2016-06-28T14:14:40+03:00
Комсомольская правда
1

Психологи: Дайте детям наиграться!

Что делать, если кроме телевизора и компьютера ребенка ничего не интересует?Что делать, если кроме телевизора и компьютера ребенка ничего не интересует?

На вопросы родителей отвечает психоаналитик Юлия Бердникова, доцент кафедры психотерапии ВЕИП.

Все дети – разные. Как и их родители. Тем не менее, вопросы, которые возникают у пап и мама по поводу воспитания их чад, очень похожи. Мы задали самые распространенные из них психоаналитику Юлии Бердниковой.

1. Первое время ребенок ходил в музыкальную школу с удовольствием. А сейчас отказывается ходить туда. Надо ли его заставлять?

- Конечно, заставлять не надо. Скорее стоит разобраться, в чем дело. Может быть, перестало получаться, или не складываются отношения с учителем, сверстниками. Тогда ребенку нужны помощь и поддержка.

Маленький Моцарт стал композитором не потому, что его заставляли и наказывали, а вопреки этому. Такова была сила его таланта. Некоторые взрослые, окончившие музыкальную школу, до сих пор вспоминают об этом с неприязнью. Музыка даже увлечением для многих не становится. Правда, есть и те, кто выбирает музыку своей профессией.

Наличие у ребенка музыкального слуха еще не говорит о склонности к музыке. Кроме способностей и одаренности, есть еще желания и возможности. Таланты ребенка не должны становиться полигоном для удовлетворения родительских амбиций. Зачастую родители стремятся воплотить в ребенке свои несбывшиеся мечты, либо выбрать для него престижные, модные занятия, либо руководствуются тем, что полезно, что рекомендовали знакомые или родственники. Чувства и желания ребенка при этом не принимаются в расчет. Если ваш ребенок испытывает страх перед горными лыжами, дискомфорт и тоску в бассейне, постоянные разочарования в бальных танцах, кроме вреда, это ничего ему не принесет.

Если вы действительно любите своего ребенка, не применяйте к нему насилие, цените и уважайте его желания, его чувства. Тогда, есть вероятность, что он будет относиться к вам со вниманием и терпением в старости, когда вы можете стать зависимыми от него.

2. Что делать, если ребенок хочет только играть, но не учиться?

- Развитие человека во всех аспектах проходит ряд последовательных этапов. Способность к целенаправленной деятельности, то есть к работе, проистекает первоначально из игровой активности. Только потом появляется способность учиться и работать. Если ребенок «не доиграл», то способность к обучению появляется позже. Так происходит из-за общей задержки психического развития, либо в силу искусственного искажения развития, вызванного преждевременной ранней стимуляцией интеллектуальной деятельности в ущерб нормальной по возрасту игровой.

В норме развитие игровой деятельности должно проходить ряд этапов, постепенно усложняясь и подготавливая психику ребенка к обучению и взаимодействию с другими людьми. Вначале младенец играет с собственным телом или телом матери. Затем в игру включаются окружающие предметы: пеленки, одеяльце, погремушки, мягкие игрушки. Далее игровая деятельность все более усложняется, ребенок учится сотрудничать с другими людьми, появляются групповые и сюжетно-ролевые игры, игры для достижения успеха. Постепенно удовольствие от самого процесса игры сменяется именно удовольствием от достижения успеха, выполнения поставленной задачи. Это и является одной из важных предпосылок успешного школьного обучения. Любая игра служит познанию окружающего мира и отношений в нем. Игра – это тренировочное поле для подготовки к жизни.

Многие психологи способность играть считают важнейшей способностью человека. Из этого вырастает также и способность творить. Замечено, что люди, мало играющие в детстве, хуже умеют общаться, строить отношения, не интересуются театром и другими видами искусства. Их жизнь заметно обедняется. Такие люди чаще, чем другие попадают в зависимость от интернета, игровых автоматов, компьютера, алкоголя или наркотиков.

Если ребенок хочет играть больше, чем учиться, надо дать ему эту возможность. Нужно помочь ему насытить эту потребность и «дорастить» свою психику до уровня обучения.

Сейчас очень заметно, что дети не умеют играть, их никто этому не научил. Выйдя на улицу, большинство детей слоняются, не зная, чем себя занять. Старшее поколение взрослых еще может вспомнить множество полезных и увлекательных групповых игр своего детства. Молодые родители - уже редко.

3. Что делать, если кроме телевизора и компьютера ребенка ничего не интересует?

Продолжая тему предыдущего вопроса, могу сказать, что у такого ребенка не сформирована важная способность играть и занимать себя, не развита фантазия. Развитие игровой деятельности прервалось на раннем этапе, заменившись на внешние раздражители: телевизор и компьютер. Сами по себе они не плохи и не хороши. Это просто приборы, которыми нужно научить правильно пользоваться. Вред начинается тогда, когда они вытесняют другие виды деятельности.

В некоторых семьях репертуар телепередач определяется так: в начале недели мама (или папа) вместе с ребенком обсуждают программу, и отмечают то, что хотелось бы посмотреть. Хорошо, если ребенок сам подчеркнет их в программке ярким цветом. При этом учитываются длительность просмотра, наличие других занятий в это время, интересы других членов семьи и т. п. Этот график должен соблюдаться в первую очередь взрослыми, чтобы ребенку была дана возможность увидеть то, что он хочет.

Что касается электронных игр (на компьютерах и другой технике), не нужно приучать к ним ребенка раньше 7-8 лет. Компьютерные игры и обучающие программы должны подбираться соответственно возрасту по содержанию и длительности.

Большое влияние оказывают интересы и духовная атмосфера семьи в целом. То, какое место в досуге родителей занимают книги, театр, музеи, общение, окажет воздействие и на предпочтения ребенка. Если для мамы основным развлечением являются прогулки по магазинам и разговоры по телефону, а папа, придя с работы, погружается сам в компьютер, ничего другого нельзя ожидать и от ребенка.

Первое время ребенок посещал музыкальную школу с удовольствием, сейчас отказывается ходить туда. Надо ли заставлять?

Первое время ребенок посещал музыкальную школу с удовольствием, сейчас отказывается ходить туда. Надо ли заставлять?

Бердникова Юлия Леонидовна, доцент Кафедры Психотерапии ВЕИП супервизор и обучающий аналитик ЕКПП-Россия.

Поделиться:
Подпишитесь на новости:
 

Читайте также

Новости 24