Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
-1°
Boom metrics
Общество16 апреля 2015 9:50

Ирада Вовненко: За большую зарплату проработала три дня и вернулась в Исаакий

Писатель и руководитель международного отдела Исаакиевского собора рассказала «Комсомолке», нужно ли современным людям искусство и как стать счастливым
Фото: личный архив

Фото: личный архив

Работает в самом сердце Петербурга. Пишет книги, которые нравятся детям и их искушенным современным родителям. Организует интереснейшие мероприятия, тем самым поддерживая культуру, которая якобы падает. Воспитывает двух сыновей. Создает уют в доме. Ирада Вовненко рассказала, как успеть сделать множество вещей, которых хватило бы и на двоих.

- Ирада, что значит для вас выражение «быть петербуржцем»?

- Быть влюбленным в свой город и делиться этой влюбленностью с детьми и другими людьми. Соответствовать Петербургу, открывать в нем и в себе новые возможности.

«МОЛОДЕЖЬ ИНТЕРЕСНО МЫСЛИТ»

- После того как пришла работать в Исаакиевский собор, город открылся мне по-новому. Раньше часто жаловалась то на погоду, то еще на что-то. А потом у меня появилась возможность поработать в Германии, и я поняла: лучше Петербурга нет ничего! И наша погода нам подходит. В солнечную не так хотелось бы работать... А в дождь так много успеваешь сделать!

- Нелегко, наверное, придумывать и воплощать такие проекты, какие у вас в музее.

- Сначала идея, потом воплощение - и чувствуешь, что все не зря. Сейчас мы затеяли новый конкурс New Vision. Хотим показать Петербург глазами молодых фотографов. У нас три номинации: «Архитектура», «Лица», «События и повседневная жизнь». Надеюсь, в сентябре будет красивое открытие выставки. Снимать можно хоть Эрмитаж, но главное - наши четыре собора: Исаакиевский, Спас на Крови, Смольный и Сампсониевский.

- Наверное, трудно запечатлеть тот же Эрмитаж по-новому, его уже столько раз фотографировали!

- Снимают через стекло автомобиля или музей в дымке. Делают панорамные фотографии Троицкого моста... Молодежь интересно мыслит! Другая идея: мы в музее мечтаем привезти работы современного греческого иконописца. У него проблемы со здоровьем, он работает лежа, с помощью приспособлений. Но в его иконах есть благородство и свет. Проектов много. Я чувствую свою причастность, и это вдохновляет.

- Ирада, насколько людям сейчас нужно искусство?

- Обязательно нужно! Я смотрю на своего старшего сына и его друзей: они посещают «Эрарту», читают книги. Очень умные ребята. Это глубокое заблуждение, что им ничего не интересно. Но мы должны давать им альтернативу. Может быть, им неинтересно, когда культурный продукт некачественный? Благодаря интернету они могут сравнивать, их не обманешь.

- А людям постарше?

- Я думаю, хороший спектакль, книга, опера, выставка - это всегда подарок судьбы. Нельзя замыкаться в своем коконе. Переключился, иначе взглянул на мир и подумал: может, у меня не так все плохо?

«ПАПА УЧИЛ: ДЕНЬГИ НЕ ГЛАВНОЕ»

- Мне никогда ничего не давалось легко. С шестнадцати лет сама стала зарабатывать. У моего отца в то время была своя архитектурная фирма, но мне было стыдно брать у него деньги. Работала санитаркой, мыла полы. Это моя первая запись в трудовой. Когда делаешь что-то своими руками, это очень сильно воспитывает. Но тогда я поняла, что не хочу мыть полы всю жизнь! Окончила университет культуры, мечтала о большом университете. Попала туда не с первого раза, но сказала себе: я буду не я, если не поступлю. Оба вуза окончила с отличием.

- Через тернии к звездам?

- А еще во время учебы в СПбГУ подрабатывала на табачной фабрике - переводила с немецкого инструкции к оборудованию. Чтобы все успеть, вставала в пять утра! Родители меня во всем поддерживали. Папа вырос в детдоме, приехал в Ленинград, потому что хотел стать архитектором, и стал им. Он всегда говорит: материальное - не главное. У меня был такой случай: я ушла из Исаакиевского собора в серьезную бизнес-компанию, где мне предложили очень большую зарплату.

- Трудно отказаться!

- Проработала там ровно три дня. И поняла, что не могу. Мне не хватало Николая Витальевича (руководителя Исаакиевского собора Николая Бурова. - Прим. ред.), наших разговоров, проектов... И тут он мне позвонил узнать, как дела. А я плачу. Он и говорит: «Так возвращайся! Завтра тебя жду». Я счастливый человек. У меня есть любимая работа. Утром могу выпить чашечку кофе на Невском, потом подняться по этим историческим ступенькам в башню Думы... Это и есть счастье.

О ТВОРЧЕСТВЕ:

«МЕЧТАЛА СТАТЬ АКТРИСОЙ, СТАЛА ПИСАТЕЛЕМ»

- А вы мечтали быть писателем?

- Я хотела быть актрисой, но не случилось. В школе литература была моим любимым предметом. Математика на два, а литература - на шесть, языки тоже. И вот лет пять-шесть назад во мне проснулось желание творить. Я ждала рождения второго ребенка. Захотелось написать историческую сказку, чтобы пробудить у детей интерес к истории, в том числе своего города. Придумала героя - мальчика Петю, который совершает историческое путешествие. Издатели стали просить меня писать детские исторические сказки. А взрослую книгу создала в сложный период жизни. Я была в сильной депрессии, и Андрей Константинов посоветовал изложить на бумаге то, что в голове. Я попробовала, и вышла книга «Влечение»…

- А совместная книга с Янушем Леоном Вишневским как получилась?

- Я тогда преподавала в университете, и студенты подарили мне «Одиночество в Сети». В голове пронеслось: «Хотелось бы поработать с этим писателем». И вдруг позвонили из издательства: «Приехал Януш, хочешь познакомиться?» У него была автограф-сессия. Я заговорила по-немецки: «Давайте выпьем кофе!» - «Давайте». - «Можем с вами вместе написать!» - «Давайте напишем». Я думала, он пошутил! Дала ему «Влечение» и детскую книгу. Через два дня он написал: «У вас хороший слог». Так и сложилось. Сейчас дружим. Я очень его уважаю. Он продолжает работать генетиком во Франкфурте.

- Не бросил работу? Он же известный писатель!

- Не бросил. Это сложный вопрос. Конечно, хорошо жить в деревне, в домике и писать, чтобы никто не трогал... У меня насыщенная жизнь, дети. Иногда приезжаю на работу к семи утра, чтобы закончить книгу. Мама сделала подарок - взяла детей к себе на неделю, чтобы я дописала книжку. У меня очень хорошая мама!

- Но почему нельзя стать только писателем?

- Знаю случаи, когда люди вынуждены писать книги ради денег, а не потому, что душа просит. Я не осуждаю, но сама так не хочу. Последняя книга «Открытка» получила очень хорошие отклики. Конечно, любому писателю приятно признание его творчества. Но у меня есть работа и есть литература. И одна линия невозможна без другой. Папа учит: прежде всего надо быть честным с самим собой, тогда судьба дает шанс. Могу сказать, что я счастливый человек. У меня любимые дети, любимая работа, любимый человек. Могу сказать судьбе только «спасибо».

СПРАВКА «КП»

Ирада ВОВНЕНКО родилась 5 января 1973 года в Ленинграде.

Закончила СПбГУКиТ и СПбГУ. Искусствовед, кандидат культурологических наук. Работала в Екатерининском дворце, принимала участие в проекте восстановления Янтарной комнаты.

Организатор детских балов в Екатерининском дворце, основатель благотворительного фонда «Ренессанс».

Выпустила несколько книг. Детские: «Волшебный калейдоскоп. Путешествие Петьки в страну Историю», «Путешествие Петьки с Ангелом», «Петька и Царское Село», «Приключение Полины и Пети в Михайловском театре». Взрослые: «Любовь и счастье добавлять по вкусу» (обложку оформлял Никас Сафронов), «Влечение», «Любовь и другие диссонансы» (с Янушем Леоном Вишневским), «Дресс-код вдохновения», «Открытка».

Работает в Исаакиевском соборе, руководит международной деятельностью музея.