Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
+2°
Boom metrics
Общество14 октября 2015 8:11

А моська лает на слона

Сообщество ВКонтакте стало площадкой для черного пиара

ЦЕНА – ТРИДЦАТЬ СРЕБРЕННИКОВ

Социальные сети придумали, чтобы общаться с людьми, которые находятся за сотни, а то и тысячи километров от тебя, чтобы не терять связь с одноклассниками, бывшими соседями, коллегами по работе. Но спустя несколько лет страницы и сообщества пользователи стали использовать совсем не для добрых дел. Социальные сети превратились в площадку для извращенного черного пиара.

Времена нынче тяжелые, как ни крути, все мы переживаем экономический кризис. Наплаву остаются только на самом деле сильные и успешные компании. Мелкие же пытаются выжить всеми силами. Денег на честную рекламу уже нет, приходится опускаться до черного пиара. Тем, кому совсем туго, и вовсе объединяются в стайки и лают на серьезные компании, которые «мелочь» и за конкурентов не считают.

Под раздачу интернет-троллей попала петербургская группа компаний «Айдадом». Она занимается продажей собственных участков и домов в коттеджных поселках Ленинградской области.

Шестнадцать проектов. Шесть лет успешной работы. И уже почти шесть месяцев массированной атаки в Интернете.

Начиналось все ни шатко ни валко. Около года назад было создано сообщество, в котором было «три с половиной человека», и мелкие конкуренты недавно взяли над ним «опеку». Можно назвать подрывную деятельность в этот период разведкой. Потом все разрослось, словно снежный ком. Людей, которые по незнанию вступали в эту псевдогруппу, стали использовать в своей информационной атаке, словно марионеток. Обвинения во всех грехах сыпалось, словно из рога изобилия. Любой положительный комментарий из группы ВКонтакте удалялся, пользователей, которые что-то доброе и разумное говорили о компании «Айдадом» немедленно блокировали. Сообщество стало закрытой для других мнений зоной подрывных действий.

ФАНТАЗИЯ БЕЗГРАНИЧНА

«Они вводят в заблуждение покупателей, пользуясь их юридической безграмотностью! Потом вымогают деньги» - увещевают тролли будущих жителей поселков компании.

- Мы всегда предлагаем покупателям до заключения сделки ознакомиться с пакетом документов, в который входят договор купли-продажи, регламент застройки, договор о порядке пользования инфраструктурой, договор долевого инвестирования, который предлагает принять участие в долевом инвестировании развития инфраструктуры поселка, - объяснили в «Айдадом». – Часто клиенты приходят к нам со своими юристами, мы это всячески приветствуем. Редкий случай, когда в документы вносятся какие-то правки. Разве что, уточнение некоторых формулировок.

«Они непонятным образом завладели гектарами земли, которая находилась в ведомстве поселковой администрации» - пугают возможными проблемами с регистрацией собственности тролли.

- Все документы о праве собственности на землю находятся в открытом доступе, - удивляются в компании «Айдадом». – Мы предоставляем их всем нашим покупателям. Приобретаем участки только у физических и юридических лиц. Все документы о праве собственности, на основании которых группа компаний приобретает землю, мы предоставляем. При чем тут администрации и сомнительные сделки? - недоумевает девелоперы.

Два-ноль в пользу «Айдадома». Но тролли на этом не успокаиваются, продолжают искать аргументы, чтобы очернить компанию. А куда без этого, раз заплачено, надо придумывать, продолжать игру. Но тролли в интернете, на то и тролли, чтобы не здравым смыслом руководствоваться, а эффектно пугать владельцев участков, будущих и настоящих. После таких заявлений не по себе становится. Мы же помним, что положительные отзывы из группы оперативно, утром-днем-ночью, в режиме 24/7, удаляются, а плохие множатся в геометрической прогрессии. И не важно, что критику наводят несколько человек.

«У них фальшивые технические условия на подключение электричества!» - никак не угомонятся тролли.

При этом сами же в Интернете распространяют подделанные документы, обвиняя Айдадом в мошенничестве. Так, например, на изображении указано, что поселок «Волны и Сосны» подключен к ПС - 575, а на самом деле в реальном документе фигурирует совсем другая подстанция - ПС-304. Таким образом, тролли вводят людей в заблуждение, пользуясь их доверчивостью. Ведь никому в голову не придет, что кто-то может быть таким наглым, что разместит ложные документы. Этим и пользуются люди, выдающие себя за обманутых собственников и мнимых «правдорубов».

И на этом не заканчивается использование технической безграмотности простых граждан – собственникам предлагается воспользоваться арифметикой и поделить количество выделенных киловатт на поселок на количество участков. И в итоге сумма не сходится. Например, выделено 1000 кВт, а участков 300, значит, на участок приходится всего чуть более 3 кВт вместо положенных, например, десяти. Обман?! Но любой специалист скажет, что делить количество кВт на количество объектов заведомо неверно, так как при расчете проектом предусмотрен расчет нагрузок, который включает в себя несколько коэффициентов, которые необходимо учитывать. Одновременного включения всех собственников на полную мощность даже в теории быть не может. Про это можно даже отдельную статью написать, но для наглядности проще предложить самостоятельно набрать в любом поисковике фразу «как рассчитать количество киловатт на участок» или задать вопросы напрямую в компанию.

«Они не выполняют обязательства по строительству инфраструктуры: нет подключения к электричеству, ложная врезка газа» - бьют по самому больному черные пиарщики.

- Сложности есть у любой компании, даже у самой крупной, ведь чудес не бывает, - вздыхают в «Айдадом». – Но на то мы и лидеры, чтобы с ними справляться. Не просто же так нас выбрали две тысячи семей.

Фантазия у конкурентов-троллей настолько разыгралась, что «Айдадом» и вовсе назвали финансовой пирамидой.

- Пользуются юридической неграмотностью людей и придумывают страшилки, - только разводят руками девелоперы. – Мы – лидеры на рынке загородной недвижимости. C нами работает 79 агентств недвижимости, включая региональные. Мы получили премию от комитета Госдумы по земельным отношениям. Нас проверили по всем инстанциям – правовым и юридическим. Нас бы разоблачили на стадии приема заявок, если бы мы были «финансовой пирамидой».

КОТ-СПЕЦАГЕНТ

Когда все аргументы тролли исчерпали, начали переходить на личности. Обсуждают сотрудников компании, выкладывают личные фото, оскорбляют. В интернет-войне, как в обычной – все средства хороши. Градус накалился до степени абсурда.

- Одна из наших жительниц выложила в группе фотографию кота, который стал захаживать к ней на участок, попыталась найти или старых, или новых хозяев для животного, - рассказала директор по рекламе «Айдадома» Ольга Курочкина. – Женщину тут же обвинили в том, что она, якобы, оттягивает внимание от серьезных проблем на какие-то глупости.

Тролли объявили жительницу «засланным казачком» от компании «Айдадом». В связях с девелопером подозревали и кота. Усатый и не в курсе, какие страсти вокруг него разворачивались.

Вся эта травля так и осталась бы делом социальных сетей и группы проплаченных товарищей, если бы покупатели не собирали отзывы о компаниях, руководствуясь публикациями в социальных сетях. Когда слова доброго в сообществе не найти, люди задумываются, а вдруг на самом деле все так плохо? В итоге ничем не подкрепленная болтовня бьет по имиджу и доходам компании. И ладно бы одной, против многих девелоперов ведутся похожие войны. Остановить этот поток сложно, группы блокируют, но они, словно феникс, возрождаются. И очень быстро заполняются негативом. А тем временем тысячи довольных покупателей строят дома, живут в поселках и даже не подозревают, что где-то ВКонтакте кипят такие страсти.

«Айдадом» старается для них. Устраивает в поселках праздники,

конкурсы – на лучший детский рисунок, лучший благоустроенный участок. Дарит призы. Организовывает встречи с коммерческим директором. Открыты и готовы работать. Запускают новые проекты и получают сотни благодарностей от жильцов. А вот найти противоядие против троллей не могут.

И что самое удивительное, когда руководство «Айдадом» проводит встречи с жителями, чтобы решить наболевшие вопросы, самые негативно-настроенные «собственники» эти встречи избегают и не приходят, продолжая прятаться за пустыми аккаунтами и публиковать «разгромные посты». В конечном итоге, единственное, что остается девелоперу, обращаться в суд, ведь ложных обвинений, клеветы и оскорблений от троллей хватило почти на 10 статей УК РФ.

КОМПЕТЕНТНО

Психолог Анна ВОРОНЦЕВА:

- Уже давно пора уяснить, что чаще всего отзывы пишут люди, которые по натуре своей всегда недовольны. Существует отличная русская пословица: «В чужом глазу соринку видит, а в своем бревно не замечает». Это про тех, кто критиковать любит.

У нас в стране не принято хвалить. Когда все хорошо, хочется это «хорошо» сохранить, оберегать от посторонних глаз. Есть суеверия, боятся сглазить, по дереву стучат, через плечо плюют. Да и вообще, людям, у которых все замечательно, нет времени сидеть в интернете и комментарии строчить, они делом заняты, своей семьей. А тем, у кого что-то не складывается, очень хочется поделиться своей болью со всем миром, будто поделить ее на всех читателей.

А еще есть те люди, которые негатив отрабатывают за деньги. Тут не дело специалистов разбираться в глубинных причинах, это просто способ повысить свое благосостояние.

Блогер Антон ЗАВАЛЬНОВ (имя-фамилия изменены - прим.автора):

- У меня довольно популярный блог, много пишу о загородной недвижимости, о том, как я переезжал за город. И как только количество читателей перевалило за тысячу, мне стали приходить запросы разместить негатив о той или иной компании. Суммы предлагают разные, но ни один уважающий себя человек, не превратит свою площадку в место, где поливают грязью. Обычно под это дело создают подложные аккаунты, фотографии используют чужие, имена, понятное дело, тоже. Это уже не увлечение, а серьезная работа, с детально прописанными комментариями на страницу, причем на любые темы. Я думаю, что аккаунт ведет сразу несколько человек, у одного «тролля» просто бы сил не хватило, круглосуточно строчить пасквили.

КСТАТИ

Для черного пиара мелкие конкуренты используют не только соцсети, но и нераскрученные порталы, у которых из посетителей – несколько десятков читателей, забредших туда совершенно случайно. Понятно, что подобным сайтам нужно выживать, серьезную рекламу там не печатают, приходится брать, что дают. А дают заработать как раз те самые черные пиарщики. Им не важно, где опубликуют их выдумки, главное, чтобы можно было ссылочкой поделиться, мол, смотрите, как много недовольных.