«Жила-была девочка» - это первый фильм о блокаде
Фото: кадр из фильма
«ОТ НЕМЦЕВ ЛЕНИНГРАД ЗАТВОРЯЕМ»
- Это что вы делаете, бабушка Степанида?
- А это мы, доченька, от немцев Ленинград затворяем.
С этого диалога 7-летней Настеньки с соседкой начинается один из самых пронзительных фильмов о войне и блокаде. В следующие семьдесят две минуты зрители вместе с главной героиней пройдут через все блокадные испытания. Их ждут оборонительные работы сентября 1941 года, сокращение хлебного пайка, суровая зима, походы за водой, смерть близких и голод.
«Жила-была девочка» - это первый фильм о блокаде. Его снимали весной и летом 1944 года на улицах города. Занесенный снегом Ленинград построили в павильоне на юге, куда подальше от линии фронта вывезли киностудии. Использовали и кадры кинохроники. Виды блокадного Ленинграда, лица людей, обороняющих город, дети, помогающие взрослым, - это документальные съемки.
- Картину демонстрировали не только в кинотеатрах, но и возили в воинские части. Бойцы на показах плакали… Ведь в этих женщинах они видели своих матерей, сестер, детей, - рассказывает историк кино Александр Поздняков. - Оператор Гарибян замечательно показал город: здания, каналы, ограды… Застывшая Нева, куда люди идут за водой, стылые троллейбусы. Все это выглядит монументально и мощно. То, что на таком фоне показывают судьбу маленькой девочки, которая живет в осажденном городе, придает фильму уникальную глубину. Даже сейчас ленту можно смотреть с неослабевающим интересом.
«ПОСИДИМ В КОЛЬЦЕ ДА ВЫЙДЕМ»
«Жила-была девочка» - это еще и фильм о ежедневном подвиге. Подвиге, вошедшем в привычку. Настенька пытается помочь своей матери, медленно умирающей в холодной квартире. С болью в глазах она смотрит на небольшой кусок хлеба, принесенный из магазина.
- Это что же, опять? - спрашивает главная героиня.
- Убавили, Настенька… - отвечает мать.
И они молчат. А что тут скажешь? 125 блокадных граммов…
Вскоре именно девочке приходится выполнять всю работу за взрослых. Ходить в магазин, к проруби за водой, успокаивать мать, которая ждет и не дождется письма от мужа, воюющего на фронте. Еще Настенька берет под опеку 5-летнюю подружку Катю. Город в кольце блокады, на улицах рвутся снаряды, умирают люди, а девочки все равно остаются детьми. Катя грустит о пирожных, а Настя ей отвечает: «Все пирожные Гитлер съел».
Фото: кадр из фильма
Так же просто девочка рассказывает подруге о том, как они оказались в окружении, и советует не унывать:
- Ничего! Посидим в кольце, посидим - да выйдем!
В конце фильма девочки попадают под бомбежку и только благодаря Настеньке, не растерявшейся и не струсившей, им удается выжить. Героиня оказывается в больнице, и отец все-таки приходит к ней. Практически вместе с залпами салюта, возвестившего о том, что 900-дневная блокада закончилась.
- Неудивительно, что главные роли в фильме женские, - продолжает Александр Поздняков. - Ведь основная тяжесть блокады лежала на плечах женщин, которые ворочали противотанковые ежи и рыли окопы. Они несли вахту на крышах, где тушили зажигалки. Это их подвиг. В фильме играют прекрасные актрисы: Ада Войцик, Лидия Штыкан. Но особняком стоят роли девочек. Наталья Защипина, сыгравшая 5-летнюю Катю, много снималась в сороковые годы и стала настоящей звездой детского кино. А Нина Иванова позже прославилась на всю страну ролью в ленте «Весна на Заречной улице».
«ОДИН ИЗ САМЫХ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ФИЛЬМОВ О ВОЙНЕ»
- Это один из самых эмоциональных фильмов о войне, - заканчивает свой рассказ Александр Поздняков. - Я помню, что очень сопереживал этим девочкам, когда смотрел его в первый раз. Он много значит для меня лично, ведь моя мама перенесла блокаду, а в 1941 году здесь родила мою старшую сестру. Но и тех людей, кто о войне почти ничего не знает, фильм не оставит равнодушными. Он просто не может не тронуть человеческое сердце.
После войны на «Ленфильме» было много снято о блокаде. Ленты «Мы смерти смотрели в лицо», «Балтийское небо», «Зимнее утро», «Ижорский батальон» стали классикой советского кинематографа. Да и зарубежные режиссеры не раз обращались к теме трагедии целого города. Рассказывают даже о том, что идеей кино о блокаде бредил автор картины «Хороший, плохой, злой» Серджио Леоне. Но снять его не успел…
И все же «Жила-была девочка» остается в истории кинематографа первым, а значит, самым близким к первоисточнику фильмом. Съемочная группа добилась своей цели. Ей удалось не просто снять киноленту, а установить памятник поколению ленинградских детей.
Фото: кадр из фильма
КОНКРЕТНО
Над фильмом работали
Режиссер - Виктор ЭЙСЫМОНТ
Эйсымонт пришел в профессию только в 1931 году. Долго работал ассистентом режиссера, снимал военную хронику. В 1942-м был удостоен Сталинской премии. Потом получал ее еще дважды. «Жила-была девочка» - четвертый его самостоятельный фильм.
Сценарий - Владимир НЕДОБРОВО
По его сценариям сняты приключенческие ленты «Лунный камень» и «Разгром Юденича». В блокаду оставался в Ленинграде. После войны его карьера быстро оборвалась, он умер в 1951 году, когда ему не было еще и пятидесяти.
Оператор - Граир ГАРИБЯН
На студии «Союздетфильм» работал с начала 1930-х годов. В его фильмографии еще есть «Понедельник - день тяжелый», «Сын полка» и «Дело было в Пенькове».