Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+12°
Boom metrics
Общество27 ноября 2009 14:02

Нургалиев разрешил обороняться от милиционеров

По мнению министра МВД, граждане имеют право на самооборону от тех, кто нас бережет

Удивительное заявление сделал глава МВД, общаясь в минувший четверг с курсантами милицейских вузов в подмосковном Щелкове.

- А если милиционер напал на гражданина, то может ли гражданин дать отпор? - спросил у министра один из подрастающих правоохранителей.

- Если идет нападение, то в любом случае должна быть самооборона. Если гражданин не преступник, если он идет спокойно и ничего не нарушает, а какой-то милиционер начинает его бить, то да. На основании чего? Он что, преступник? - популярно объяснил министр. - Конечно, наверное, здесь будет именно та заваруха, о которой мы говорим. Поэтому мы здесь все равны, а гражданин будет вдвойне равен.

Уже после встречи представитель МВД РФ Валерий Грибакин прокомментировал слова шефа:

- Если поведение сотрудника милиции выглядит неадекватно, если с его стороны звучат необоснованные угрозы и тем более если он применяет насилие, в такой ситуации гражданин вправе оказать ему сопротивление. Здесь возникает институт крайней необходимости и самообороны.

СКАЗАНО!

«Может ли гражданин дать сдачи, когда на него напал милиционер? Если идет нападение, должна быть необходимая самооборона. Мы все равны, а граждане равны вдвойне. А если нападение совершил милиционер, то это преступник в форме, которого надо изолировать и посадить. Преступления, совершенные милиционерами, - это большая боль для всех сотрудников милиции. По каждому такому случаю проводится тщательная проверка, и действиям каждого милиционера дается соответствующая правовая оценка».

(Министр внутренних дел РФ Рашид НУРГАЛИЕВ - в четверг, во время посещения базы ОМОНа «ЗУБР» в Подмосковье.)

В Московском университете МВД РФ на базе ОМОНа «Зубр» министр внутренних дел Рашид Нургалиев продемонстрировал курсантам так называемое «скручивание» в положении «сидя по-турецки» и «в позе лотоса». А завершил упражнение министр фигурой «кольцо» - лежа на животе и сцепив руки и ноги за спиной. Курсанты аплодировали! (смотрите видео)

Время бить и время целовать

Журналист КП провел несколько суток в городе-миллионнике, где можно было безнаказанно бить милиционеров. Впечатлений журналисту хватило на всю оставшуюся жизнь

Заявление Рашида Нургалиева о том, что теперь можно безнаказанно оказывать сопротивление милиционерам, вызвало в народе нешуточное возбуждение, ликование, радость.

При этом, мало кто из радующихся граждан представляет себе, как выглядит на практике самое настоящее безвластие в мегаполисе.

Журналист КП провел несколько суток в городе-миллионнике, где можно было безнаказанно бить милиционеров. Впечатлений журналисту хватило на всю оставшуюся жизнь.

Милиция исчезла с улиц под вечер. В районе семи часов, последние милицейские патрули ушли с тротуаров во внутрь правительственных зданий. Стемнело резко, как будто кто-то вывернул энергосберегающую лампочку из небосвода. (читайте далее)

МНЕНИЕ ВРАЧА

Андрей БАБИН, психотерапевт: «Офицеры дезориентированы»

- Раньше на сотрудников милиции оказывало давление только начальство. Милиционеры, в свою очередь, давили на общество. А сейчас уже общество пошло в атаку. И начальство по-прежнему давит и вроде как поддерживает в этой ситуации общество. Сотрудники МВД дезориентированы, испытывают тревогу, ведь у них ломаются стандарты внутреннего поведения. Человек, привыкший жить по команде, в такой ситуации может и просто не понять сигналов, которые исходят не от начальства, а от общества.

КОММЕНТАРИЙ ЮРИСТА

Мурад МУСАЕВ, адвокат: «Не обороняться, а лежать и молиться Богу»

- Честно говоря, не понял, зачем Нургалиев все это сказал. То есть он сказал, что у них не получилось победить евсюковых, теперь обороняйтесь сами? Тогда пусть оружие выдадут! Что вообще значит фраза об обороне от милиционера? Может, лучше сделать так, чтобы они нас защищали? Нургалиев таким образом не улучшил реноме своих коллег.

В Уголовном кодексе есть статья о посягательстве на жизнь сотрудника правоохранительных органов. Подразумевается, что посягательство происходит, когда тот при исполнении. Но согласно Закону «О милиции» он «при исполнении» 24 часа в сутки. Следовательно, давая отпор зарвавшемуся милиционеру, вы гарантированно получите срок. И не 5 - 10 суток, а 5 - 10 лет. Беда еще и в том, что разбирать инцидент будут коллеги этого милиционера. Вероятность того, что вас после этого оправдают, есть, но она крайне мала: например, при условии, что страж порядка будет пьян и найдется с десяток свидетелей, которые не спрячут голову в песок, а подтвердят, что это он на вас напал.

Лучше всего, если с вами такое происходит, не пытаться дать милиционеру сдачи, а убежать. Хотя нет - и тут для вас найдется статья: «неподчинение законному требованию сотрудника правоохранительных органов», а требование, можете быть уверены, будет признано законным...

В общем, по закону получается, что нужно лежать и молиться Богу, что милиционер вас побьет и перестанет. И не достанет при этом пистолет для контрольного выстрела. При существующей системе отношений, когда конфликтные ситуации с вовлечением сотрудника милиции, как правило, разрешаются в пользу этого сотрудниками его же коллегами, держать оборону против милиционера невозможно.

Замминистра МВД Михаил Суходольский: "Палочной системы в МВД не будет"

Генерал-полковник пообещал отменить скандально известный приказ №650

Мэр Москвы Юрий Лужков, столичные чиновники, милицейские генералы, сотрудники спецслужб вчера отчитывались об охране правопорядка в 2009 году.

Собирали московских участковых и оперативников из районных ОВД.

На трибуну поднялся замминистра МВД Михаил Суходольский.

- Почему такое сильное министерство с полуторамиллионным штатом откровенно заклевывают в СМИ? - генерал-полковник зачитал одну из записок из зала. Зал замер в ожидании.

- Мне кажется, нам просто не прощают ошибок, - начал рассуждать генерал-полковник.

- Общество забывает, что на службу в милицию каждый день выходят не роботы, а люди, у которых есть свои проблемы. А свои интересы и свое доброе имя мы защищаем…

По концертному залу в Лужниках, где проходило собрание, прокатилась волна: милиционеры пошушукались и снова затихли: кто уткнулся в экранчик мобильника, кто просто смотрел на трибуну.

- На самом деле от нашей работы есть эффект - это снижение уровня преступности. - За месяц до футбольного матча сборной все места в спортбарах были заняты. Значит, люди не боятся выходить из дома вечером! А в это время некоторые политики говорят, что нас надо всех разогнать.

Суходольский явно имел ввиду высказывание единоросса Андрея Макарова, который предложил расформировать МВД, потому что считает, что реформировать его невозможно.

Генерал-полковник перешел к техническому оснащению милиции:

- Наши технические средства не уступают мировому уровню. Только не везде их внедряют. Вот я недавно был в московском ОВД «Тропарево-Никулино», там ничего этого нет. Связи элементарной нет. Не должно так выглядеть столичное ОВД, и я считаю, что это вина его руководителя!

В зале стало шумно. Наверное, милиционеры начали спорить друг с другом по поводу того, кто виноват в слабой работе ОВД.

А Суходольский снова принялся читать записки из зала.

- "До каких пор нас будут смешивать с грязью всякие бывший сотрудники, предатели в форме и предвзятые журналисты?" (Похоже, все без исключения записки в президиум были об одном и том же - прим. авт.).

- Действительно у нас бывают трагические случаи, но они только раздуваются! - сказал генерал. - А, не дай бог, что случится - те же корреспонденты побегут за защитой к нам, к милиционерам. Вот журналисты писали о Дымовском из Новороссийска. А он же ничего нового не сказал! После шести мы работаем? Социальные вопросы не решены? Ну да, есть проблемы! Но настоящий опер не стал бы на этом заострять внимание, потому что это образ жизни милиционера. И вообще, когда работать интересно, люди на часы не смотрят!

Подчиненные слушали начальника и кивали головой. А Суходольский продолжал:

- Много говорилось про палочную систему так называемую. Так нет в МВД валовых показателей!

Зал захлопал и оживился.

- Вся работа должна строиться на профилактике, мне эти ваши «плюс один» не нужны, - кажется, даже чуть смутившись, Суходольский начал объяснять свою позицию. - Разговаривал я как-то с участковым. У него в районе подростки пьют пиво с утра до вечера во дворах. Я его спрашиваю: что делаешь? А он мне в ответ: «составляю административные протоколы, за полгода уже на 20 больше составил». Я его спросил: «А зачем? Зачем мне эти протоколы?» Так вот, сообщаю вам: подготовлен проект приказа министра внутренних дел, по которому мы уходим от валовых показателей. Если преступление все-таки совершено, то упор в оценке работы будет сделан на раскрытие по горячим следам. А для участковых в этом приказе упор будет сделан на профилактике. Уйдите от палочной системы - говорю об этом всем начальникам.

Последняя фраза сопровождалась овацией. А майор, сидевший рядом со мной, пробурчал:

- Проходили мы это уже в конце 80-х. На собраниях: "Работаем по-новому", а в кабинете у начальника - "где палки?"КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Михаил ПАШКИН, Председатель координационного совета профсоюза работников милиции Москвы: "Такие вещи нужно обсуждать с обществом"

- Раскрытие по горячим следам - конечно, дело хорошее. Но что мешает милиционеру подложить наркотики в карман и вот вам пожалуйста - раскрытие по горячим следам. Мне бы очень хотелось, чтобы те изменения, о которых сказал Суходольский, проходили гласно, с прилечением общественности, профсоюза милиции, независимых экспертов. А то они примут у себя там тайну за семью печатями, ни с кем не посоветовавшись. Что мешает опубликовать этот проект приказа и обсудить его со всеми? Обсудить со всеми...

А вообще я бы предложил такую систему: взять территорию, посмотреть, сколько на ней зарегистрировано преступлений на душу населения и сколько на соседней территории такой же. Только регистрировать должны не милиционеры, а, скажем, независимые спецы из Минюста, которые МВД не подчиняются. И смотреть на показатели. И если где-то большой уровень преступности - надо наказывать начальника и помогать подразделению. Например, направлять в него опытных сыщиков.

А за раскрываемостью и палками, как сейчас, гнаться - это же липа сплошная! На Западе раскрываемость 30-40%, а у нас - 80-90%. Разница между нами и Западом - это и есть липа, фикция, которая никому не нужна.