Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
+9°
Boom metrics
4 мая 2003 22:00

Блокада Ленинграда: Абвер против НКВД

Штурм Питера был поручен агентам и диверсантам В октябре 1941 года немцы отказались от лобового штурма Ленинграда. Учитывая критическую ситуацию, в которой оказались защитники города, поступок был нелогичный. Но немецкие войска зарылись в землю, освободившиеся соединения были спешно переброшены под Москву. Есть версия, что после нескольких совещаний в ставке Гитлера был принят план, составленный под влиянием главы всемогущего абвера адмирала Канариса: блокировать Ленинград, разрушить основные узлы жизнеобеспечения города артобстрелами и бомбардировками. Затем с помощью разведки и немецкой агентуры в голодающем городе должны были начаться массовые беспорядки. И как итог - бескровная капитуляция
Источник:kp.ru

ТОЛЬКО У НАС Спецоперация “Позорный крест” Как советские пропагандисты “наградили” фашистские войска Железные кресты Первого и Второго классов считались самой престижной боевой наградой в германской армии. Этим и воспользовались в отделе спецпропаганды политуправления Ленинградского фронта. В блокадном Ленинграде были изготовлены точные копии железных крестов, ни по форме, ни по весу не отличающиеся от подлинных. Единственное, на железном кресте I класса с внутренней стороны красовалась надпись “Fur Raub und Mord” - “За разбой и убийство”. Там же был указан год появления этой награды - 1813, который на оригинале отсутствовал. Год этот, мягко говоря, знаковый. Просто Железный, или Кульмский крест, был учрежден королем Фридрихом Вильгельмом Третьим после того, как русская армия выгнала войска Наполеона из Пруссии. Король тогда заявил: “В разоренной войной Пруссии нет столько золота, чтобы сделать для каждого русского солдата достойную награду, но мы сделаем ее из железа - и это не унизит их подвига”. Немцы, любители символов, действительно собрали по всей стране металл и железным крестом был награжден КАЖДЫЙ участник битвы под Кульмом. Уже после войны солдат-ветеранов в России специально разыскивали прусские курьеры, чтобы вручить эту награду. У Железного креста II класса тоже было небольшое отличие. Вместо 1939 года на нижнем плече креста стоял год 41-й, год нападения на СССР. Несколько тысяч таких “позорных крестов” были заброшены в расположение войск противника разведчиками и партизанами. Всего два таких креста до последнего времени хранились у ныне покойного питерского коллекционера Константина Калинина. ПОСТОЙ, ПАРОВОЗ! Партизаны крушили коммуникации оккупантов с недюжинной смекалкой Разумеется, наши спецслужбы в осажденном Ленинграде не ждали безучастно немецкой победы. В тыл немцам забрасывали сотни групп. Разбитые или потрепанные партизанские отряды переформировывались, получали связь с Большой землей и снабжались оружием и подрывными материалами. Из донесений нашей разведки было известно, что у противника из-за страшной нехватки транспорта снабжение войск было максимально переведено на железнодорожные рельсы. Буквально след в след за наступающими немцами шли саперы, перешивавшие широкую российскую колею на узкий европейский стандарт. Поэтому в первый год войны вся деятельность партизанских отрядов и диверсионных групп была направлена на “рельсовую войну”. Больше всего досталось участку Варшавской железной дороги Новгород - Ленинград, проходившему через пустынные и заболоченные районы области. Движение на “Варшавке” иногда останавливалось на трое-четверо суток! Вклад наших диверсантов в оборону города был огромен, а отчаянности партизан могли позавидовать даже японские камикадзе. Именно под Ленинградом родился партизанский метод железнодорожной диверсии “подрыв на бросок”. После нескольких сотен диверсий на рельсах немцы подошли к обороне коммуникаций со всей своей педантичностью. Вдоль насыпей железной дороги лес вырубался на сотни метров, поэтому скрытая установка фугасов исключалась. Подходы к полотну тщательно охранялись. Для борьбы с партизанами с фронта были сняты 4 дивизии - около 40 тысяч человек. Но, несмотря на все эти меры, группа из десяти человек валила под откос любой эшелон. Опытным путем партизаны выяснили, что противотанковые мины вполне подходят для подрыва поезда. Правда, мины приходилось связывать парами. Затем группа выбирала прямой участок дороги и дожидалась поезда. Диверсанты с автоматами шквальным огнем прижимали к земле охрану железной дороги. Боец с ручным пулеметом бил по платформе с солдатами, которую немцы пускали перед паровозом, а потом прикрывал отход группы. Еще два человека заваливали рельсы минами, швыряя их прямо под мчащийся поезд... Еще один метод диверсий применили тосненские партизаны, оставшиеся без детонаторов и взрывчатки зимой 41-го года. Из практики: двухсотграммовая толовая шашка лишь перебивает рельс - последствия такой диверсии устраняются за полчаса. Заглубленный фугас в лучшем случае уничтожит несколько метров железнодорожного полотна. Несколько часов работы - и путь будет восстановлен. Но оказалось, что если облить соляркой или керосином и поджечь пару километров рельс, их безнадежно изогнет. И ремонт дороги в этом случае займет минимум неделю. А накладных-то расходов у партизан - несколько канистр керосина. Дмитрий Стешин Фото Станислава Левшина