Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
0°
Boom metrics

Москва таинственная: Что скрывает дом масона и декабриста Штейнгеля в Гагаринском переулке

Продолжаем открывать московские тайны вместе с Радио «Комсомольская правда» [аудио]
Дом барона Штейнгейля (Лопатиных) в Гагаринском переулке, д. 15/7.

Дом барона Штейнгейля (Лопатиных) в Гагаринском переулке, д. 15/7.

Фото: Михаил ФРОЛОВ

Москва таинственная: Что скрывает дом масона и декабриста Штейнгеля в Гагаринском переулке

Андреассен:

- У нас в гостях Александр Мишин, библиофил, гид Общества пеших прогулок «МоскваХод». С которым мы сейчас отправляемся в Гагаринский переулок к одному маленькому особняку, который вы наверняка проходили мимо и даже не знали, какие тайны кроются за этим деревянным одноэтажным домом. Дом барона и декабриста Штейнгеля в Гагаринском переулке. Запишите сразу адресочек: дом 15/7. Будете проходить мимо – вспомните наш рассказ. Александр, вот этот самый Владимир Штейнгель участник войны 1812 года, масон и декабрист. Я предлагаю начать с того, что он масон. Что мы можем про него рассказать? И как это отразилось на жизни, укладе его дома?

Владимир Штейнгель был одним из самых старших участников восстания в декабре 1825 года

Владимир Штейнгель был одним из самых старших участников восстания в декабре 1825 года

Фото: Википедия

Мишин:

- О масонской деятельности Владимира Ивановича Штейнгеля мы знаем очень мало. Тут надо отметить, что из декабристов он был одним из самых старших в декабре 1825 года, в момент восстания ему было уже 42 года, в то время как многие были моложе тридцати. Он был опытный, поживший человек. Масонами тогда были многие...

Это сейчас мы это слово чуть не ругательно употребляем. Подозрительное слово: подразумевает, что люди собираются в домах при свечах и шушукаются, что называется.

Кто такие масоны? Это бесконечная тема. На самом деле главной целью масонов было, как они считали, самовоспитание, соединение своей души с божественным. Конечно, к христианству и православию их взгляды не имели ни малейшего отношения. Но реальной повседневной жизнью московских масонов была благотворительность – богоугодное занятие.

У Штейнгеля, насколько я знаю, была довольно высокая степень посвящения. И вот в этом доме, который он сам себе построил как чиновник московский, причем чиновник он был очень важный. Социально важный. Дело в том, что он отвечал за те ссуды беспроцентные, которые государство решило после пожара и разрушения Москвы давать погорельцам. А он был безумно бескорыстный, честный человек. И на него многие обижались. Потому что они писали прошения о сгоревшем. И как сразу, судя по этим документам, москвичи разбогатели все! Они там столько понаписали - и то, что реально было, и то, что придумали.

А Штейнгелю надо было ходить по этим погорельцам и смотреть. Хорошо, у вас сгорело пятнадцать сараев, но какие-то фундаменты, какие-то фрагменты же остались?! Это либо видно, либо нет. И он их разоблачал. Соответственно, ссуда была меньше. Поэтому на него клеветали, говорили, что он сам берет взятки.

Андреассен:

- Небось, и дом, мол, построил на «левые деньги. Каменный... Роскошь.

Мишин:

- Его дом – небольшой и деревянный. Когда вы идете мимо, он действительно кажется каменным, но это обман. Несмотря на то, что Москва сгорела, и правительство просило москвичей строиться в камне, все равно это было дорого. И потом – в столице не любили камень. Говорили, что в нем плохо спится. Дерево – любимый материал. Но тогда его надо было имитировать – обмазывать штукатуркой, имитация руста, то есть каменной кладки по низу. И вот вы видите как бы каменный дом, а на самом деле - типичный ампирный особнячок, деревянный.

А сердцем его стала небольшая комната площадью метров пятнадцать квадратных, найденная совсем недавно. До начала 70-х годов этот дом был коммуналкой. Там жило несколько десятков человек. И вот, когда их оттуда отселили, дом отдали Президиуму Академии художеств, сейчас там кабинет Зураба Церетели.

Стали реставрировать - и увидели великолепное ампирное зеркало высотой в три с лишним метра – от пола до потолка. Когда его попытались снять, оно вдруг отодвинулось, и взору изумленных реставраторов открылось помещение, в которое не заходили больше 150 лет!

Сердцем дома стала небольшая комната площадью метров пятнадцать квадратных, найденная совсем недавно

Сердцем дома стала небольшая комната площадью метров пятнадцать квадратных, найденная совсем недавно

Фото: Михаил ФРОЛОВ

Андреассен:

- Просто детективная история. А если вспоминать детективные фильмы, они должны были нечаянно нажать на какую-то скрытую кнопочку, которая отодвигала зеркало в сторону?

Мишин:

- Я уж не знаю, как у них это получилось, но вот они что-то там сдвинули, и зеркальная дверь открылась. И они увидели помещение, покрытое истлевшим уже, провисшим, сгнившим бархатом, на котором были нашиты совершенно недвусмысленные масонские знаки. Не зря же они себя называют вольными каменщиками. Потому что в их представлении создатель вселенной, божество – великий архитектор, который создал все, что нас окружает, в том числе и человека. Вот треугольник – элементарная геометрическая фигура. А для масонов он означает нерасторжимую связь углов, то есть братство. Только не надо трактовать в дворянских московских или загородных усадьбах любой треугольник на стенах как масонский! Если вы знаете, что владелец был масоном, да, тогда ваша фантазия пускай раскрывается по полной программе. А так - можно перемудрить.

Когда в этом доме попытались снять зеркало, оно вдруг отодвинулось, и взору изумленных реставраторов открылось помещение, в которое не заходили больше 150 лет!

Когда в этом доме попытались снять зеркало, оно вдруг отодвинулось, и взору изумленных реставраторов открылось помещение, в которое не заходили больше 150 лет!

Фото: Михаил ФРОЛОВ

Андреассен:

- Потому что в любом случае тогда каждый особняк, если представить себе этот треугольник над портальчиками и над колоннами, будет масонским.

Андреассен:

- Правда ли, что в этом доме был еще какой-то тайный подземный ход?

Мишин:

- Когда говорят о тайных ходах, всегда возникает вопрос: куда и зачем из Гагаринского переулка можно было уйти?

Андреассен:

- Это ваша задача – рассказать.

Мишин:

- Пишут, что была лестница из этой масонской комнаты куда-то вглубь. Я думаю, что это был не подземный ход. Скорее всего, с использованием старых засыпанных подвалов, может быть, к соседу – масону. Но это не установлено. Потому что остальные дома давно уже не существуют. Да, дом барона Штейнгеля существует, а дома соседей давно истлели, снесены Советской властью и так далее. И вообще, конечно, это дорогое удовольствие – иметь свой персональный ход в нужную семью, в нужный дом.

Украшения на доме ничем не напоминают масонство. Все знаки открылись взору реставраторов внутри.

Украшения на доме ничем не напоминают масонство. Все знаки открылись взору реставраторов внутри.

Фото: Михаил ФРОЛОВ

Андреассен:

- Это правда. А вот следующие хозяева этого дома, например, родственники Тургенева, - они какое-то отношение к масонам имели? Или они просто уже заселяются туда, потому что история течет своим ходом?

Мишин:

- Когда мои коллеги проводят сейчас экскурсии «Москва масонская», вы правильно сказали, они видят масонские знаки там, где их не надо видеть. Никто же не пишет на лбу татушкой, что он масон. Это глупо. Это все-таки тайное общество. В этом и прелесть. «Все то, что неизвестно, все очень интересно», как поется в одном мультфильме. Нет, просто снимали квартиры. Мать Ивана Сергеевича Тургенева Варвара Петровна Лутовинова была женщина с очень выраженным характером. Ей на месте не сиделось. Вот в этом районе - кстати, любимом семьей Тургеневых, - у них было шесть или семь адресов за несколько лет.

Андреассен:

- Еще стоит упомянуть, что в этом же особняке в Гагаринском переулке жил внук полководца Александра Суворова.

Мишин:

- И с 1872 по 1920 год живет семья Лопатиных. Лопатины – такой очень типичный московский гнездовой семейный очаг. Самый известный из Лопатиных – философ Лопатин Лев Михайлович. За его сестру сватался Иван Алексеевич Бунин. К ним ходил Лев Толстой. Именно по мотивам того, что Толстой увидел в доме Лопатиных, была написана его пьеса «Плоды просвещения», где собравшиеся за столом занимаются столоверчением и вызыванием духов. Вот тогда это была мода. В 70-90-е годы да и позже. Вообще москвичи склонны видеть таинственное там, где, может быть, его и нет. Я даже вспомню о том, что у Конан Дойля был очень известный трактат по поводу того, как общаться с духами, а не только «Собака Баскервилей». Хотя здесь есть некоторое родство. И вот Толстой, будучи ума скептического, французско-просвещенческого XVIII века, конечно, над этим смеялся. И семейство Лопатиных в этой пьесе вполне себе выведено.

Андреассен:

- Приходите на экскурсию «МоскваХода». Представляете, вот это все, что вы сейчас услышали, вам расскажут прямо перед конкретными особняками. Вы просто сумеете погрузиться в эту историю, которая не так уж далеко от нас...