По нашим подсчетам получается, что жетон вполне мог бы стоить... 24 рубля!
Фото: Тимур ХАНОВ
Жетон петербургской подземки должен стоить в 2016-ом 40 рублей, уверяло руководство подземки в конце прошлого года. 48 рублей он должен стоить в следующем, считают в метрополитене теперь. 37 рублей жетончик, возможно, будет стоить после Нового года. Пока метрополитен, ЗакС и Смольный торгуются, «Комсомолка» попыталась разобраться, почему за кусочек латуни мы платим 35 рублей.
Откуда берется тариф
Новые станции - новые расходы
Почему метро хочет больше
Из чего складывается стоимость жетона
Судя по финансовой отчетности «Петербургского метрополитена» за первое полугодие 2016 года, парк подземки постоянно обновляется. Так, из 1 690 вагонов 54 – «НеВа», 60 – «Юбилейные» (в 2014-ом в парке было 1 696 вагонов, из них 42 – «НеВа», а «Юбилейных» не было вообще). При этом средний срок службы за три года упал с 27,23 до 26,73 года, а износ вырос с 69,2% до 71,17%.
Подземкой пользуются все меньше: с января по июнь метро перевезло 360,3 миллионов пассажиров. В тот же период 2015-го их было на 6,1 миллионов больше, в 2014-ом – еще больше, на 8,9 миллионов.
Неуклонно падает и число пассажиров, катающихся по жетонам. Если в первом полугодии 2014-ого их было 139,3 миллионов человек, то зимой и весной этого года – уже 108,7 миллионов человек. Количество же ездящих по единой карте растет: первое полугодие 2014 года – 59,4 миллионов человек, 2016-го – 95,8. В самом метрополитене констатируют, что в 1992 году жетонами пользовалось более 90% пассажиров, а в 2015-ом – лишь 33%.
Стоимость жетончика все повышается: первое полугодие 2014-го – 28 рублей, тот же период 2015-го – 31. Возможно, причина в растущей себестоимости: жетон «за 28» на самом деле (по подсчетам метро) стоил 30,77 рублей, «за 31» - 34,83 рублей, нынешний «за 35» - 40,83. Но интересно то, что тариф растет быстрее, чем себестоимость, и разрыв между ними увеличивается: с 10% в 2014-ом до 17% в первой половине этого года.
Расходы метро
Расходы на перевозку пассажиров складываются из затрат на текущие и капитальные ремонты, амортизацию, зарплаты, электроэнергию, материальные нужды, страховые взносы, соцнужды и прочие. Больше всего метро тратит на зарплаты (в первом полугодии этого года – 4 142 млн руб.), меньше всего – на социальные нужды (99 млн). На ремонты ушло 2 631 миллионов рублей.
Расходы на перевозку растут: в первом полугодии 2014-го метро потратило на пассажиров 11 548 млн руб., 2015-го – 12 761 млн руб.
А вот прочие расходы скачут: 61,5 млн руб. за первое полугодие 2014-го, 38,6 млн - в 2015-ом. Любопытно, что с этого года подземка стала торговать ценными бумагами, во что вложила 7,9 млн рублей. Еще одна новая строка в расходах – содержание Музея метро: в первом полугодии 2016-го он обошелся в 8,2 млн рублей.
Доходы метро
Доходы от продаж поездок стабильно растут: в первом полугодии 2014-го метро заработало на них 7 758 млн рублей, в 2015-ом – 8 414 миллионов. В первом полугодии этого года подземка получила с единых карт 3 144 миллионов, с жетонов – 3 793 миллионов. При этом первое полугодие 2015-го было по продажам жетонов провальным: 3 544 миллионов рублей против 3 899 млн в 2014-ом.
«Прочая прибыль» - это прибыль с рекламы, сдачи площадей под аренду, продаж и услуг сторонним организациям. Удивительно, но «прочей прибыли» растущие цены будто не коснулись: зимой и весной 2014-го – 413,1 млн руб, 2015-го – 456,9 млн. В этом году до июля на аренде заработали 240,6 млн, на рекламе – 179,4 млн руб..
«Прочие доходы», помимо амортизации за счет бюджета (13,4 млн руб.), составляют доходы от дачи денег взаймы, штрафы и пени за нарушения договоров, доходы в виде стройматериалов, полученных при ремонтах.
Любопытная строчка «прочих доходов» - доходы от неиспользованных поездок по проездным с истекшим сроком давности: например, пассажир заплатил за 100 поездок на месяц, а прокатился только 70 раз, - и плату за 30 поездок подземка получила как бы за здорово живешь. На этом с января до июля метро заработало 30,5 млн руб.
В этом году к «прочим доходам» добавились доходы от списания неиспользуемых жетонов (8,4 млн руб.): попросту, доходы от проданных когда-то в прошлом жетонов, которые так и не вернулись в монетоприемники турникетов, а разошлись на сувениры, были утеряны или остались в частных коллекциях. Ведется ли подсчет неиспользованных жетонов, неизвестно, но списывают их равномерно.
Еще одно новшество «прочих доходов» - поступления от продажи ценных бумаг, коих вышло пока что на 6,7 млн руб. (напомним, что 7,9 млн подземка в их продажу вложила).
«Прочие доходы» значительно выросли в прошлом году (с 146,7 млн руб. за первое полугодие 2014-го – до 234,9 млн 2015-го). Но в этом году уменьшились на 10,6 млн руб.
Посчитай-ка!
За счет пассажиров?
ДОСЛОВНО:
Председатель Комитета по тарифам Петербурга Дмитрий Коптин:
«Нерегулируемые виды деятельности при установлении тарифа не учитываются. Но доходы от рекламы и торговой деятельности уменьшают потребность в субсидии»
Пресс-секретарь Контрольно-счетной палаты Петербурга Татьяна Каменщикова:
«При проведении в 2014 году выборочной проверки законности, эффективности и целевого использования средств бюджета и собственности Петербурга метрополитеном за 2011-2012 годы и истекший 2013 год было установлено: при расчете субсидий включались затраты, не относящиеся к основной деятельности предприятия, а в составе доходов учитывали не все возможные поступления. С 2007 по 2014 год величина субсидии метрополитену из бюджета города выросла в 24 раза»