Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+15°
Boom metrics
Звезды15 мая 2012 22:00

Договорняк со смертью

Наш корреспондент посмотрел фильм «Матч» и не уверен, что это нужно было делать...

Современные фильмы про войну всегда смотришь с опаской. То и дело ждешь какой-нибудь гадости. Главного героя наверняка расстреляют энкавэдэшники, или жена его уйдет к тыловой крысе, или сопьется боец... Ну и трупов больше, чем в приключениях Рэмбо или романах Акунина. Такая мода. Нельзя, чтобы только хорошо, - надо, чтобы правда жизни. Капиталистический реализм.

Законы жанра, стиль, такт, свойственные советскому военному кино, выбросили за ненужностью. И когда появилась потребность в героическом кино, оказалось, что делать его у нас просто не умеют. Раз так - не стоит браться. Тем более за сложные тема. А легендарный «матч смерти» - тема сложная.

Это, конечно, миф. Но миф невероятно красивый и символичный. До мурашек по коже. И вовсе не требующий подтверждения реальными фактами. Это отражение самоощущения народа, песнь тем, чей подвиг нельзя описать в длинной балладе. Поднялся человек из окопа, получил пулю в сердце - вот и весь подвиг. Но это подвиг, черт побери! И таких героев сотни тысяч.

А как рассказать о тех, кто не сдался и оставался на оккупированной территории честным и верным? Жил без подлости и предательства, не уходя в полицаи и доносчики? Кто в самые сложные времена верил, что наши победят? Так вот, легенда о «матче смерти» - о них и про них. И чтобы взяться за эту тему, нужно мужество. Потому что ошибиться нельзя, так как шаг влево или вправо - и молодежь скажет «пропаганда», а какая-нибудь сволочь начнет приводить «достоверные исторические факты», не понимая, что к истории как к науке это не имеет вообще никакого отношения! Или понимая, что еще хуже...

Опытному режиссеру Андрею Малюкову не позавидуешь. Но он же знал, на что шел! Как знал и Сергей Безруков. Они должны были воплотить легенду в кино, да так, чтобы в нее поверили современные зрители, те, что с кучей информации и Википедией...

Сергей Безруков, как всегда, был хорош, но фильм это не спасло.

Сергей Безруков, как всегда, был хорош, но фильм это не спасло.

Авторам удалось избежать многих острых углов. Они не переусердствовали с натурализмом, они аккуратно обошлись с национальными чувствами украинцев, они не придумывали фактов, которые могли бы показаться враньем... Им хватило такта не громить «советский режим». Безрукову веришь, хотя ему-то не поверить всегда сложно... Краски, эффекты, драматические паузы - все есть... Есть пробросы в «большое кино», есть много-много Лизы Боярской...

Только вот истории не получилось. И уж тем более не вышло легенды. Сплошные уступки современности, отказ от старинных условностей привели к тому, что все вроде правда, а в итоге - ложь. Картонный Киев, картонный подвиг. Убрали идеологию - не осталось совсем ничего... Фашисты - гады, но это новость.

Авторы сумели избежать плакатности, но не преуспели в искренности. А хотелось именно этого - чувства, что в то время абсолютно любой подвиг легко мог стать правдой. А такое нельзя снимать с расчетом - только сердцем...

В футболе есть понятие «договорняк», когда команды приходят к устраивающему и тех и тех результату, лишь изображая борьбу на поле. Вот и в этом «Матче» произошло нечто подобное...

КСТАТИ

Ты не рви на груди своей футболку!

Известно, что снимать спортивные соревнования в кино - дело сложное и неблагодарное. Не передать ни движений, ни переживаний. В мировом кино сделать это на хорошем уровне удавалось весьма нечасто. В фильме «Матч» спортивная составляющая - едва ли не лучшее, что есть. Не прошли даром тренировки Сергея Безрукова с экс-голкипером сборной России и московского «Локомотива» Сергеем Овчинниковым. Летает и падает Сергей правильно, и футболисты все делают красиво и правильно... Но вот незадача! После каждого забитого в ворота мяча актеры изображают бурную радость, обнимаются, бегают к зрителям и едва ли не рвут на груди футболки.

На самом деле традиция бурно отмечать забитые мячи появилась в 80-е, 90-е годы прошлого века. А до 60-х нападающие разве что рукой могли помахать публике или поклониться партнерам. Голы же, забитые с пенальти, и вовсе не принято было отмечать - футболисты просто шли на центр поля.