Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
+11°
Boom metrics
Общество11 февраля 2021 6:41

Линия метро может оттаять с началом весны

В Петербурге продолжаются судебные тяжбы по поводу проектирования участка «коричневой» ветки метро. Знакомые с ситуацией источники полагают, что корень проблемы растет из некорректно проведенной госзакупки
Источник:kp.ru
Есть ли для петербургского метростроения свет в конце тоннеля, покажет время. Фото:«Ленметрогипротранс».

Есть ли для петербургского метростроения свет в конце тоннеля, покажет время. Фото:«Ленметрогипротранс».

В свое время в Петербурге был зафиксирован ряд резонансных случаев с отменой или приостановкой конкурсов, на которых разыгрывались государственные контракты в разных сферах. Вот лишь несколько примеров за последние два года.

ОТ ДВОРЦА ДО ДОРОГ

Так, в январе 2019-го антимонопольщики приостановили конкурс на реставрацию фасадов Мариинского дворца. Причиной стала жалоба на то, что заказчик, по мнению заявителя, некорректно сформулировал требования.

Буквально через несколько дней Санкт-Петербургское УФАС приостановило конкурс на разметку дорог во всем городе: не менее десяти аукционов.

В сентября 2020 года, как сообщала «Фонтанка.ру», в Северной столице массово срывались конкурсы по организации детского питания (по данным СМИ, к 22 сентября были отменены 22 конкурса на общую сумму 1,8 миллиарда рублей). В некоторых случаях возникла проблема с рабочей документацией - «неточности в расчетах».

А в декабре 2020-го произошла отмена конкурса на проектирование метро до Кудрово. Это случилось из-за «возникновения иных обстоятельств, предвидеть которые при утверждении плана-графика было невозможно» (цитата по сайту госзакупок).

Безусловно, каждый случай уникален и причина для отмены или приостановки того или иного конкурса везде своя. Однако, как полагает ряд экспертов, тенденция налицо: Федеральный закон № 44-ФЗ 2013 года требует усовершенствования для того, чтобы избежать неоднозначных ситуаций. А такие, к сожалению, иногда происходят.

СО ВТОРОГО РАЗА

Один из самых актуальных примеров - это нашумевшая история со строительством «коричневой» ветки метро от станции «Казаковская» до станции «Сосновая Поляна». Вернее, не со строительством (до этого этапа еще далеко), а с ее проектированием.

Напомним, что конкурс на проектирование участка Красносельско-Калининской линии был объявлен летом 2019 года, итоги подведены в сентябре. На кону было 990 миллионов рублей. Победителем стал Санкт-Петербургский научно-исследовательский проектно-изыскательский институт «Ленметрогипротранс» (ОАО «ЛМГТ»). Организация, которая проектирует городскую подземку почти с момента ее основания, предложила выполнить работы за 740 миллионов рублей.

В то же время еще один участник конкурса - московский проектно-изыскательский институт «Метрогипротранс» (АО «МГТ») - подал жалобу в Санкт-Петербургское Управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) с требованием отменить конкурс (об аргументах москвичей чуть позже).

В итоге УФАС встал на сторону АО «МГТ», результаты конкурса были аннулированы и объявлен дополнительный прием заявок.

Победителем стало АО «МГТ». С проектно-изыскательским институтом из столицы России был заключен госконтракт на всю сумму закупки - 990 миллионов рублей. Это на 250 миллионов больше, чем предлагал изначальный победитель - ОАО «ЛМГТ».

Как такое могло получиться?

В Москве метро строится рекордными темпами.Фото:«Ленметрогипротранс».

В Москве метро строится рекордными темпами.Фото:«Ленметрогипротранс».

УВЯЗЛИ В СУДАХ

Для начала разберемся, какие вообще отношения между ОАО «ЛМГТ» и АО «МГТ». Парадоксально, но факт: москвичи являются акционерами петербургского проектно-изыскательского института, владея 8% акций. Конечно, это не контрольный пакет. Но даже у миноритариев, как объяснили знакомые с ситуацией источники, есть рычаги, чтобы оказывать влияние на положение дел в компании (в частности, речь идет о продвижении в совет директоров «своих людей»). В конечном итоге, как сообщал ряд СМИ, произошел акционерный конфликт. Причем случился он именно тогда, когда разыгрывался контракт на проектирование участка «коричневой» ветки… То ли так совпало, то ли было кем-то смоделировано - загадка.

Как бы там ни было, акционерный конфликт - это дело тех, кто руководит компаниями. Нам интересно, какие нюансы могли повлиять на проведение государственной закупки.

Итак. В чем заключалась суть претензии АО «МГТ» после того, как победителем конкурса стало ОАО «ЛМГТ»? В заявлении московского проектно-изыскательского института говорилось, что у генерального директора ОАО «ЛМГТ» Владимира Маслака нет полномочий для принятия решений об участии в торгах, сумма сделки по которым превышает 225 миллионов рублей. Для этого нужно одобрение совета директоров. А его выбирают акционеры (при этом у АО «МГТ» есть акции в ОАО «ЛМГТ»). Антимонопольщики с этим доводом согласились.

ОАО «ЛМГТ» в свою очередь подало сразу несколько судебных исков. Целью одного из них было доказать, что генеральный директор компании не совершал «крупную сделку». В ОАО «ЛМГТ» пояснили, что решение об участии в торгах на проектирование метрополитена не выходит за рамки обычной хозяйственной деятельности предприятия и, соответственно, не требует одобрения со стороны совета директоров. Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области согласился с этой позицией и признал результаты первого конкурса законными.

Казалось бы, ситуация близка к логичной развязке. Но не тут-то было!

КОНТРАКТ ШРЕДИНГЕРА

Важно отметить, что ОАО «ЛМГТ» подало еще один иск: с требованием аннулировать итоги второго, повторного конкурса, где победителем стала московская компания. Это заявление рассматривал тот же суд и даже та же судья, что и первый иск по спору с УФАС. Однако решение было принято… кардинально противоположное! Выходит так, что суд объявил законными результаты и первого, и второго конкурсов.

Вот как этот казус прокомментировал адвокат московской коллегии адвокатов «Аронов и партнеры» Александр Аронов, представляющий интересы АО «МГТ».

- Мы считаем, что суд первой инстанции принял единственно верное решение об отказе ОАО «ЛМГТ» в удовлетворении требований, поскольку в ходе закупки истец фактически отказался от конкурентной борьбы за право на заключение контракта, не подав повторную заявку на участие в конкурсе, - заявил он в интервью изданию «Деловой Петербург».

В ОАО «ЛМГТ» не спорят с тем, что не подавали заявку на участие в повторном конкурсе. Мотивируют это тем, что просто не видели в этом смысла.

- Для ОАО «ЛМГТ» не было целесообразным заходить на «второй круг», поскольку все уполномоченные органы тогда сразу заявили, что у руководства компании нет полномочий для того, чтобы принимать участие в этом конкурсе. В связи с этим ОАО «ЛМГТ» оперативно приняло решение добиваться справедливости через суд, потребовав признать постановление УФАС незаконным. Что и было доказано, - парировал Сергей Панфиленко, управляющий партнер юридической компании «ССП-Консалт», которая представляет в суде интересы ОАО «ЛМГТ».

По его словам, петербургская компания уже подала апелляционную жалобу. Ожидается, что суд рассмотрит ее не раньше, чем в марте. К тому моменту после розыгрыша первого конкурса пройдет уже полтора года...

В родном городе работы у метростроителей совсем мало.Фото:«Ленметрогипротранс».

В родном городе работы у метростроителей совсем мало.Фото:«Ленметрогипротранс».

ЗА БОРТОМ?

Редакция не встает ни на чью сторону в этом споре (суд будем, надеяться, в конечном итоге вынесет правильное решение). Однако даже самому простому человеку может показаться странным: как можно оставить за бортом местную компанию, которая: а) предлагает выполнить заказ за меньшие деньги; б) которая платит налоги в бюджет Петербурга; в) и у которой рабочие находятся на территории города.

Но это не главное. Хуже всего, что от этих судебных тяжб страдают простые жители, которым позарез необходимы новые станции метро. Юг города, где должны появиться станции «коричневой ветки», стремительно растет и развивается.

Однако на исполнение госконтракта были наложены обеспечительные меры. Проще говоря - все работы по проектированию участка Красносельско-Калининской линии подземки заморозили. Это «вето» суд снял лишь в начале февраля 2021 года.

Отметим, что завершить проектирование нового участка подрядчик должен был изначально к августу 2023 года. Однако, по последним данным, этот срок сдвинули на декабрь 2024-го. При этом в ОАО «ЛМГТ» утверждают, что справятся с этой работой в прежний срок даже с учетом потери полутора лет, которые ушли на суды (причем не к декабрю 2024 года, а к августу 2023-го!).

О проблеме со строительством метро в Петербурге сказано и написано немало. Дышит на ладан «Метрострой», недавно отметивший свое 80-летие, а ответственные лица так и не могут принять решение, какие технологии применять в метростроении… Теперь к этим проблемам добавились судебные разбирательства, из-за которых остро встал вопрос о будущем всей «коричневой» ветки метро. Чем это вызвано - неоднозначностью в системе госзакупок или чем-то другим - покажет время.

КСТАТИ

Власти не раз отмечали необходимость станций метро для юга Петербурга.

- Строительство метро в Красносельском районе является одним из приоритетных направлений для города, - подчеркивал в августе 2019 на тот момент председатель Комитета по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга Сергей Харлашкин (к слову, именно этот комитет является заказчиком конкурса на проектирование участка от станции «Казаковской до станции «Сосновая Поляна»).

НА ЗАМЕТКУ

Как пояснили сразу несколько опрошенных нами юристов, ситуация с ОАО «ЛМГТ» и АО «МГТ» неоднозначная. Компания из Петербурга может быть сто раз права, но, учитывая что москвичи уже приступили к исполнению контракта, суд может встать именно на их сторону. Необычность конкретной ситуации в том, что работы по проектированию выполнены АО «МГТ» лишь на 6% (такие данные приводила газета «КоммерсантЪ» со ссылкой на Комитет по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга). При этом ОАО «ЛМГТ» заверяет, что по-прежнему готово исполнить контракт без нарушения сроков.