Современные фильмы про войну всегда смотришь с опаской. То и дело ждешь какой-нибудь гадости. Главного героя наверняка расстреляют энкавэдэшники, или жена его уйдет к тыловой крысе, или сопьется боец... Ну и трупов больше, чем в приключениях Рэмбо или романах Акунина. Такая мода. Нельзя, чтобы только хорошо, - надо, чтобы правда жизни. Капиталистический реализм.
Законы жанра, стиль, такт, свойственные советскому военному кино, выбросили за ненужностью. И когда появилась потребность в героическом кино, оказалось, что делать его у нас просто не умеют. Раз так - не стоит браться. Тем более за сложные тема. А легендарный «матч смерти» - тема сложная.
Это, конечно, миф. Но миф невероятно красивый и символичный. До мурашек по коже. И вовсе не требующий подтверждения реальными фактами. Это отражение самоощущения народа, песнь тем, чей подвиг нельзя описать в длинной балладе. Поднялся человек из окопа, получил пулю в сердце - вот и весь подвиг. Но это подвиг, черт побери! И таких героев сотни тысяч.
А как рассказать о тех, кто не сдался и оставался на оккупированной территории честным и верным? Жил без подлости и предательства, не уходя в полицаи и доносчики? Кто в самые сложные времена верил, что наши победят? Так вот, легенда о «матче смерти» - о них и про них. И чтобы взяться за эту тему, нужно мужество. Потому что ошибиться нельзя, так как шаг влево или вправо - и молодежь скажет «пропаганда», а какая-нибудь сволочь начнет приводить «достоверные исторические факты», не понимая, что к истории как к науке это не имеет вообще никакого отношения! Или понимая, что еще хуже...
Опытному режиссеру Андрею Малюкову не позавидуешь. Но он же знал, на что шел! Как знал и Сергей Безруков. Они должны были воплотить легенду в кино, да так, чтобы в нее поверили современные зрители, те, что с кучей информации и Википедией...
Сергей Безруков, как всегда, был хорош, но фильм это не спасло.
Авторам удалось избежать многих острых углов. Они не переусердствовали с натурализмом, они аккуратно обошлись с национальными чувствами украинцев, они не придумывали фактов, которые могли бы показаться враньем... Им хватило такта не громить «советский режим». Безрукову веришь, хотя ему-то не поверить всегда сложно... Краски, эффекты, драматические паузы - все есть... Есть пробросы в «большое кино», есть много-много Лизы Боярской...
Только вот истории не получилось. И уж тем более не вышло легенды. Сплошные уступки современности, отказ от старинных условностей привели к тому, что все вроде правда, а в итоге - ложь. Картонный Киев, картонный подвиг. Убрали идеологию - не осталось совсем ничего... Фашисты - гады, но это новость.
Авторы сумели избежать плакатности, но не преуспели в искренности. А хотелось именно этого - чувства, что в то время абсолютно любой подвиг легко мог стать правдой. А такое нельзя снимать с расчетом - только сердцем...
В футболе есть понятие «договорняк», когда команды приходят к устраивающему и тех и тех результату, лишь изображая борьбу на поле. Вот и в этом «Матче» произошло нечто подобное...
КСТАТИ
Ты не рви на груди своей футболку!
Известно, что снимать спортивные соревнования в кино - дело сложное и неблагодарное. Не передать ни движений, ни переживаний. В мировом кино сделать это на хорошем уровне удавалось весьма нечасто. В фильме «Матч» спортивная составляющая - едва ли не лучшее, что есть. Не прошли даром тренировки Сергея Безрукова с экс-голкипером сборной России и московского «Локомотива» Сергеем Овчинниковым. Летает и падает Сергей правильно, и футболисты все делают красиво и правильно... Но вот незадача! После каждого забитого в ворота мяча актеры изображают бурную радость, обнимаются, бегают к зрителям и едва ли не рвут на груди футболки.
На самом деле традиция бурно отмечать забитые мячи появилась в 80-е, 90-е годы прошлого века. А до 60-х нападающие разве что рукой могли помахать публике или поклониться партнерам. Голы же, забитые с пенальти, и вовсе не принято было отмечать - футболисты просто шли на центр поля.