Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
+9°
Boom metrics
Общество30 декабря 2015 8:00

АЛЕКСАНДР ЗАПЕСОЦКИЙ - КУЛЬТУРОЛОГ НОМЕР ОДИН

На прошлой неделе ректор Гуманитарного университета профсоюзов был удостоен самой престижной в философском мире России премии - Плехановской.
Источник:kp.ru
Буквально на днях
Александр Сергеевич получил самую пристижную философскую награду
России - премию им. Г. Б. Плеханова за научный труд «Философия культуры и образования».

Буквально на днях Александр Сергеевич получил самую пристижную философскую награду России - премию им. Г. Б. Плеханова за научный труд «Философия культуры и образования».

Учрежденная Академией наук СССР в 1969 году, она присуждается раз в три года в итоге многоступенчатого обсуждения научной общественностью и исключительно за выдающиеся труды. За все это время ее лауреатами стало всего тринадцать ученых. Запесоцкий получил Плехановку за фундаментальную работу «Философия культуры и образования».

Восемьсот cтраниц

- Александр Сергеевич! Вы уже давно не только человек, но и бренд. За 24 года ректорства сделали свой вуз одним из лидеров высшего образования. Причем, судя по международному признанию, лидером не только российским. Вы считаетесь культурологом № 1 в стране. Опубликовали около 2300 работ, индекс Хирша (27) - важнейший показатель цитирования другими учеными - вызывает у понимающих людей изумление. О чем новая книга?

- Совсем новой ее назвать трудно. Опубликована квинт- эссенция моих исследований за последние двадцать лет. Целый ряд актуальнейших для России вопросов осмыслен с помощью самого современного в гуманитарных науках подхода - методов культурологии.

Например, почему отечественные реформы в постсоветской России терпят сокрушительный провал, а экономика падает в пропасть; почему чиновников становится все больше, а управление почти во всех сферах ухудшается и не удается победить коррупцию; почему за последние пятнадцать лет государство стало вкладывать в образование в двадцать раз больше средств, а качество его ухудшилось катастрофически; почему валовый продукт Китая каждый год увеличивается на шесть - десять процентов, а Россия с ее несметными богатствами нищает на глазах и так далее.

- И почему же?

- Этому посвящены восемьсот страниц книги. Если кратко: с момента прихода к власти Егора Гайдара в России была создана дефективная социально-экономическая формация. В советское время у нас бытовало ошибочное понимание Карла Маркса: будто бытие определяет сознание. Но ведь и сознание определяет бытие. Общество развивается циклично. Когда сформирован тот или иной его тип, новые идеи мало что меняют. Со временем социально-экономическая формация переживает кризис, затем слом. Как это произошло в СССР двадцать пять лет назад.

Тогда сознание вышло на первый план. Национальная элита отбирала новые идеи для создания нового типа общества. К сожалению, не было никакой гарантии, что она отберет лучшие идеи. Окружение Ельцина и элитой-то назвать было сложно. Вот и была построена система, основанная на глупостях. Например: «все, что нужно России, - это копировать западный опыт», «у нас не должно быть государственной идеологии», «надо дать возможность СМИ работать без контроля» и так далее.

Лучшие умы страны - академики Абалкин, Богомолов, Львов и другие - пытались объяснить Борису Николаевичу, что предложения Гайдара и его команды принимать нельзя. То же самое говорила группа американских нобелевских лауреатов, доброжелательно относившихся к России. Но реформаторы пошли порочным путем.

В результате сложилась система, выгодная чиновничеству и сросшимся с ним «предпринимателям». Происходит чудовищный «распил» бюджета, а экономика по существу не работает.

- Что мешает сейчас это поправить?

- Экономический блок правительства не обладает необходимой для этого квалификацией. Наследники Гайдара Набиуллина, Улюкаев и вся эта популяция управленцев, по-моему, даже не понимают, что реально представляет собой современный капитализм. Или не хотят понимать. Давно нет классического рынка, описанного Карлом Марксом, нет стихийной конкуренции товаров и производителей и так далее. Методами нашего правительства в развитых странах давно никто не пользуется. И успехи достигаются там, где развитие рыночной экономики опирается на национальную культуру: в Японии, Южной Корее, теперь Китае... Есть кому позавидовать.

Неприкасаемых нет

- Но вы не критикуете Владимира Путина. За этот год главе государства неоднократно приходилось принимать решения, которые вызывали большой резонанс. Вы с ними согласны?

- На мой взгляд, Владимир Путин - главный борец с системой, созданной в 90-е годы. Всякие ходарковские, касьяновы и тому подобные борются с Россией. А Путин пытается изменить систему. Постепенно и на ходу, непрерывно решая каждодневные практические задачи. Он работает. И не жалуется, какое дрянное наследство ему досталось.

Менять систему резко очень опасно. Может быть катастрофа, как с Советским Союзом. Нам это надо?

Вот Евгений Примаков рассказывал мне, как пытался бороться с коррупцией в свою бытность премьер-министром, до Путина. Понял, что потребуются репрессии, превышающие по масштабам сталинские. А это недопустимо. К концу 90-х годов шестьдесят процентов населения стало считать взятку нормой жизни. «Срезать» слой коррупционеров? Но откуда взять сотни тысяч новых чиновников, кто и когда их подготовит? Без них ведь не обойтись. И Евгений Максимович отступил.

А сегодня мы видим, что «элита» перестает коллекцио- нировать швейцарские часы, закрывает счета в западных банках, прекращает покупку вилл на чужих берегах. Все поняли, что неприкасаемых нет. Не сомневаюсь, что в новом году мы увидим серьезные перемены к лучшему.

Важно не молчать

- В последние годы против вас велась активная кампания в ряде СМИ. Якобы СПбГУП чуть ли не лишали аккредитации. А в конце года - новость об удвоении госбюджета для вашего вуза. Как так?

- Про аккредитацию - вранье. Про нас вообще море вранья опубликовано. В Петербурге есть конторы, занимающиеся черным пиаром. И есть один честолюбивый ректор известного вуза, который уже много лет проигрывает нам по качеству образования. Именно он заказывает «вбросы» через СМИ-поганки.

Однако и конкурс к нам высочайший (до пятидесяти человек на место), и трудо- устройство выпускников уже около пятнадцати лет практически стопроцентное. Это означает, что завистливым коллегам надо не тратить черный нал на заказуху, а работать лучше.

А госсубсидии нам действительно увеличили в связи с необходимостью решения важнейших государственных задач в области социально-трудовых отношений, которые, кроме нас, пожалуй, никто другой решить не может. Конечно, это одно из свидетельств высокой оценки руководством страны уровня работы СПбГУПа.

- Вы один из немногих людей высокого уровня, кто ведет собственный блог в Фейсбуке. Активно критикуете действия правительства - и в области образования, и в части экономической политики. Нет ли опасения, что критика может обернуться против вас?

- Критика приносит неприятности. Это нормально. Однако академик Лихачев мне говорил, что, когда чиновники вредят людям и государству, нужно высказываться: «Пусть даже ваш голос будет единственным. Но для общества важно, что кто-то не молчит». И я чувствую, что это так. За полгода, прошедшие после открытия странички на Фейсбуке, я получил около десяти тысяч собеседников.

- Как вы обычно встречаете Новый год, о чем мечтаете, чего ждете от 2016-го на этот раз?

- Новый год всегда стараюсь встретить с семьей. А у Деда Мороза попрошу дать отдохнуть нашим чиновникам-западникам. Их можно и не выгонять совсем, просто отправить на стажировку в Китай хотя бы лет на пять.

Если серьезно, в новом году хочу написать книгу «Философия российских реформ».