Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
+4°
Boom metrics
Звезды28 марта 2016 15:01

Михаил Пиотровский: Восстановление Пальмиры начнется после ее разминирования

Директор Эрмитажа рассказал, чем Петербург может помочь разрушенному сирийскому городу
ФОТО: REUTERS

ФОТО: REUTERS

СЕВЕРНАЯ И ЮЖНАЯ ПАЛЬМИРА

Заявление по поводу восстановления Пальмиры директор Эрмитажа решил делать в сирийском зале Зимнего дворца. Так сказать, чтобы проникнуться атмосферой.

Экспонатов здесь немного – на одной стене – знаменитый пальмирский таможенный тариф – документ 137 года регламентирующий размеры пошлин за ввоз и вывоз определенных товаров. Текст высечен прямо на стеле из рыхлого известняка. Напротив – погребальные рельефы второго века нашей эры. Но небольшая комнатка в Эрмитаже – это не все, что объединяет Петербург с сирийским городом.

- Пальмира – это символ красоты. Почему Петербург называют Северной Пальмирой? Сирийский город вышел из пустыни. Колонны в нем возвышаются над песками. Петербург построили на болоте. Нашим городом правила Екатерина. И Пальмира известна правлением женщины по имени Зиновия, - начал директор Эрмитажа Михаил Пиотровский.

К сожалению, сирийскому городу сейчас не до лирики. Боевики ИГИЛ (запрещенная в России террористическая организация) практически сравняли его с землей. Теперь специалисты со всего мира ломают головы, как восстановить древние постройки?

- Когда в Пальмире начались взрывы, музейщики со всего мира развернули целую компанию по сбору материалов, чтобы, когда ее освободят, все было готово к реставрации. Конечно, основную часть работ на себя возьмет ЮНЕСКО, но мы готовы подключиться. Нужно решить, каким образом все реконструировать и что делать из Пальмиры: туристическое место или памятник, который одновременно расскажет о красоте и не даст забыть тот ужас, который творился в течение этого года, - отметил Пиотровский.

ВОССТАНОВЛЕНИЮ ПОДЛЕЖИТ

Генеральный директор ЮНЕСКО Ирина Бокова уже заявила, что рассчитывает на помощь Эрмитажа. Ведь Петербург, как никто другой знает, как из руин заново воссоздать памятники истории. К тому же, в музее работают незаурядные специалисты, в том числе, по восстановлению целых городов.

- В Эрмитаже есть археологи, которые занимаются городами. Есть экспедиция, которая много лет работает в Аравии, есть реставраторы, которые работают с камнем и умеют его восстанавливать. Думаю, весь этот опыт будет использован, - отметил Пиотровский.

По его словам, уже сейчас есть скептики, которые говорят, что Пальмиру восстановить не получится. Но если в России удалось возродить Петергоф, Павловск и Царское Село – почему не удастся сделать подобное в Сирии?

- Действительно, есть вещи, которые восстанавливать не стоит. Но Пушкин, Павловск, Петергоф – надо. Как протест в знак того, что они были снесены. И Пальмиру тоже надо. Ее много раз разрушали, но в этот раз разрушения самые масштабные. Они громадные, но все же не до нуля. Самый главный символ Пальмиры – колонны, которые стоят в пустыне. Они частично сохранились. Поэтому все возможно восстановить, - уверен Пиотровский.

Говорить о сроках, в которые древний город восстанет из руин, в Эрмитаже категорически отказываются. Уже сейчас понятно, что процесс будет долгим. А назвать любую дату – значит, спешить успеть к ней. Это может негативно сказаться на качестве работ.

- Сначала там нужно все разминировать. Нельзя просто так взять, быстро прилететь и начать работы. В первую очередь надо без суеты разобраться, что там на самом деле происходит. Для этого надо создать точнейшую карту что, где и как лежит. Описать, где находится каждый камень и от чего он. Возможно, многие из них можно поднять и положить на старое место. Потом всем вместе решить, что делать и кому. Реставрационная компания так же, как и военная, требует тщательной подготовки.