Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
+9°
Boom metrics
Общество10 октября 2016 9:53

Из чего складывается стоимость жетона петербургского метро

«Комсомолка» разбиралась в хитросплетениях подсчетов и попыталась определить справедливую цену поездки в городской подземке
По нашим подсчетам получается, что жетон вполне мог бы стоить... 24 рубля!

По нашим подсчетам получается, что жетон вполне мог бы стоить... 24 рубля!

Фото: Тимур ХАНОВ

Жетон петербургской подземки должен стоить в 2016-ом 40 рублей, уверяло руководство подземки в конце прошлого года. 48 рублей он должен стоить в следующем, считают в метрополитене теперь. 37 рублей жетончик, возможно, будет стоить после Нового года. Пока метрополитен, ЗакС и Смольный торгуются, «Комсомолка» попыталась разобраться, почему за кусочек латуни мы платим 35 рублей.

Откуда берется тариф

Откуда берется тариф

Новые станции - новые расходы

Новые станции - новые расходы

Почему метро хочет больше

Почему метро хочет больше

Из чего складывается стоимость жетона

Из чего складывается стоимость жетона

Судя по финансовой отчетности «Петербургского метрополитена» за первое полугодие 2016 года, парк подземки постоянно обновляется. Так, из 1 690 вагонов 54 – «НеВа», 60 – «Юбилейные» (в 2014-ом в парке было 1 696 вагонов, из них 42 – «НеВа», а «Юбилейных» не было вообще). При этом средний срок службы за три года упал с 27,23 до 26,73 года, а износ вырос с 69,2% до 71,17%.

Подземкой пользуются все меньше: с января по июнь метро перевезло 360,3 миллионов пассажиров. В тот же период 2015-го их было на 6,1 миллионов больше, в 2014-ом – еще больше, на 8,9 миллионов.

Неуклонно падает и число пассажиров, катающихся по жетонам. Если в первом полугодии 2014-ого их было 139,3 миллионов человек, то зимой и весной этого года – уже 108,7 миллионов человек. Количество же ездящих по единой карте растет: первое полугодие 2014 года – 59,4 миллионов человек, 2016-го – 95,8. В самом метрополитене констатируют, что в 1992 году жетонами пользовалось более 90% пассажиров, а в 2015-ом – лишь 33%.

Стоимость жетончика все повышается: первое полугодие 2014-го – 28 рублей, тот же период 2015-го – 31. Возможно, причина в растущей себестоимости: жетон «за 28» на самом деле (по подсчетам метро) стоил 30,77 рублей, «за 31» - 34,83 рублей, нынешний «за 35» - 40,83. Но интересно то, что тариф растет быстрее, чем себестоимость, и разрыв между ними увеличивается: с 10% в 2014-ом до 17% в первой половине этого года.

Расходы метро

Расходы метро

Расходы на перевозку пассажиров складываются из затрат на текущие и капитальные ремонты, амортизацию, зарплаты, электроэнергию, материальные нужды, страховые взносы, соцнужды и прочие. Больше всего метро тратит на зарплаты (в первом полугодии этого года – 4 142 млн руб.), меньше всего – на социальные нужды (99 млн). На ремонты ушло 2 631 миллионов рублей.

Расходы на перевозку растут: в первом полугодии 2014-го метро потратило на пассажиров 11 548 млн руб., 2015-го – 12 761 млн руб.

А вот прочие расходы скачут: 61,5 млн руб. за первое полугодие 2014-го, 38,6 млн - в 2015-ом. Любопытно, что с этого года подземка стала торговать ценными бумагами, во что вложила 7,9 млн рублей. Еще одна новая строка в расходах – содержание Музея метро: в первом полугодии 2016-го он обошелся в 8,2 млн рублей.

Доходы метро

Доходы метро

Доходы от продаж поездок стабильно растут: в первом полугодии 2014-го метро заработало на них 7 758 млн рублей, в 2015-ом – 8 414 миллионов. В первом полугодии этого года подземка получила с единых карт 3 144 миллионов, с жетонов – 3 793 миллионов. При этом первое полугодие 2015-го было по продажам жетонов провальным: 3 544 миллионов рублей против 3 899 млн в 2014-ом.

«Прочая прибыль» - это прибыль с рекламы, сдачи площадей под аренду, продаж и услуг сторонним организациям. Удивительно, но «прочей прибыли» растущие цены будто не коснулись: зимой и весной 2014-го – 413,1 млн руб, 2015-го – 456,9 млн. В этом году до июля на аренде заработали 240,6 млн, на рекламе – 179,4 млн руб..

«Прочие доходы», помимо амортизации за счет бюджета (13,4 млн руб.), составляют доходы от дачи денег взаймы, штрафы и пени за нарушения договоров, доходы в виде стройматериалов, полученных при ремонтах.

Любопытная строчка «прочих доходов» - доходы от неиспользованных поездок по проездным с истекшим сроком давности: например, пассажир заплатил за 100 поездок на месяц, а прокатился только 70 раз, - и плату за 30 поездок подземка получила как бы за здорово живешь. На этом с января до июля метро заработало 30,5 млн руб.

В этом году к «прочим доходам» добавились доходы от списания неиспользуемых жетонов (8,4 млн руб.): попросту, доходы от проданных когда-то в прошлом жетонов, которые так и не вернулись в монетоприемники турникетов, а разошлись на сувениры, были утеряны или остались в частных коллекциях. Ведется ли подсчет неиспользованных жетонов, неизвестно, но списывают их равномерно.

Еще одно новшество «прочих доходов» - поступления от продажи ценных бумаг, коих вышло пока что на 6,7 млн руб. (напомним, что 7,9 млн подземка в их продажу вложила).

«Прочие доходы» значительно выросли в прошлом году (с 146,7 млн руб. за первое полугодие 2014-го – до 234,9 млн 2015-го). Но в этом году уменьшились на 10,6 млн руб.

Посчитай-ка!

Посчитай-ка!

За счет пассажиров?

За счет пассажиров?

ДОСЛОВНО:

Председатель Комитета по тарифам Петербурга Дмитрий Коптин:

«Нерегулируемые виды деятельности при установлении тарифа не учитываются. Но доходы от рекламы и торговой деятельности уменьшают потребность в субсидии»

Пресс-секретарь Контрольно-счетной палаты Петербурга Татьяна Каменщикова:

«При проведении в 2014 году выборочной проверки законности, эффективности и целевого использования средств бюджета и собственности Петербурга метрополитеном за 2011-2012 годы и истекший 2013 год было установлено: при расчете субсидий включались затраты, не относящиеся к основной деятельности предприятия, а в составе доходов учитывали не все возможные поступления. С 2007 по 2014 год величина субсидии метрополитену из бюджета города выросла в 24 раза»