Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+22°
Boom metrics
Экономика29 апреля 2016 22:00

Как мы открывали собственную кофейню. Часть 6

Получили первую прибыль и еще одного конкурента [инфографика]
Беляков: - Мне знак доллара на пенке, пожалуйста. Рукобратский: - Когда он снова будет 30 рублей, тогда и нарисую.

Беляков: - Мне знак доллара на пенке, пожалуйста. Рукобратский: - Когда он снова будет 30 рублей, тогда и нарисую.

Фото: Евгения ГУСЕВА

Корреспонденты «КП» продолжают описывать свой первый предпринимательский опыт.

Часть 1

Часть 2

Часть 3

Часть 4

Часть 5

Примерно год назад нам в голову пришла мысль открыть кофейню. Деньги у нас были, кофе мы любили. Да и франшизу нашли интересную. В общем, решились. В прошлых частях нашего сериала мы рассказали, как долго искали помещение, как решали проблемы с поставщиками, конкурентами и кассовым аппаратом. И вот прошло почти 5 месяцев с начала работы. К нашей кофейне уже все привыкли...

О ПОЛЬЗЕ АМУЛЕТОВ

Когда начинаешь вести бизнес, становишься крайне суеверным. Будете смеяться, но первые месяцы мы даже носили на руках резинки от денег.

- Давай это будет нашим амулетом, чтобы деньги приходили, - предложил как-то вечером Беляков. - Тебе какую: синюю или красную?

Эти амулеты не спасли нас от непредвиденных расходов и не сделали нас миллионерами в первый же месяц. Но, может, благодаря им мы до сих пор работаем и даже кое-что стали зарабатывать...

Кстати, когда нас спрашивают: «Как дела в кофейне?», мы улыбаемся и отвечаем уклончиво. Как все предприниматели - скромничаем и прибедняемся. Мол, «потихоньку», «на жизнь хватает». Ну не хвастаться же?!

Начав заниматься бизнесом, понимаешь, как сильно он отличается от наемной работы. Ты все время думаешь, что бы такое улучшить, как больше заработать. И именно от этого зависит, какую выручку снимешь сегодня, завтра или через неделю. Минуты и часы могут принести деньги, а могут их забрать.

ОПЫТ К НАМ ПРИХОДИТ

Классно, когда и деньги зарабатываешь, и клиенты спасибо говорят за вкусные напитки. Хотя бывает по-разному...

- У вас кофе горчить стал, раньше такого не было, больше не буду у вас покупать, - коллега была явно расстроена. Мы, естественно, тоже.

Как кофейные чайники, мы очень плохо разбираемся в технической части, поэтому стали звонить знатокам. Устроили даже небольшое совещание франчайзи (тех, кто работает под одним брендом) в нашей кафешке.

- Да, действительно горчит, - вынес вердикт самый опытный коллега Виталий, который сам долго работал в качестве бариста. - Как часто вы моете рожки и кофемашина?

- Э-э-э, а надо? - переглянулись мы.

- Ну вы вообще... - покачал головой Виталий.

Оказалось, что рожки (в них насыпают молотый кофе) надо промывать раз в два дня, а кофемашину (все ее внутренности) - хотя бы раз в неделю. Но для этого нужно купить специальное чистящее средство и так называемый слепой фильтр. Не углубляясь в технические нюансы, просто скажем, что эту резиновую штучку ценой 200 рублей мы искали два дня. Потому что ее либо не было в наличии, либо в компаниях требовали оформить заказ не менее чем на 10 тысяч рублей! В конце концов пришлось ехать на склад, находящийся за МКАД...

.

.

Фото: Алексей СТЕФАНОВ

ИНОГДА ОНИ ЛОМАЮТСЯ

Кстати, не зря финансовые советники называют бизнес самым рискованным видом инвестиций. Он, конечно, может принести хорошую прибыль. Но пока у нас только нервотрепки. К примеру, месяца не проходит без какого-нибудь форс-мажора. Пока ты продумываешь маркетинговые акции и размышляешь, чем бы расширить ассортимент, весь бизнес может накрыться из-за одной маленькой случайности. Например, если что-то произойдет с оборудованием.

- Хьюстон, у нас проблема, - позвонил в один из дней бариста. - Кофемолка перестала работать...

Другими словами, один из главных инструментов заработка (не считая рук бариста, рисующего картинки на пенке капучино) вышел из строя. И все. Бизнес встал. Поток доходов прекратился.

- Блин, ну продавай пока чай, - только и смогли сказать мы.

И сразу поняли: хорошо, что мы взяли кофемашину и кофемолку в аренду. Да, они не в нашей собственности. И нам приходится за них платить постоянно. Зато все технические трудности - не наша головная боль. Позвонили в службу техподдержки, и уже через час у нас были два специалиста, которые быстро устранили проблему. Отделались легким испугом! Всегда приятно, когда поставщики и контрагенты работают как часы. Не все, правда...

ОСТАЛИСЬ БЕЗ КОФЕ И СТАКАНОВ

Вот какая история случилась. Склад у нас находится прямо в рабочем кабинете. Кофе, стаканы, крышки, молоко, сливки - все хранится в специальном уголке. Запас карман не тянет - это мы поняли довольно быстро. Лучше забить склад под завязку всем необходимым, чем специально заезжать в оптовый магазин только за упаковкой порционного меда.

Но если без мелочей еще можно обойтись или заменить аналогами из обычного магазина, то без базовых продуктов (в нашем случае это кофе, молоко и сливки) никуда. Иначе сразу падает качество и растет себестоимость.

Заказом расходников и бухгалтерией занимается Беляков. Поэтому, когда он ушел в отпуск на две недели, а продажи в кофейне в этот период сильно выросли, мы не успели заметить, как склад опустел.

- Ахтунг! У нас средние стаканчики заканчиваются, и кофе всего несколько килограммов осталось, - прислал тревожную эсэмэску Рукобратский.

Пришлось бежать с пляжа, искать интернет и срочно заказывать. Минус франшизы в том, что мы обязаны закупать кофе и брендированные стаканы в головной компании. А она находится в другом городе. Поэтому доставка растягивается, как правило, на неделю. А то и больше.

В итоге грузовик с нашим заказом не успел приехать вовремя. И пару килограммов аналогичного кофе нам пришлось закупать по розничной цене (а она вдвое выше оптовой). Плюс нас ждал другой неприятный сюрприз. Стаканы до нас так и не доехали (они кончились и на складе, о чем мы узнали только по факту). Пришлось срочно заказывать другие, и тоже по более высокой цене.

Теперь решили закупать все заранее и сразу большими партиями. Чтобы не нервничать, если что-то не пришло. Эх, за любой опыт приходится платить...

КОНКУРЕНЦИЯ УЖЕСТОЧАЕТСЯ

Ну а теперь самое интересное. Наверное, вы хотите узнать, прибыльны мы или нет? Это смотря с какой стороны взглянуть. В конце марта мы решили себя порадовать. И вытащить часть денег из бизнеса.

- Чисто психологически, чтобы у нас появился стимул работать дальше, - сказал Беляков.

- Не возражаю, давай снимать куш, - потер руки Рукобратский.

Основные закупки мы уже сделали. Кофейня вышла на окупаемость и даже стала работать в плюс (по нашим прикидкам). Поэтому остатки в кассе увеличились, можно было что-то забрать... Будете смеяться, но мы вытащили в качестве чистой прибыли 30 тысяч рублей. На двоих. За 4 месяца работы.

- Блин, это какая-то подстава, где наш миллион?! - был явно разочарован Рукобратский.

- Ну, если так пойдет и дальше, через пару-тройку лет точно заработаем! - прикинул в уме Беляков.

Смущает только два факта. У нас остался всего один день, чтобы подать налоговую декларацию (да, дотянули до последнего). И в нашем торговом центре вчера открылась еще одна кофейня. С капучино и круассанами. Конкуренция ужесточается...