Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
+6°
Boom metrics
Звезды19 марта 2017 15:30

В главной роли Петербург. Как Олег Ефремов угощал американскую кинозвезду

Режиссера Виталия Мельникова пригласили выступить в Оксфорде. Из 25 фильмов классика российского кино для показа выбрали три картины: «Мама вышла замуж», «Старший сын» и «Женитьба»
Олег Ефремов на съемках фильма "Мама вышла замуж" (Фото: Личный архив В. Мельникова)

Олег Ефремов на съемках фильма "Мама вышла замуж" (Фото: Личный архив В. Мельникова)

ЗАЧЕМ ЕФРЕМОВ ПРОДАЛ ВИЛЛУ В НИЦЦЕ?

В Оксфорде сейчас золотая пора. Студенты сдали экзамены. Отгуляли – шумно и весело: по традиции здесь прошли маскарады и вечеринки. Но молодежь никуда не разъехалась. Итоги сессии оглашаются недели через две. В ожидании оценок студенты проводят время по своим интересам. Просмотры и дискуссии о кино – одно из любимых занятий.

Режиссера Мельникова определили завтракать в профессорском клубе. Но он сбежал от серебра и предупредительных официантов в студенческую столовую. Старинный холл с резными деревянными панелями, гербами и картинами просторнее и не такой напыщенный. Студенты завтракают рано, поэтому, когда сюда приходил Виталий Вячеславович он был совершенно пустым. Бронзовые лампы на длинных дубовых столах и звенящая тишина делала схожей столовую на библиотеку.

Невольным диссонансом вспомнилась крохотная кухонька в «хрущевке» из фильма «Мама вышла замуж». В сценарии Юрия Клепикова три действующих лица: малярша Зина – мать-одиночка, подросток Борька - Зинин сын и бульдозерист пьянчуга Витя. У Зины и Вити началась любовь, а Борька почувствовал себя лишним. Вот, казалось бы, и всё. Будет ли понятна эта драма будущей элите Британии?

Снимать в настоящей «хрущевке» не было никакой возможности. Большой киногруппе просто негде было разместиться в этих крошечных домах с пятиметровыми кухоньками. Поэтому квартирку построили в павильоне «Ленфильма». Декорация заняла уголок, там, в тесноте, на расстоянии буквально вытянутой руки, находились только актеры, а гримеры, осветители, звуковики и другие, обеспечивающие съемочный процесс, размещались за пределами декорации. Из-за недостатка места, камеру, чтоб не мешала актерам, оператор Дмитрий Долинин подвесил к потолку.

Декорация «квартиры Зинки» в огромном павильоне стояла, как каморка какого-нибудь монтера. И из-за этого произошел забавный случай. Репетировали сцену семейного обеда. Зина с получки купила Вите четвертинку. Тут же на столе: солёные огурцы, лук и прочее. В этот момент «Ленфильм» посетила звезда американского немого кино Глория Свенсон. Молодящуюся старушку сопровождала огромная свита начальников и журналистов. Из декорации доносились голоса и звуки, и Глория направилась прямо туда. Возможно, решила, что там накрыт фуршет. Другие уже протиснуться в кухоньку не смогли. Оказавшись у стола, звезда сказала: «Хэлло!». Переводчика рядом не было, а исполнитель главной роли Олег Ефремов о звёздном ранге иностранки не знал. Поэтому просто налил Глории водки, которая на съёмках была подлинная. Та выпила. И беседа завязалась сама собой. Олег стал учить, как нужно правильно обмакивать зелёный лук в солонку. Глория заявила, что Олега где-то видела, кажется, бывала у него на вилле в Ницце. Олег сказал, что виллу продал, потому что тесновата… Пока они беседовали, вокруг декорации нервно нарезали круги начальство. Только после того, как всё было выпито, Олег и Глория, бережно поддерживая друг друга, выплыли из кухоньки. Сопровождающие вздохнули с облегчением и даже спросили, понравилось ли звезде у нас на съёмках? «На каких съёмках?» – удивилась Глория. Ее ответ подтверждал, что группе удалось достигнуть полной достоверности.

Перед съемками у Ефремова были сомнения: «Куда ты меня тянешь?- сказал он режиссеру. - Я ведь сугубо положительный социальный герой! А этот бульдозерист – пьяница». На что Виталий Мельников ответил, что Витя тоже социальный герой, но сугубо российский. Этот аргумент убедил Ефремова.

Актер вскоре доказал, что отлично вписывается в роль. В одной из сцен Витька после работы отправляется с друзьями пропустить по стаканчику. Снимали скрытой камерой у настоящего пивного ларька. Стояла приличная очередь. Но Ефремов походкой завсегдатая обошел толпившихся мужиков и взял несколько кружек пенящегося напитка. Засевшие в засаде насторожились: «Сейчас побьют!» Но ничего такого не случилось. Ефремова очередь беспрекословно пропустила, ему даже никто не возразил. Вот она сила перевоплощения! Быть накоротке со звездой Голливуда и своим в среде работяг.

77 ГРАММОВ «КУСКОМ»

Съемки фильма "Мама вышла замуж" (Фото: Личный архив В. Мельникова)

Съемки фильма "Мама вышла замуж" (Фото: Личный архив В. Мельникова)

Виталию Вячеславовичу рассказали, что завтраки в Оксфорде веками прописанный ритуал. Со студентами трапезничают дежурные профессора. Они занимают стол, как президиум, установленный поперек длинных дубовых рядов. Студенты берут свои порции и должны усаживаться за столы строго плечом к плечу, чтобы не было пустых мест и проплешин. После того, как профессора поели, старший из них ударяет жезлом. Это сигнал – завтрак закончен. Доел – не доел, студенты должны встать и выйти из зала.

Невольно вспомнилась сцена из фильма «Мама вышла замуж». Когда Борька – Николай Бурляев, сбежавший из деревни, голодным слоняется по пустынным утренним улицам Петроградской стороны. Он собирает в кармане мелочь и в гастрономе покупает колбасы. Хватает на 77 грамм. «Вам кусочком или порезать?» - спрашивает молоденькая продавщика. «Куском!», - угрюмо отзывается голодный Борька…

СТРИПТИЗ НА КРЫШЕ

Режиссеру с гордостью показывали колледжи Оксфорда. С башен открывались дивные панорамы.

«Мама вышла замуж» тоже начинается с панорам на ленинградские крыши под чарующую музыку Олега Каравайчука. В ту пору ремонтировали фасад старинного доходного дома на углу Фонтанки и Пестеля. Этот адрес и снимали в фильме. В обед девчата из Зининой бригады забирались на крышу. В эти минуты отдыха они стягивали тяжелые неуклюжие робы и загорали – в чем были, в своем не модельном.

Эта сцена вызвала настоящую бурю на приемке картины. «Как можно показывать наших тружениц в таком неприглядном виде?!», - негодовала дама из обкома. Режиссеру тут же припомнили и пьяницу Витю, и отсутствие в фильме героических будней строителей. В «Ленинградской правде» появилась статья «Диагонали любви на экранах»: «Мы имеем дело с плоским натурализмом… Любовь наподобие болезнетворного микроба разъедает Зину и Витю. Она сидит в них, как заноза… И даже такому актеру, как О. Ефремов, не всегда удается вырваться за пределы схемы».

Незамедлительно последовало наказание. В Госкино решили отнести картину к третьей категории качества и «не рекомендовать» для широкого проката. Фильм «Мама вышла замуж» большая часть зрителей увидела только через годы, когда её показали по телевидению. Но и телевизионные начальники решили её подредактировать. Исчез эпизод, в котором Зина и Витя резвились на качелях в парке культуры под модную песенку «Хмуриться не надо, Лада!» Шел 1970-й год, страна праздновала столетие Ленина. Убрали эпизод из-за куплета: «Нам столетья – не преграда!»

«Я – САРАФАНОВ»

Евгений Леонов на съемках фильма "Старший сын" (Фото: Личный архив В. Мельникова)

Евгений Леонов на съемках фильма "Старший сын" (Фото: Личный архив В. Мельникова)

В двухкомнатных профессорских апартаментах, куда определили Мельникова, в гостиной был камин, удобное глубокое кресло, торшер и много книг: Шекспир, Диккенс, а среди английских классиков Gogol. С «Женитьбой» все будет в порядке, успокоился режиссер. Но с удивлением обнаружил отсутствие телевизора, даже намека на него. Телевидение в Оксфорде недолюбливают. И стараются игнорировать.

А «Старший сын» - один из первых советских телефильмов. Тогда для телепроектов на «Ленфильме» даже создали целое Творческое объединение. Мельникова увлекли новые возможности. Домашний показ, интимность обстановки, приближает героев к зрителю, больше чем в зале большого кинотеатра. Те, кто смотрят фильм по телевизору, словно становятся соучастниками происходящего.

Готовясь к съемкам, Мельников уже точно знал, что сыграть Сарафанова - неудачника-музыканта, наивного отца двух детей, сочинителя бесконечной оратории «Все люди братья», которого сбежавшая жена называла не иначе как «блаженным», - может сыграть только Евгений Леонов. Актер заявил, что любит пьесу Вампилова и готов немедленно начинать работу.

Перед режиссером прошла длинная череда молодых артистов, прежде чем он остановился на Николае Каранченцове, никому ещё неизвестном Боярском, Светлане Крючковой, Наталье Егоровой и Володе Изотове.

Для съёмок арендовали большой деревянный дом на окраине Ленинграда. В сцене ночного хулиганского пения Бусыгина и Сильвы обнаружили, что Караченцов и Боярский неплохие певцы. Так на этой картине нечаянно открылись таланты будущих всенародно любимых исполнителей.

«Старший сын», поставленный «телевизионным способом», стал событием в нашем кино. Впрочем, на Центральное телевидение слали разные письма: «Зачем захламляют такими фильмами телепередачи? Пришли с улицы два праздношатающихся проходимца, втиснулись в семью, и герой фильма не только чудак, но и дурак – жаль, что эту роль исполнял Евг. Леонов», - гневался зритель из Липецка.

А Леонов после съемок написал своему сыну: давно я не испытывал такого восторга от работы. Сарафанов – потрясающая сила. Стоит мне сказать: «Я – Сарафанов», как все предстает передо мной в своем истинном виде – люди, поступки, факты. И хитрить, и скрывать что-либо не имеет никакого смыла.

КИНО С «ЧИСТОГО ЛИСТА»

Виталий Мельников (Фото: Личный архив В. Мельникова)

Виталий Мельников (Фото: Личный архив В. Мельникова)

Конечно, Мельникова беспокоило: поймут ли его фильмы в Оксфорде?

«Мы словно побывали в России той поры», - признались студенты и профессора.

Разговор длился несколько часов. Мельников рассказывал о том, как о кино и немного о себе. Во ВГИК он попал семнадцатилетним пареньком из сибирской глубинки. В отдаленном краю в послевоенное время не нашлось даже бумаги для печати аттестатов об окончании школы. Мельникову выдали, заполненный на оборотной стороне этикеток консервов «Муксун в томате».

Необычный документ вызвал живой интерес в приемной комиссии. А один из экзаменаторов «маленький и лобастенький» весело спросил:

– Ну, что же, Виталий Вячеславович, вы, кажется, интересуетесь кино?

– С детства,- ответил абитуриент.

- Вы могли бы нам пересказать какой-нибудь фильм?

И Мельников во всех подробностях пересказал «Боевой киносборник №6», который в войну, будучи принятым в агитбригаду, с группой актеров и киномехаником возил по отдаленным селам. Рассказ растрогал одного из членов комиссии – человека в шикарном костюме.

Позже Мельников узнал, что «лобастенький» - это Сергей Эйзенштейн, а пижон в костюме – Сергей Юткевич, автор того самого «киносборника №6».

Юткевич набирал курс для своей мастерской. Руководствовался он теорией «чистого листа». Предполагалось, что ученик, напичканный знаниями по истории и теории кино, заведомо не сможет создать ничего нового и оригинального. Предпочтительнее – полный невежда, из дикой глубинки. Мельников оказался идеальным претендентом! И стал режиссером.

Сценка в приемной ВГИКа вызвала волну новых вопросов в Оксфорде. Тут уже взмолился сам режиссер: «Ребятки, мне 88 лет, и если мы будем говорить о подробностях моей биографии, мы до ночи не уложимся».

Все равно встречу быстро завершить не удалось. Но отчасти стало понятно, почему элитный Оксфорд так заинтересовали русские фильмы, снятые почти полвека назад. Наверное, потому, что в них есть частица той эпохи. Подлинные лица людей, их быт и искренние чувства. То, за что неизменно доставалось Мельникову от начальства, и за что его фильмы так любили зрители. А это и есть – искусство, которое не подвержено времени и понятно всюду – будь то Россия или Англия.