Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
-3°
Boom metrics
Наука26 сентября 2016 8:37

Студенты из Петербурга строят первый в России солнцемобиль

Болид SOL представит нашу страну на международных гонках в Австралии [фото, видео]
Источник:kp.ru
Политехники строят транспорт будущего. Дело спорится. ФОТО: Polytech Solar Team

Политехники строят транспорт будущего. Дело спорится. ФОТО: Polytech Solar Team

Солнцемобиль SOL разрабатывает команда Polytech Solar Team из Санкт-Петербургского Политехнического университета Петра Великого. Над проектом трудятся около двадцати человек – электрики и механики, аэродинамики и специалисты по логистике, инженеры и дизайнеры. Болид построят к маю 2017 года. А уже 8 октября SOL примет участие в международной гонке солнцемобилей.

ПЕРВЫЙ ЗА 10 МИЛЛИОНОВ

Идейным вдохновителем проекта стал руководитель Молодежного конструкторско-технологического бюро Евгений Захлебаев. Инженер увидел репортаж о World Solar Challenge – гонке солнцемобилей, которая традиционно проходит в Австралии. По раскаленному шоссе проносились машины, похожие на летающие тарелки – такие же плоские и обтекаемые, словно из будущего. Изобретатель решил создать нечто подобное. Так, работа над первым в России солнцемобилем началась в мае 2016 года.

Разработчики заканчивают проектирование. ФОТО: Polytech Solar Team

Разработчики заканчивают проектирование. ФОТО: Polytech Solar Team

Молодые ученые заканчивают проектирование солнцемобиля. Сейчас они разрабатывают компактный и легкий электромотор. Параллельно специалисты корректируют форму кузова, чтобы улучшить аэродинамические показатели. От них будет зависеть скорость.

Каркас автомобиля соберут к Новому году. Весной 2017-го болид выйдет на трассу.

– Принцип работы солнцемобиля понятен и прост. На его «крыше» находятся солнечные панели, которые преобразовывают солнечную энергию в электрическую. Она заряжает аккумуляторные батареи, а те заставляют работать двигатель. Вот и все, – объясняет «Комсомолке» официальный представитель Polytech Solar Team Алена Канина.

Солнечная энергия преобразуется в электрическую. ФОТО: Polytech Solar Team

Солнечная энергия преобразуется в электрическую. ФОТО: Polytech Solar Team

Стоимость SOL – около десяти миллионов рублей. Дорого. Но по-другому никак. Солнцемобиль должен быть построен только из качественных и прочных материалов. Например, для создания его монокока («ядра») используется углеволокно. Аналогичные технологии применяются и в Формуле-1. Все по-настоящему!

– Наш солнцемобиль соответствует самым высоким стандартам. У SOL конкурентоспособные характеристики. Эффективность, скорость, вес, дизайн – все это находится на топ-уровне, – говорит Алена Канина. – В будущем мы собираемся внедрить в SOL автопилот. Ничего подобного в нашей стране нет и не было.

ГОНКА ПО КОНТИНЕНТУ

Международная гонка солнцемобилей World Solar Challenge пройдет в октябре в Австралии. Polytech Solar Team – первая отечественная команда, которая выступит на этих соревнованиях.

– Когда мы подали заявку, организаторы удивились и обрадовались. Впервые за 30-летнюю истории гонки в ней будет участвовать и Россия! – вспоминают в Политехе.

Так выглядит SOL. ФОТО: Polytech Solar Team

Так выглядит SOL. ФОТО: Polytech Solar Team

Инженеры из Северной столицы посоревнуются с ведущими университетами: Кембриджем (Великобритания), Делфтом (Нидерланды), Массачусетским технологическим институтом (США)... Всего около пятидесяти команд.

Участникам предстоит преодолеть 3021 километр, то есть пересечь целый континент. Маршрут пройдет с севера на юг, из города Дарвин в город Аделаида. Гонщики должны доехать до пункта назначения уже через три-четыре дня.

– Как показывает практика, до финиша не добирается больше половины пилотов. Но мы сделаем все, чтобы наш болид не попал в их число, – отмечает Алена Канина. – SOL будет ехать со средней скоростью 90 км/ч (максимальная – 120 км/ч, – Ред.). Если все пойдет по плану, то мы будем одними из первых.

Гонка солнцемобилей традиционно проходит в Австралии. ФОТО: Polytech Solar Team

Гонка солнцемобилей традиционно проходит в Австралии. ФОТО: Polytech Solar Team

Занять место на пьедестале для ученых не главное. Испытатели стремятся привлечь внимание к экологически чистому транспорту. Альтернативная энергетика в России развита не так, как в других странах. Например, на территории РФ зарегистрировано всего 700 электромобилей. В Норвегии на них ездит четверть автомобилистов...

– Солнечные технологии применяются и будут применяться в автомобилестроении. Таков общемировой тренд. Буквально на днях в Австралии презентовали проект четырехместного солнцемобиля для повседневного использования. Есть к чему стремиться, – сказал «КП» сотрудник одной из российских энергетических компаний, пожелавший остаться анонимным.

Солнцемобиль разрабатывают ребята из Политеха. ФОТО: Polytech Solar Team

Солнцемобиль разрабатывают ребята из Политеха. ФОТО: Polytech Solar Team

ТТХ

Длина SOL – 4,2 метра

Ширина – 2 метра

Вес – 160 килограммов

Максимальная скорость – 120 км/ч

НА ЗАМЕТКУ

По иронии судьбы идея создать солнцемобиль зародилась в «городе без солнца». По статистике, в Северной столице России около восьмидесяти солнечных дней в году. Но ничего экстраординарного прагматичные ученые в этом обстоятельстве не видят.

– Солнечные ячейки способны эффективно заряжаться и при пасмурной погоде, – отмечают в Polytech Solar Team. – Солнцемобили заряжаются в стоячем положении. Нашему для полной зарядки необходимо шесть часов. SOL можно заряжать и от розетки. Он же питается не только от солнечной, но и от электрической энергии!

СПРАВКА «КП»

Талантливые изобретатели были и в Советском Союзе. Новаторы-энтузиасты пытались внедрить в авто солнечные технологии, но массовыми их разработки не стали. За все время в СССР было создано только три или четыре солнцемобиля с предельной скоростью 40 км/ч. Один из них – Минисол, изобретенный Алексеем Кнохом. Раритетный экспонат выставлен в московском музее ретро-автомобилей.