Большую часть жизни Павел Михайлович прожил с протезами.
Фото: Александр ГЛУЗ
Вечером 14 августа на трассе "Скандинавия" погиб вице-спикер Законодательного собрания Петербурга Павел Солтан. Автомобиль 55-летнего депутата по невыясненной пока причине столкнулся почти лоб в лоб с «Мерседесом».
Чуть позже в больнице, уже ночью 15 августа, скончалась супруга Павла Михайловича. Его младшая дочь, также находившаяся в авто, получила серьезные травмы, но жизни ее ничего не угрожает. У пары осталась также старшая дочь Вероника.
В «Мерседесе» серьезно пострадали трое – 28-летний мужчина с супругой и сыном, которому нет еще и года.
Что стало причиной аварии, точно неизвестно. Одни говорят, что на встречную полосу выехала «Тойота» Солтана, другие – это водитель «Мерседеса» нарушил правила.
Павел Михайлович большую часть жизни прожил, не имея рук и ног. Их он потерял в 20-летнем возрасте в результате трагического инцидента – не заметил приближавшуюся электричку.
Не пытаясь найти виноватых до суда и следствия, «КП» все-таки задалась вопросом – как же депутат мог управлять автомобилем? И что в тот роковой вечер пошло не так?
АКТИВНЫЕ ПРОТЕЗЫ И МАШИНА НА РУЧНОМ УПРАВЛЕНИИ
Павел Михайлович Солтан косметические протезы рук не любил, но был вынужден носить – на пресс-конференциях, встречах с горожанами и прочих мероприятиях. Но функциональность у таких протезов, как известно, минимальная – пальцы не сгибаются, и сделать что-то руками при всем желании не получится.
А как быть с автомобилем? Как рассказали «КП» знакомые депутата, на этот случай у него были специальные активные протезы кистей рук. Их разработкой занимались еще в советские времена.
От удара машина депутата вылетела на отбойник.
Фото: СОЦСЕТИ
Свои первые протезы Павел Михайлович продумывал вместе с инженером-изобретателем. А в 2000-х технический прогресс сделал эти разработки доступными для всех.
- На его протезах нужно было повернуть рычажок, и он мог брать руками стакан воды или держать руль, - объяснил нам один из знакомых Солтана.
Машина его – «Тойта Версо» - была переоборудована для ручного управления. Рычаг тормоза, рычаг газа плюс традиционные «поворотники» – все это было собрано вокруг рулевого колеса. Машина с автоматической коробкой, поэтому Солтану по крайней мере не нужно было сцепление и рычаг коробки передач.
Эта разработка не была уникальной – в России машин с ручным управлением несколько тысяч. Другое дело, что Солтан мог быть единственным, кто водил машину без кистей вообще.
Еще работая обычным протезистом, в начале 90-х, он признавался, что допускать к управлению автомобиля его ни в какую не хотели. Да и по нынешним законам, отсутствие даже одной кисти – уже серьезное противопоказание. Но тогда Солтану повезло: нашел общий язык с председателем врачебно-трудовой комиссии. Разрешение было получено.
- Он очень любил водить машину и делал это хорошо, был опытным водителем. Даже в гонках принимал участие, - рассказал «КП» коллега Павла Михайловича, депутат Борис Вишневский.
НЕ СПРАВИЛСЯ С ПОВОРОТОМ?
Получается, Павел Солтан одной рукой держал руль, а второй регулировал скорость, тормозил, включал поворотники, дальний и ближний свет. Тут нужна особая сноровка, но у депутата она была – он так водил почти 20 лет!
И уж вряд ли бы начал лихачить вечером 15 августа – ведь в машине вез жену и дочку.
Между тем, по словам очевидцев, на участке, где разбился депутат, - небольшой поворот. Плюс дорога идет немного на подъем. Пройти этот участок лучше, держась двумя руками за руль. У Солтана такой возможности, увы, не было.
Людям в "Мерседесе" чудом удалось выжить.
Фото: СОЦСЕТИ
Петербурженка, двигавшаяся сразу за «Мерседесом», написала в соцсетях, что «Тойота» в какой-то момент вылетела на «встречку» – словно водитель не смог вовремя повернуть руль и просто поехал прямо. Первая мысль: может, водителю стало плохо с сердцем?
А, может, «Тойота» дала сбой? Любая техника не безупречна, а тут – машина со специально переделанным ручным управлением. Мало ли, какой рычаг могло заклинить.
Впрочем, есть и те, кто винит в случившемся водителя «Мерседеса». Мол, парень выскочил на встречную полосу и якобы уже во всем признался инспекторам ГИБДД. Официального подтверждения этой информации у нас нет.
Павел Солтан выбирался из всех своих передряг: вернулся к активной жизни после трагедии с электричкой, выжил, когда его «Жигули» столкнулись с «Камазом» - это было в 90-х.
Но на трассе «Скандинавия» ему выжить не удалось. Кто знает: установи власти на этом месте отбойники, все могло бы быть иначе.
А пока главную дорогу, связывающую Россию и Финляндию, называют не иначе как «дорогой смерти». Из-за не самой продуманной разметки – по одной полосе в каждую сторону плюс широкая обочина – многие водители идут на рискованные обгоны. Быть может, после гибели известного депутата что-то поменяется?
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Заместитель председателя ЗАКСа Павел Солтан прожил удивительную жизнь: он смог победить все обстоятельства и не потерял присутствия духа, даже став инвалидом 1 группы. О жизни Павла Михайловича вспоминают его друзья и соратники (подробнее)