Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
+12°
Boom metrics
Звезды30 августа 2016 12:09

10 фактов о «Корабельной роще» Ивана Шишкина

Рассказываем, как художник создавал свою последнюю работу
Источник:kp.ru
Иван Шишкин. «Корабельная роща». 1898 год. Холст, масло. 165×252 сантиметра. Государственный Русский музей.

Иван Шишкин. «Корабельная роща». 1898 год. Холст, масло. 165×252 сантиметра. Государственный Русский музей.

Продолжаем проект «История одной картины». В нем мы рассказываем о самых известных полотнах из петербургских музеев. Сегодня говорим о последней работе великого русского пейзажиста, в которой он изобразил знакомый с детства вид соснового бора близ Елабуги.

1. «Корабельная роща» - это в определенном смысле завещание художника, ведь она стала последней его картиной. Несмотря на кажущееся сходство с другими пейзажами, вышедшими из-под кисти Шишкина (например, с «Утром в сосновом бору»), эта работа будто обобщает весь его творческий опыт. Здесь в один узел сплетаются многочисленные мотивы, рассеянные по прежним работам мастера. И еще один нюанс: по размерам полотно превосходит все остальные, созданные живописцем.

2. Шишкин прославился в первую очередь как пейзажист. Его стихией была природа, причем не только среднерусская, но и природа Северной Европы. Художника интересовала спокойная, неяркая красота. Вопреки распространенному мнению, Иван Иванович не создавал исключительно русский пейзаж. После выпуска из Академии художеств он много путешествовал и работал, в том числе в Германии и Финляндии. Кстати, его старшая дочь от первого брака Лидия переехала в Суоми после замужества.

3. Что касается «Корабельной рощи», она появилась под впечатлением, знакомым Шишкину с детства. На полотне изображена природа родных мест художника, выходца из Вятской губернии. В основу пейзажа легли натурные этюды, выполненные Иваном Ивановичем в родных прикамских лесах. На рисунке к картине он сделал надпись: «Афанасофская Корабельная роща близ Елабуги».

4. Исследователям не составило труда выяснить, что на полотне изображен сосновый бор, прилегающий к Елабуге с северо-запада. Здесь, в Большом и Нижнем Афанасово, с XVIII века велась заготовка мачтовых сосен. Собственно отсюда и взялось название - «Корабельная роща». Столетние деревья высотой до сорока метров и около полуметра в диаметре с давних пор использовались для строительства судов. Высокий легкий ствол шел на мачты кораблей.

5. Работа над картиной продолжалась в течение трех лет. Первые наброски относятся к 1895 году. Сюжет достаточно простой. Художник, как всегда, придавал огромное значение деталям, он тщательно вырисовывал едва ли не каждый стебель и каждую травинку. Перед зрителем поляна, залитая солнцем. А далее постепенно полотно все больше поглощает сумрак.

6. Специалисты отмечают, что на этой картине шишкинский лес будто купается в солнечном свете и многообразии цветов и оттенков, нехарактерных для более раннего Шишкина. Несмотря на привычную тусклость, палитра полотна очень разнообразна. Многие даже находят здесь следы влияния импрессионистов.

7. Эту работу часто сравнивают и даже путают с «Сосновым бором», не замечая важного нюанса. «Сосновый бор» - это изображение деревьев, которые сливаются с небом, а композиция «Корабельной рощи» совершенно иная. Вместо кустов и деревьев в левом углу картины - стволы, расположенные в самом центре. Сосны будто растут ровнее, нет контраста близких и дальних объектов. Шишкин заменил детализацию на другой прием привлечения внимания - он противопоставил несколько групп, которые несут различную смысловую нагрузку.

8. Полотно впервые было показано на 26-й выставке передвижников, проходившей в Петербурге с 22 февраля по 29 марта 1898 года. Работа тут же удостоилась многочисленных восторженных отзывов как от обычных посетителей, так и от коллег по цеху. Например, художник Савицкий не мог сдержать эмоций и написал автору письмо со словами: «Картина заиграла, нота сильная, чудесная - поздравляю, не я один, все восхищены, браво… Сосной на выставке запахло! Солнца, свету прибыло!..»

9. Выставка еще не успела закончиться, когда 8 марта (20 марта по новому стилю) 1898 года пейзажист скончался в своей мастерской за мольбертом, на котором стояло новое, только что начатое полотно «Лесное царство». Д. Успенский писал по этому поводу в газете «Неделя»: «Передвижная выставка в трауре: вскоре после ее открытия скончался на 67-м году жизни Иван Иванович Шишкин. Это был прекрасный человек, с виду суровый, на самом деле добряк, по внешности - волостной старшина, на самом деле - тончайший художник».

10. Вплоть до нынешнего времени картина «Корабельная роща» считается одной из самых популярных в творчестве Шишкина и, между прочим, широко репродуцируемой. Ее можно встретить на почтовых открытках и марках, на футболках, коврах и даже (внимание!) фотообоях.

КОНКРЕТНО

Иван Иванович ШИШКИН (1832-1898).

Родился 25 января 1832 года в городе Елабуга в купеческой семье.

В 1852-м перебрался в Москву и поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества. После окончания курса, спустя четыре года, талантливому студенту посоветовали продолжить образование в петербургской Академии художеств.

Шишкин начал увлекаться пейзажами еще в училище. А в первый год пребывания в академии ему была присуждена малая серебряная медаль за «Вид в окрестностях Петербурга». В 1858-м художник получил большую серебряную медаль за картину «Вид на острове Валааме».

Достигнутые успехи позволили художнику совершить заграничную поездку в качестве стипендиата академии. Он побывал в Мюнхене, Цюрихе, Праге и Дюссельдорфе.

В 1865 году Ивану Ивановичу присудили звание академика. В последующие годы были созданы известные шедевры: «Рубка леса» (1867), «Сосны, освещенные солнцем» (1886), «Утро в сосновом лесу» (1889 год, причем медведи написаны К. А. Савицким).

Умер 20 марта 1898 года в Петербурге.