Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
+22°
Boom metrics
Общество27 августа 2013 13:19

Чтобы разгрузить центр для мигрантов, в Петербурге строят специальный городок

Некоторые нелегалы ждут выдворения по два года, а потом их просто отпускают на волю [видео + фото]
Ксения АХМЕТЖАНОВА
Ксения АХМЕТЖАНОВА
Пока ждут автобуса до Пулково, играют в шахматы

Пока ждут автобуса до Пулково, играют в шахматы

Фото: Тимур ХАНОВ

Центр содержания иностранцев при ГУ МВД на Кингисепском шоссе, 53 - место известное. В кругу мигрантов, конечно. В него попадают нелегалы. В этом здании они ждут выдворения из страны.

Но вот широкую популярность центр обрел недавно, когда под его окнами разыгрался скандал. Почти двое суток судебные приставы и два десятка мигрантов просидели в микроавтобусах под дверями. Центр впервые не принял гастарбайтеров. Полицейские наотрез отказались, заявив, что и без того учреждение переполнено почти вдвое. Как до такого дошло, выяснила “Комсомолка”, побывав на экскурсии.

ПОЛНЫЙ ИНТЕРНАЦИОНАЛ

Восьмиэтажный дом в Красном селе от проезжающих по Кингисеппскому шоссе скрыт деревьями. Полицейское учреждение выдают лишь машины приставов, постоянно подвозящие мигрантов, и зарешеченные окна. Вокруг здания гуляют подростки. Полностью дом полиции не принадлежит - они делят его с лицеем.

Попасть туда - задача не из простых. Режимный объект, должно быть разрешение. У пропускного пункта сидит за столиком мужчина азиатской внешности, заполняет бланки.

Так выглядит центр снаружи

Так выглядит центр снаружи

Фото: Тимур ХАНОВ

- Вот видите, сами сдаются, - шутят полицейские.

Азиат принес посылку. У него тут родственники.

Передачки принимают в определенное время. Список запрещенных предметов вывесили над входом: колбасу, сигареты - да, телефоны, наркотики - нет. Свидания тоже каждый день, но по расписанию.

Правда, навещают тут немногих. Некоторые постояльцы приехали из таких далей, что и не снилось: Индия, Камерун, Конго, Кот д Ивуар, Нигерия, Алжир…Полный интернационал, по которому можно географию изучать. Большинство задержанных все же из более привычных российскому уху мест: Грузия, Армения, Беларусь, Украина, Молдова, Кыргызстан. В лидерах - Узбекистан. Граждан этой страны набралось 174 человека. На втором месте - Таджикистан - 45. Остальные исчисляются десятками, а то и вовсе исключительными единицами.

В здании, рассчитанном на 176 человек, живут 310, хотя еще в апреле прошлого года было 170. Зимой центр стал переполняться: 220- 230 нелегалов.

- Помещения не резиновые, и я докладываю об этом наверх постоянно, - вздыхает начальник центра содержания иностранных граждан Сергей Копылов. - Только сейчас стали как-то прислушиваться.

ДЕЛО ТОНКОЕ

Копылов как истинный хозяйственник о своих “подопечных” заботится. На эту должность пришел полтора года назад, прослужив до этого восемнадцать лет в СОБРе.

- Все меня считают жестким. Я, конечно, человек войны, но к мигрантам отношусь нормально, - отмечает полковник. - И они ко мне тоже.

Дружба в этой ситуации - естественный компромисс. В учреждении не скрывают: охрана у них не самая серьезная. На 310 мигрантов только пять человек с конвоя. Перекрывают они семь постов, плюс четыре бойца ОМОНа. Оружия нет, только спецсредства.

При прошлом руководстве случались даже побеги. В 2012 году улизнули десятки мигрантов. Когда охранники принесли обед, их избили спинками от кроватей.

- Восток - дело тонкое, - подчеркивает Копылов. - У них какой принцип: один побежал - все за ним. И никакой забор их не остановит. На этажах и спортсмены бывают. Был чемпион Грузии по дзюдо. Сейчас вот мастер спорта с Казахстана сидит у нас. Афроамериканцы - по боям без правил.

Поэтому идут на хитрости. На каждом этаже есть “старший”, он следит за дисциплиной. Должность выборная. Так что, как правило, это человек, который пользуется большим уважением среди своих. Если и старшие не нарушают, их наказывают трудотерапией: “метлу в руки, и вперед”.

Можно и телевизор посмотреть в компании

Можно и телевизор посмотреть в компании

Фото: Тимур ХАНОВ

- Старшие на этажах понимают, что условия, которые мы создали, надо поддерживать совместно. Они даже просят иногда, чтобы ОМОН не заходил, не злил, - добавляет начальник центра.

Санаторий под замком

Центр больше напоминает тюрьму в Нидерландах. Хотя многие гастарбайтеры принимают условия за курортные.

- Многие не видели постельного белья, а тут спят на чистых, постиранных простынях, - рассказывает Копылов. - Телевизоры на каждом этаже, в комнатах приемники, чайники. Питание трехразовое.

Начальник центра Сергей Копылов

Начальник центра Сергей Копылов

Фото: Тимур ХАНОВ

В сутки на одного мужчину рассчитано 130 рублей, на женщину - 126. Каждому при заселении выдают зубную щетку, пасту, мужчинам - бритвенный станок, женщинам - прокладки. В 2012 году на содержание нелегалов потратили восемь миллионов рублей. В этом году оказалось недостаточно. Только за восемь месяцев истратили почти девять миллионов. Деньги идут из федерального центра.

Мужчины сидят отдельно от женщин.

На каждом этаже перед входом - пост дежурного. Железные двери под замком.

На пятом нас встречает главный по этажу Артур. Армянин быстренько оправляется, убирает сигарету из-за уха и начинает экскурсию. Он из “стареньких”, ждет выдворения уже полгода, а пока руководит товарищами.

- Двери изнутри не закрываются, так что зайти можете в любую камеру. То есть комнату, - осекается Артур.

Простой быт

Простой быт

Фото: Тимур ХАНОВ

В первой же комнате нас встречают пять спин, руки за спиной.

- Это корреспонденты. Встаньте нормально, - одергивает их дежурный.

В одной комнате - сборная солянка. Специально, чтобы не сбивались в кланы и диаспоры, селят всех разных по национальности. Между собой они общаются чуть ли не на пальцах.

- Я увидел по телевизору рекламу “Москва, Россия” и приехал сюда, я турист, - рассказывает темнокожий Гольви из Франции. Он горюет в центре уже пятый месяц. - Захотел сам посмотреть на русский быт. Жил в гостинице, а теперь закрыт в тюрьме. Это ненормально. У меня жена, дети. Во Франции, если поймали, то через десять дней и отправляют.

- Вы их больше слушайте, все они туристы. Как их ловят, так паспорта скидывают, а потом отсиживаются тут, - прервал слезную исповедь конвоир.

Средний срок пребывания в центре - от десяти суток до трех месяцев. Максимум, сколько можно там просидеть - два года. Встречаются и такие. Подолгу сидят те, кому выгодно скрывать свое прошлое.

Но проблемы могут быть не столько в документах, сколько в принимающей стороне. Например, в Узбекистане есть закон: если пять лет не появляешься в стране, лишают гражданства.

Вдобавок ко всему среди постояльцев центра встречаются и отсидевшие в тюрьме. Таких товарищей на их родине не принимают. Тогда проблемы решает “Красный крест”. Стараются устроить их в другие страны.

- Но бывает и такое, что они все же досиживают тут два года. От нас выходят со справкой суда. Других документов у них нет, билет тоже купить не могут. Тогда снова попадают к нам или в центр для мигрантов в Пскове. Если доберутся, - рассказывают полицейские.

Коммуналка

На четвертый этаж любопытствующих не пускают. Там отдельные камеры, видеонаблюдение. Это место называют эпицентром заразы. Сюда сажают больных. Порой в центр привозят нелегалов с ВИЧ, СПИД и даже с открытой формой туберкулеза.

- Я разрешил иметь аптечку на этажах. Они сами собирают лекарства: родные, знакомые приносят, - поясняет Копылов. - Есть фельдшер. Прошу врача. В экстренных случаях приезжает скорая помощь. От комитета по здравоохранению нам определили больницу, где лечат сифилис. Туберкулезников увозят в Павловск. Не скрываю, больных и с открытыми формами доставляют. Привозят с педикулезом.

Тут же, на четвертом этаже, сидят мигранты с отклонениями психики. Из постояльцев - афроамериканец - “президент”. Не буйный, но всех, кто к нему попадает, заставляет учить французский язык. Мания у него такая.

- А какой же у вас этаж лучший? - спрашиваем охранников.

- Третий, - ухмыляются они. - Женский.

Уживаются среднеазиатки и путаны-негирийки. Без конфликтов не обходится. Ночные бабочки оказались белоручками: убираться на этаже не хотят. Привыкшие к иному графику, по ночам они бодрствуют и со скуки смотрят телевизор. А узбечки жалуются руководству.

- Я не вмешиваюсь, пусть разбираются сами, - признается начальник. - А начинают ссориться, так я им метлу выдаю.

На камеру узбечки улыбаются, говорят, что уживаются без конфликтов.

Венера - смотрящая по этажу - в Петербург приезжает регулярно, с 2007 года.

- Муж на заработки в Москву ездит, а я сюда. Мне тут больше нравится, - рассказывает женщина. - Дворником работаю. Но сюда я первый раз попала. Просто отдала паспорт кому-то, а мне вовремя не сделали разрешение. Но вот теперь пять лет сюда не смогу приезжать.

Из развлечений - шахматы, книги, видео. Есть молельная комната.

В тоске по дому рисуют мечети в молельной комнате

В тоске по дому рисуют мечети в молельной комнате

Фото: Тимур ХАНОВ

Раньше были турникеты и футбольная площадка.

- Вы не видели, как в прошлый раз они нас встречали: маршрировали, били в барабаны и запевали русскую песню, - вспоминают в Главке.

В этот раз все скромнее. Мигранты зевают от скуки. У старших на этаже есть хотя бы телефоны - с них сидят в Интернете. Остальным только дают позвонить домой.

Лагерь для мигрантов

На прогулки выходят по расписанию, график согласуют старшие на этаже и под конвоем выводят во внутренний дворик.

- Но скоро достроим городок, и они вообще круглые сутки на свежем воздухе будут, - неожиданно признается Сергей Копылов.

Несмотря на обещания УФМС, лагерь для мигрантов в Петербурге все же будет. Его уже достраивают во внутреннем дворике центра. 35 вагончиков на 210 человек. В каждом собираются поселить по шесть нелегалов.

Бытовки сбили наспех из обычных ДВП, обшили листами жести, на окна поставили решетки. Спать - на двухъярусных кроватях. Туалеты и душевые будут на колесах: “Водоканал” обещал подогнать два автобуса.

Напротив бытовок - кабинка смотрящего.

Мигрантов будут селить в бытовках на улице

Мигрантов будут селить в бытовках на улице

Фото: Тимур ХАНОВ

По периметру - высокий забор с колючей проволокой.

Полицейские доводят новый дом для нелегалов до ума: устанавливают камеры видеонаблюдения. На неделе собираются завести первую партию из изоляторов.

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

В центре содержания иностранцев на 22 августа 310 нелегалов

Из них:

живущие до 10 суток - 57 человек

от 10 суток до 3 месяцев - 191

от 3 месяцев до полугода - 17

от 6 до 9 месяцев - 33

от 9 месяцев до года - 4

больше года - 8.

Мест нет!

Мест нет!

Фото: Илья СМИРНОВ