Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
+9°
Boom metrics
Общество28 августа 2015 12:50

Поверженный демон помогал архитектору строить дом

Активисты собирают деньги, чтобы воссоздать барельеф на Лахтинской улице, 24
Алена БЕЗМЕНОВА

ТАИНСТВЕННЫЙ ЗАКАЗЧИК

Нечисть жалеть не принято. Все иначе с демоном, которого вандалы разбили на куски в Петербурге. Больше ста лет скульптура украшала фасад дома архитектора Александра Лишневского, который он сам же и спроектировал. Местные жители к инфернальному существу привыкли, не опасались его мистических проявлений. Зато православные активисты утверждали, что из-за демона медленно строится храм Ксении Блаженной через дорогу.

24 августа на церкви установили кресты. 25 августа около «Дома с Мефистофелем» ходили хмурые люди, фотографировали. 26 августа в три часа дня двое рабочих альпинистов через чердак соседнего дома пробрались на крышу и ломиками отбили барельеф с демоном. Оперативно приехали представители небольшой строительной компании «Стройсад», которая по стечению обстоятельств находится буквально в четырех кварталов от места происшествия. Упаковали куски демона в четыре мешка и вывезли на помойку, где их спустя два дня обнаружили полицейские. «Комсомолке» так же удалось найти несколько деталей в мусорной куче ближайшей подворотни. Уборщики, видимо, не очень аккуратно выполняли свою работу.

- Моя компания не имеет никакого отношения к демонтажу барельефа, - устал повторять директор «Стройсада» Андрей Григорьев.

Это все, что осталось от Мефистофеля

Это все, что осталось от Мефистофеля

Фото: Александр ГЛУЗ

На слово ему не верят, требуют предоставить договор с заказчиком. Пока бумаги полиция не видела, Григорьев уверяет, что находится в области и не может оперативно подъехать в Петербург. Вероятно, таинственным заказчиком был представитель организации «Казаки Петербурга», не менее мистической, чем демон на фасаде. Есть шанс узнать, кто же скрывается за вымышленными именами, которыми подписали письмо, где взяли ответственность на себя.

КАКОЙ ЖЕ ЭТО ДЕМОН?

«Дом с Мефистофелем» сложно назвать популярной достопримечательностью. Здание находится на Петроградской стороне, редкий турист забредает на узкие улочки рядом с метро «Чкаловская». Но после того как тут поработали вандалы, на Лахтинскую улицу началось настоящее паломничество. В интернете появляются многочисленные группы, где обсуждают загадки, связанные с барельефом.

- Демон на фасаде появился уже после того, как проект согласовали, - рассказал «Комсомолке» исследователь творчества Александра Лишневского историк Александр Чепель. – Архитектор, словно художник, до последнего вносил мазки – дополнительные элементы на фасад здания.

Та же самая история приключилась и с еще одним домом Лишневского в Петербурге на улице Белинского.

- В проекте обычное здание в стиле неоклассики, а в итоге на фасаде появляется Медуза Горгона, причем в виде старухи, что большая редкость, ее привыкли изображать молодой и привлекательной, - говорит Александр Чепель.

Правда, каких-то символов в оформлении фасадов ученый не видит:

- Время такое, с 1907 года начался период реакции, в обществе было предостаточно социальных проблем, особый психологический климат. В творчестве это вылилось в увлечение различными инфернальными существами.

Не сохранилось писем, высказываний, даже слухов, что же хотел сказать архитектор, используя химер, демонов и специфических птиц с длинным клювом. Но он был не единственным, кто увлекся мистикой.

- Подобные мотивы характерны для архитектурного стиля Северный модерн, - говорит историк архитектуры, осуществивший сплошную атрибуцию исторической застройки Петербурга Борис Кириков. – Он пришел к нам из Швеции и Финляндии, где было модно населять фасады необычной живностью, инфернальными мотивами.

«Дом с Мефистофелем» не единственное мистическое здание Александра Лишневского. Есть Дом городских учреждений с химерами, гомункулами – людьми, созданными алхимиками, чудовищами. Проект лично заказывал император Николай II, он же его согласовывал и принимал.

- Скорее всего, символики в декоре не было, это такая ирония, шутка, игровой элемент, - считает Борис Кириков.

ОХРАННЫЙ СТАТУС НЕ СНИМУТ

В социальных сетях уже создают инициативные группы. Люди готовы собрать деньги, чтобы воссоздать утраченного демона. В группе «Северная Пальмира» в фейсбуке предлагают на первое время повесить качественную фотографию сбитого барельефа.

- Обмеры декора вряд ли кто-то делал, - сомневается Борис Кириков. – Но восстановить демона по фотографиям вполне реально. Достаточно много снимков сохранилось с разных ракурсов.

Поговаривают, из-за того, что дом потерял часть фасада, с него могут снять охранный статус.

- Это невозможно, нет никаких оснований для этого, утрачен только один элемент, - заверил Борис Кириков.

Охранный статус, правда, дому не сильно помог. Около каждого памятника архитектуры в Петербурге по полицейскому не выставишь, штата не хватит. Чиновники пытаются сохранить все внешние элементы зданий. Если есть статус, это значит, что ничего нельзя менять. Например, запрещено проводить ремонт фасада, если нет на то специального разрешения от Комитета по охране памятников. Запрещено менять окна, сбивать рельефы.

- Но нарушения происходят, - вздыхает Кириков. – Жизнь домов в такой же опасности, как и жизнь людей.