бизнесмен:

- Оценка «полезно - вредно» вообще мало касается гаджетов. Они скорее катализатор того, что уже есть внутри у человека, преумножают положительные качества, помогают быть более эффективными, дисциплинированными целеустремленным людям. И наоборот - преобладающую в ком-то дурь они делают более яркой и заметной.

Инна МАЛИКОВА, певица:

- Меня все это очень пугает! Начинается все это с безобидных мультиков. Поэтому без контроля никуда, хотя и очень сложно. Да я и сама в телефоне сижу больше, чем любой ребенок, мне кажется! Слава богу, я хотя бы это замечаю за собой!

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Мобильникам в школе не место?

Обозреватель «КП» Александр Милкус - об инициативе спикера Совета Федерации (подробности)