Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
+11°
Boom metrics
Происшествия10 апреля 2017 14:38

Четверо из семи предполагаемых подрывников в Петербурге работали поварами в известном суши-баре

Для трудоустройства приезжим из Киргизии экстремистам не нужны были даже российские паспорта
Ибрагимжон Эрматов уверяет: он даже толком не знает своих соседей по квартире.

Ибрагимжон Эрматов уверяет: он даже толком не знает своих соседей по квартире.

Фото: Александр ГЛУЗ

ТЕРРОРИСТЫ-СУШИСТЫ

Каждый, ну хотя бы раз, заказывал еду с доставкой из какого-нибудь ресторанчика японской (точнее, псевдо-японской) кухни. Конечно, еда не бог весть, да и японского в таких заведениях – чуть больше, чем ничего. Зато быстро и дешево.

Но после теракта в петербургском метро 3 апреля на эти забегаловки пришлось взглянуть по-другому. Как выяснила «КП», смертник, 22-летний Акбар Джалилов почти год трудился поваром в популярной сети «Суши Вок» во Всеволожске, что в пригороде Петербурга.

6 апреля рано утром спецназ задержал его предполагаемых сообщников – шестерых гастарбайтеров накрыли в «трешке» на Товарищеском проспекте на юге Петербурга. В квартире нашли бомбу.

Тогда-то и выяснилось: «Суши Вок» в этой истории – не случайность, а печальная тенденция. Когда всех шестерых задержанных привезли на арест в суд, половина призналась – они тоже работали в этой сети поварами.

«БЫЛ ГОРДЫЙ»

А один, 24-летний Ибрагимжон Эрматов, заявил, что с Акбаржоном Джалиловым он именно в «Суши Воке» и познакомился!

- Я в кафе на Среднеохтинском проспекте работал. Акбар тогда на Шоссе Революции, в другой точке. Его к нам присылали, примерно раз в неделю, подменять другого повара. Вот, так и стали мы знакомы, - поведал ошеломленным журналистам Ибрагим Эрматов, пока мы ждали начала судебного заседания.

По словам Эрматова, дело было еще в 2015 году. Его слова вызывают доверие: ранее бывший коллеги Джалилова подтвердили «Комсомолке» - почти весь тот год будущий смертник крутил роллы.

Еще один повар из "Суши Вока" - Махамадюсуф Мирзаалимов - уверяет, что Джалилова он не знал.

Еще один повар из "Суши Вока" - Махамадюсуф Мирзаалимов - уверяет, что Джалилова он не знал.

Фото: Александр ГЛУЗ

Ибрагим рисует не самый приглядный портрет Акабара: гордый, даже надменный, он не хотел общаться с такими же простыми работягами.

А вот с руководством был учтив и вежлив. Отчасти это объясняет, как Джалилову удалось произвести светлое впечатление на свое начальство в суше-баре во Всеволожске. Там, напомним, о нем отзываются как о первоклассном поваре. Акбар умел быть любезным, когда это было нужно.

«ЗЕМЛЯКИ ПРИЕХАЛИ»

Ибрагим Эрматов, к слову, сильно выделяется на фоне возможных подельников. Во-первых, он говорит по-русски чисто и почти без акцента. Во-вторых, он первым заселился в квартиру на Товарищеском проспекте.

По его словам, он прожил там как минимум год. И большую часть времени – с родным братом, его женой и маленьким племянником.

- Но после Нового года брат с невесткой и ребенком уехали обратно в Киргизию. И мне сказали: вот, земляки приехали в Петербург, пускай с тобой живут. Вот их пятеро и приехало, - вздыхал на суде Эрматов.

Отказаться Ибрагим, судя по всему, не мог – с земляками так не поступают. Эрматов чуть ли не кричал из своей стеклянной клетки: нет, не видел бомбу, не знал о теракте.

- Узнал в интернете о взрыве. А потом спецназ пришел, еще одну бомбу у нас в кладовке нашел, - говорил Ибрагим.

Верить ему на слово, конечно, нельзя. Но если ему есть, что скрывать, зачем он так откровенно говорит о знакомстве с Джалиловым?

Взрыв на станции "Технологический институт" унес 13 жизней. Погиб и сам террорист.

Взрыв на станции "Технологический институт" унес 13 жизней. Погиб и сам террорист.

Фото: Александр ГЛУЗ

НЕСОСТОЯВШИЕСЯ СМЕРТНИКИ

Когда Эрматова уже арестовали и увели в автозак, в зале суда показались еще два повара из «Суши Вока» - Дилмурод Муидинов и Махамадюсуф Мирзаалимов. Первому 20, второму 21.

Оба уверяли, что Джалилова знать не знают. Но, учитывая, что с Эрматовым они жили под одной крышей, слова эти можно поставить под сомнение.

Кстати, в правоохранительных органах не исключили: кто-то из шестерки задержанных должен был привести в действие две бомбы. Одну из них, напомним, нашли и обезвредили на станции «Площадь Восстания». Вторую обнаружили в кладовке на Товарищеском проспекте.

По оценке «КП», повара из «Суши Вока» - Эрматов, Муидинов и Мирзаалимов – на смертников не очень-то похожи.

Вторая троица вызывает вопросы.

20-летний Азамжон Махмудов и 38-летний Бахром Эргашев – оба забитые, сутулые, не говорят по-русски. У Махмудова просрочена регистрация, Эргашев приехал в Россию в конце зимы. Где они работали и чем занимались, непонятно. В смертники – идеальные кандидаты. Оба, кстати, не возражали против своего ареста.

Шестой задержанный – 38-летний Сайфилла Хакимов – сходу заявил судье, что у него трое детей и вообще он инвалид. Против ареста он активно возражал. Едва ли он пошел бы на смерть.

38-летний Бахром Эргашев не говорит по-русски, нигде не работает и не может объяснить, чем он занимался в Петербурге.

38-летний Бахром Эргашев не говорит по-русски, нигде не работает и не может объяснить, чем он занимался в Петербурге.

Фото: Александр ГЛУЗ

Добавим: все шестеро арестованы до 2 июня.

На суде мужчины отрицали причастность к теракту и заявили, что не знают, как в их доме оказалась бомба. Очевидно, что-то кто-то из них врет. А, скорее всего, они все врут.

ЗВОНОК В «СУШИ-ВОК»

«Комсомолка» попыталась получить оперативный комментарий сети «Суши Вок», однако это оказалось не так-то просто.

- Здравствуйте, мы готовы принять ваш заказ! – приветствовал репортера «КП» приятный женский голос по номеру телефона, указанному на сайте.

- Нам бы связаться с пресс-службой или вашим руководством…

- Мы телефоны не даем. Запишите номер отдела кадров…

Увы: отдел кадров на поверку оказался рекрутинговым агентством. И сотрудничают они не только с «Суши Воком».

Адрес и телефон офиса компании в Петербурге мы отыскать пока не смогли.

Ответы на пять самых главных вопросов о теракте в Санкт-Петербурге 3 апреля 2017 года

Почему никто не взял на себя ответственность? - В России специфика терроризма такова, что за большинство терактов никто ответственности не берет, - рассказал «КП» исламовед Роман Силантьев. - Был Басаев, который ставил свой «автограф» после любой диверсии. Был Доку Умаров, который взял на себя «Невский экспресс». Но львиная доля терактов все же осталась без авторства. Вот сейчас в Астрахани ваххабиты расстреляли полицейских - тоже никто не взял ответственности (подробности).

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Террористы поздравляли друг друга в соцсетях со взрывом в метро Петербурга

Заломанные руки за спиной, голова в пол. Сквозь толпу журналистов террористов-вербовщиков проводили в позе «Ку». Заводили в разные залы заседаний и сажали за решетку. Выходцы из стран Средней Азии даже не пытались скрывать свои лица. На любые обвинения только махали головами: «Нет, это не мы!».

Так, на скамье подсудимых оказались восемь человек: шестеро уроженцев Киргизии и двое узбеков. Всем от двадцати до сорока лет. Большинство из них родились в городе Ош. В 2015 году они перебрались в Петербург (подробности).

В Петербурге задержали возможных сообщников смертника из метро

В среду 5 апреля сотрудники ФСБ, МВД и Росгвардии задержали выходцев из республик Средней Азии, которые могут быть причастны к террористической деятельности. Все шестеро задержанных приехали в Россию работать. Но следствие полагает, что настоящая цель подозреваемых была совсем другой (подробности).

Версия: Джалилов не знал, когда взорвется бомба, и ходил по самым людным станциям

Акбаржон Джалилов был неприметным. Таких приезжих в Петербурге тысячи - посмотришь и забудешь.

3 апреля он вышел из дома во втором часу дня. Как быстро должен идти 22-летний парень, приготовившийся убить десятки человек и сам погибнуть? Неторопливым шагом от его дома до станции «Гражданский проспект» всего девять минут. Он вышел около часа. Его никто не запомнил: ни старушки, которые сидят у подземки и торгуют соленьями, ни сотрудники станции (подробности).

Третья бомба? В жилом доме в Петербурге нашли возможное взрывное устройство

Ранним утром 6 апреля в квартиры жильцов дома номер 22/1 по Товарищескому проспекту раздались тревожные звонки: «Все на выход. Срочная эвакуация». Петербуржцы, и без того напуганные взрывом в метро, скорее собрались и вышли на улицу. В это время дом был уже оцеплен. На месте сотрудники ФСБ, ОМОН, полиции, МЧС, «скорые», пожарные машины. (подробнее)

Инспектор метро, обнаруживший бомбу на «Площади Восстания»: Будем работать еще лучше. Нам ломаться нельзя

Инспектор службы безопасности метро Альберт Сибирских, дежурная по станции Нина Шмелева и машинист Александр Каверин – простые работяги, предотвратившие еще большую беду 3 апреля. (подробности)

Оборотень: Еще год назад смертник из петербургского метро был первоклассным поваром

Администратор суши-бара Ольга держится из последних сил, чтобы не расплакаться. Она Акбаржона тоже помнит. Когда пришла весной 2015 года в этот ресторанчик, будущий убийца 13 невинных человек уже крутил там роллы. (подробности)