Санкт-Петербург
Экономика

Россиянам предложат скинуться на строительство и ремонт дорог

Министерство транспорта планирует выпустить инфраструктурные облигации
В России могут начать выпускать облигации, деньги от продажи которых пойдут на ремонт дорог.

В России могут начать выпускать облигации, деньги от продажи которых пойдут на ремонт дорог.

Фото: Светлана МАКОВЕЕВА

Министерство транспорта РФ задумалось о выпуске облигаций, чтобы привлечь деньги компаний и людей на строительство дорог. Об этом заявил министр Евгений Дитрих.

- Вполне возможно, это реальный механизм для большинства наших транспортных компаний, транспортный строителей, - считает глава Минтранса. – Также нам бы хотелось попробовать использовать механизмы, которые применяет в жилищном строительстве Минстрой. То есть привлечение средств массового пользователя. Вполне возможно, наши граждане захотят поучаствовать в финансировании строительства тех или иных транспортных объектов.

Конкретные варианты народного финансирования проектов ведомство обещает представить до конца июля. Ранее глава «Автодора» Вячеслав Петушенко говорил о том, что госкомпания может выпустить бессрочные облигации. Помимо бюджетного финансирования, «Автодор» нуждается в 400 млрд рублей до 2024 года.

ЧТО ЭТО ЗНАЧИТ?

Облигации – это распространенный способ привлечь финансирование. Компания или, как в нашем случае, государство как бы заявляет, что готово взять в долг определенную сумму. Под процент, разумеется. Это как банковский кредит, только в этом случае человек кредитор, а не заемщик.

В последние годы в России неплохо разошлись так называемые «народные облигации» Минфина. Чтобы одолжить государству немного денег и почувствовать себя инвестором, нужно всего лишь открыть специальный брокерский счет. По данным Минфина, 5 выпусков «народных облигаций» принесли казне 75 млрд рублей.

А вот механизм инфраструктурных облигаций, о которых говорит министр Дитрих, у нас пока не приживается. Такие ценные бумаги предполагают, что человек дает в долг не просто государству, а вкладывает деньги в конкретный проект, будь то строительство моста или скоростной трассы.

Опыт Минстроя, о котором говорит Дитрих, немного другой. Напрямую денег на строительство министерство ни у кого не просит. Но оно выпускает ипотечные облигации, которые позволяют банкам «упаковать» выданные ипотечные займы в ценные бумаги и продать их инвесторам.

ЭТО ВЫГОДНО?

С одной стороны, снижение ключевой ставки ЦБ толкает вниз и проценты по вкладам. Держать деньги на банковских счетах может стать просто невыгодно. К тому же 13-процентным налогом обложили вклады больше миллиона рублей. Эксперты ожидают, что все это заставит многих людей, далеких от финансового мира, присмотреться к рынку ценных бумаг.

И облигации тут могут оказаться как нельзя кстати. Это не акции, цена которых зависит от положения дел на бирже. Доход тут гарантирован, и в этом их плюс. Все-таки что-то очень плохое должно случиться, чтобы государство отказалось платить по счетам или оказалось не в состоянии это сделать.

С другой стороны, облигации могут принести своим обладателям проценты, сравнимые с прибылью от банковских вкладов. Но, например, если человек решит забрать свои деньги раньше, то может потерять часть дохода. Так что тут все зависит от условий по конкретным выпускам облигаций.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Что нас ждет: крах доллара или обвал рубля

Прошедшая неделя на валютном рынке прошла под знаком ослабления рубля. Курс снизился до минимума с 25 мая. На закрытии Московской биржи в пятницу за доллар давали 71,37 рубля, а за евро – 80,29. И это несмотря на стабильную цену на нефть (больше 40 долларов за баррель) и постепенный выход из карантина в России (подробности)

СЛУШАЙТЕ ТАКЖЕ