Фото: Dance open
ФЕСТИВАЛЬ - ЭТО ПОБЕДА НАД СТЕРЕОТИПАМИ
- Стартует юбилейный XV сезон Dance Open. Чем этот год будет отличаться от других? Что ждет петербургскую публику?
- Публику ждет микс направлений и стилей. В этом году DANCE OPEN отмечает 15-летие, и мы подготовили очень насыщенную и разноплановую программу. Если вы любите классику, не пропустите «Ромео и Джульетту» Кеннета Макмиллана. Этот крупноформатный роскошный спектакль с невероятными декорациями и костюмами будет дан 18 и 19 апреля на основной сцене Александринского театра. Танцуют балетная труппа Пермского театра и солисты Ковент Гарден: Сара Лэмб (Джульетта), Мэтью Голдинг (Ромео) и Гэри Эвис (Тибальд).
Откроет фестиваль 16 апреля авангардная программа балета Венской государственной оперы. Она составлена специально под петербургские гастроли и очень разная по настроению. Светлую философскую зарисовку Иржи Бубеничека «Дыхание души» сменит виртуозная шутка «Наперекосяк» Пола Лайтфута и Соль Леон, а во втором акте зрителей ждет «Тайна Синей Бороды» Штефана Тосса на музыку Филипа Гласса. Этот мрачный завораживающий балетный триллер способен парализовать чувства и волю – он расскажет вам о том, чего вы о себе еще не знаете.
21 апреля мы предлагаем еще одну подборку хитов современной мировой хореографии в исполнении балета Дрезденской государственной оперы Земпера. Это неоклассическая «Танцевальная сюита» Ратманского, танцевальная медитация «В другом пространстве» Понтуса Лидберга и «Кактусы» Александра Экмана –ехидная пародия на мир вокруг нас.
Очень рекомендую фэнтези-сагу «Пэр Гюнт» балета Словенского Национального театра Марибора 23 апреля. Спектакль Эдварда Клюга с Денисом Матвиенко в главной роли – это не только невероятная хореография, но и очень глубокая драматическая игра.
Как всегда завидую белой завистью зрителям Гала DANCE OPEN 25 апреля – они увидят хиты самых разных времен – лучшее из классики, авангарда и современного танца.
- За 15 лет фестиваль, наверное, сильно изменился. Как вы оцените пройденный путь?
- Огромная работа и насыщенная, счастливая, окрыленная жизнь. Эксперименты, поиск иных исполнительских форм, освоение нового хореографического языка, победа над стереотипами.
При этом наш путь мы не прошли еще до середины. Что такое 15 лет в свете судьбы огромного города? Легкий набросок. А наша цель – стать частью этой судьбы.
«УШЛА ИЗ МАРИИНСКОГО, ПОТОМУ ЧТО ЗАХОТЕЛОСЬ ЧЕГО-ТО БОЛЬШЕГО»
- Вы - один из немногих российских продюсеров, кто работает в жанре классического искусства. Скажите, почему именно балет и опера? Как вообще родилась идея проведения этого фестиваля?
- Это связано с моей жизнью, с моей судьбой. Я родилась в театральной семье, правда, не совсем связанной с балетом и оперой. Мой отец преподавал в театральном институте – в ЛГИТМИКе, он основал кафедру театрального менеджмента и он, как ученый, один из первых дал развитие этому направлению. Мама долгое время работала в разных театральных организациях экономистом. Последним ее местом работы был Мариинский театр – я все детство провела там, выросла за кулисами. И папа, и мама хотели, чтобы я танцевала, и отдали меня в Вагановскую академию. После ее окончания я 10 лет танцевала в Мариинском театре. Потом захотелось большего творчества, большей свободы, чего-то своего… Но далеко от балета уйти не смогла да и не хотела – приняла решение создать большой проект, в котором будет все: и просвещение, и популяризация, и гастрольные премьеры, и звездные гала – все самое великое, что было, и самое модное, что еще только обещает быть.
- Какую музыку вы не слушаете и не будете слушать никогда?
- Музыкальный мир – это то, в чем я и живу, и работаю. Поэтому пробую и буду продолжать пробовать слушать разную музыку. Если говорить о моих пристрастиях, то они находятся в области классики. Правда, и в ней все время что-то происходит, и я стараюсь не зацикливаться и не отставать. К примеру, та же классика XX века – она мне ближе, но, может быть, пройдет еще время – и для меня вновь что-то изменится.
- На какой музыке вы воспитываете своих детей?
- Я считаю, что как раз воспитывать детей нужно на классической музыке. Что они потом наберут – это их личное дело, но начинать надо с нее. Моя старшая дочь Варвара так же как я и выросла за кулисами Мариинского театра. Она сидела во второй кулисе, надевала бусинки на ниточку, смотрела балет и слушала классические оперы. Сейчас она слушает рок, но с большим удовольствием ходит в музыкальные театры.
«ИСКУССТВО ДАЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ И СИЛЫ ЖИТЬ»
- Сейчас все очень много говорят об общем падении культуры. Вы верите в это? Что вы можете сказать о петербургской публике?
- Наоборот, у меня есть четкое понимание того, что сейчас мы как раз наблюдаем всплеск интереса к культуре. Мне кажется, что когда в жизни происходит что-то сложное, неоднозначное, требуются силы, свежесть и острота ума, чтобы найти ответы на множество вопросов, то закономерно и правильно, что мы обращаемся к вечному и прекрасному. Искусство дает возможность и силы жить, вселяет надежду, дарит радость в любое время.
- Россия всегда славилась своей балетной школой. Мы по-прежнему удерживаем высокие позиции в мире?
- В каждой сильной балетной труппе и, как правило, на солирующих позициях, работают русские педагоги и танцовщики. Конечно, со временем в балете появлялись новые стили и направления; конечно, многие балетмейстеры XX века трансформировали хореографическое искусство, но, русская балетная школа остается фундаментом и каркасом всего того, что по сей день происходит в балетном мире. Именно она, некогда восприняв итальянско-французское модное направление в танце, вырастила его до отдельного вида искусства.
- Уместны ли эксперименты в работе с классическим материалом? Позволяете ли вы себе их? До каких пределов?
- Да, мы позволяем любые эксперименты. Пределов не существует. Сейчас как раз появилась возможность смешивать несмешиваемое. И здорово, когда это получается талантливо, а не просто так, чтобы эпатировать публику.
- Балет остается элитарным видом искусства?
- С точки зрения имиджа – да. А если по жизни – то балет очень демократичный вид искусства. Абсолютно понятный, не требующий слов, перевода. Если хореографом что-то сделано действительно талантливо, умно, остро, сильно, то балет – один из самых близких и понятных, он воспринимается на уровне нутра, шестого чувства. Язык жестов – это ведь первобытная история: дойдет и до неандертальца.
- Должно ли настоящее искусство быть популярным? Или, как только оно начнет быть популярным, оно перестанет быть искусством?
- Мне кажется, что надо искать и находить компромисс между лежащими на поверхности вкусами и пристрастиями зрителя, и той глубокой работой, которую считает необходимым вести творец. А еще важно увеличивать процент зрителя, который способен оценить, понять и насладиться даже сложными вещами.
Да, для каждого произведения существует своя публика. Это закономерно. Но если речь идет о действительно талантливом качественном продукте, и зритель готов хотя бы на эксперимент – прийти, услышать и попробовать понять, – рано или поздно чудо произойдет.