Премия Рунета-2020
Екатеринбург
+10°
Boom metrics
Общество26 апреля 2022 7:18

«Саша, живи же ты!»: На Урале сестра спасла жизнь брату, у которого наступила клиническая смерть

На Урале сестра спасла жизнь брату, у которого наступила клиническая смерть
Жанна Никулина и ее двоюродный брат Александр. Фото: Предоставлено героями публикации

Жанна Никулина и ее двоюродный брат Александр. Фото: Предоставлено героями публикации

4 апреля 2022 года. Понедельник, 21.30 вечера. В квартире Жанны Никулиной, заведующей аптекой Камышловской центральной районной больницы раздался телефонный звонок. «Тетя Жанна, придите к нам!» - закричала в трубку ее племянница.

РЕЗКО ЗАХРИПЕЛ И ОТКЛЮЧИЛСЯ

- Я живу на четвертом этаже, они на первом. Спустилась в шортах – в том, в чём была дома, бегом, - говорит она. – Зашла в квартиру и увидела, что Саша, мой двоюродный брат, с которым мы к тому же живем в одном подъезде, был без сознания. Кожа на тот момент у него была уже серо-бледная, губы с фиолетовым оттенком. Вся семья перепугана. Мысли сначала были о самом страшном… Как потом рассказала его жена, они сидели, разговаривали, и вдруг Саша резко захрипел и отключился.

Дальше Жанна Никулина все делала на автомате: попробовала нащупать у мужчины пульс на сонной артерии – нет, движений грудной клетки – нет.

Александр был с семьей, когда резко захрипел и потерял сознание. Фото: предоставлено героями публикации

Александр был с семьей, когда резко захрипел и потерял сознание. Фото: предоставлено героями публикации

– Зрачок у него был узкий, а, значит, еще не все было потеряно, и я скомандовала – быстро его на пол и начала «качать», - Жанна Никулина 18 лет отработала фельдшером на скорой помощи Камышлова, даже заведовала отделением скорой помощи местной больницы.

Как признается сама, уже когда все закончилось, пыталась анализировать свои действия – как сразу встала правильно, разогнула пациенту голову, выдвинула нижнюю челюсть, проверила, не запал ли язык. И начала считать – 10, 11, 12 нажатий на грудную клетку…

- Потом, когда устали руки, уже от бессилия нанесла прекардиальный удар и крикнула – «Саша, живи же ты!», - говорит она. – Сколько лет я проработала на скорой помощи, у меня не было ни одного случая с клинической смертью на вызове. Но как мы тренировались за эти годы! С какой благодарностью я вспоминаю все наши учебы на скорой помощи, сколько тактико-специальный учений провел для нас Центр медицины катастроф, сколько мы тренировались на нашей «Аннушке» (Resusci Anne «Воскреси Анну» - манекен, который используется для обучения приёмам сердечно-лёгочной реанимации – прим.ред.). И вот, несмотря на то, что я стала работать провизором в 2014-м году, в тот вечер все вспомнила. Пока я его «качала», сказала поставить телефон на громкую связь и позвонить на «скорую». Наших диспетчеров я еще узнаю по голосам, сказала – «пусть бригада заходит в квартиру сразу с электрокардиографом и дефибриллятором».

Жанна Никулина 18 лет отработала фельдшером на скорой помощи Камышлова Фото: Жанна Никулина

Жанна Никулина 18 лет отработала фельдшером на скорой помощи Камышлова Фото: Жанна Никулина

СКОРАЯ ПРИМЧАЛАСЬ ЗА 7 МИНУТ

В это время к дому, где Жанна боролась за жизнь 54-летнего Александра, неслась машина скорой помощи. Скорая на вызов приезжает за семь минут. В бригаде – единственный фельдшер, Алексей Квашнин. Он на скорой помощи Камышлова работает с 2010 года. «Если б не нравилось, столько бы не робил», - отмечает он в беседе с нами.

– Скорую вызывала жена. А Жанна Эдуардовна – она же меня когда-то на работу на скорую помощь принимала, и вот она его реанимировала все то время пока я ехал, - вспоминает Алексей. – Наложил больному автоматический дефибриллятор, поставил адреналин. Тогда думал – остановка сердца, которая потом перешла в фибрилляцию желудочков. И тут сразу же сработал дефибриллятор, буквально как я его подключил. Его бесполезно использовать при остановке сердца, а при фибрилляции, когда происходит хаотичное сокращение сердечной мышцы с очень высокой частотой, он помогает восстановить нормальный ритм. Получилось! На кардиограмме появился нормальный, синусовый ритм. И у мужчины появилось собственное дыхание – сначала 2-3, потом 4 вдоха в минуту. В машине мы потом везли его с частотой дыхания 14-16 в минуту, с кислородной поддержкой через маску, но больной дышал сам.

Слева направо: фельдшер скорой помощи Алексей Квашнин, заведующий отделением реанимации Андрей Симонов, бывшая фельдшер СМП, ныне провизор -Жанна Никулина. Фото: предоставлено героями публикации

Слева направо: фельдшер скорой помощи Алексей Квашнин, заведующий отделением реанимации Андрей Симонов, бывшая фельдшер СМП, ныне провизор -Жанна Никулина. Фото: предоставлено героями публикации

- Во время вызова и в течение тех нескольких часов, когда пациент был у нас в отделении реанимации, у него не было достоверных данных за инфаркт миокарда, - говорит заведующий отделением реанимации и интенсивной терапии Камышловской ЦРБ Андрей Симонов. – Мы сразу же связались со специалистами центра медицины катастроф, с кардиологами Областной клинической больницы № 1, и на вертолете на искусственной вентиляции легких отправили его в Екатеринбург. В ОКБ 1 ему сделали ангиографию, все-таки выявили закупорку коронарной артерии, и сразу же выполнили стентирование (укрепили стенку пораженной атеросклерозом артерии специальным каркасом – прим.ред.). Я считаю, что главную роль в его спасении сыграла Жанна Эдуардовна и те навыки, которые сотрудники скорой помощи до автоматизма отрабатывают годами. А у нас в отделении от пациента все время не отходили две медсестры-анестезистки – Сабина Ковальчук и Мария Васкецова.

ЖИВ!

- Когда мы справились с состоянием клинической смерти, я поехала с Алексеем и Сашей в больницу, - рассказывает Жанна Никулина. – А как иначе – ведь в дороге могло что угодно случиться. Нам дома еще очень помогла моя дочь Таня, которая сейчас учится на 5-м курсе медицинской академии. Она в тот вечер случайно оказалась дома, а прошлым летом она была у нас здесь на практике на скорой помощи, и как раз в бригаде у Алексея. Знала, что и где лежит у него в ящике с медикаментами, набирала, подавала. Потом, когда мы передали Сашу в реанимацию, я зашла к нашим на скорую помощь, и уже ночью приехала домой. И вот тут на меня обрушился весь адреналин. Ночью я начала мыть пол в квартире, перемыла все что можно, а утром прибежала в больницу и там говорят – «жив, готовится транспортировка в Екатеринбург». Сейчас он уже на реабилитации на озере Чусовском. Звонил мне, говорит: «я звоню сказать тебе «спасибо». А я его слушаю и понимаю, что он сам не понимает, насколько ему повезло – у него и речь сохранна полностью, и память. Это после клинической смерти…

Александр сейчас проходит реабилитацию. Фото: предоставлено героями публикации

Александр сейчас проходит реабилитацию. Фото: предоставлено героями публикации

На вертолете из Камышлова в Екатеринбург сопровождал заведующий отделением плановой и экстренной консультативной медицинской помощи Территориального центра медицины катастроф Свердловской области Петр Еговцев. – Мы в данном случае только осуществили транспортировку пациента, а основная заслуга в его спасении – у наших коллег со скорой помощи Камышлова, - говорит он. - Великолепные реанимационные навыки у заведующей аптекой Камышловской ЦРБ, которая столько лет проработала на скорой помощи, безукоризненная работа молодого фельдшера, который справился со сложнейшей ситуацией на вызове, работа наших коллег из отделения реанимации в больнице Камышлова – все это действительно верх мастерства.

28 апреля в России отмечается День работника скорой медицинской помощи. И в этот же день – день рождения у главной героини этой истории спасения, бывшего фельдшера скорой помощи из Камышлова Жанны Никулиной. Хотя, как мы видим, бывших сотрудников скорой помощи не бывает. С наступающим вас праздником!