Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+14°
Boom metrics
В мире9 апреля 2015 10:25

Пляски страха на костях

Почему к очередной годовщине авиакатастрофы под Смоленском в Польше начался новый приступ антироссийской истерии?
Ровно пять лет назад под Смоленском рухнул самолёт с высшим руководством Польши.

Ровно пять лет назад под Смоленском рухнул самолёт с высшим руководством Польши.

Фото: GLOBAL LOOK PRESS

Ровно пять лет назад, 10 апреля 2010 года, Ту-154 с президентом Польши Лехом Качиньским, его супругой и еще 86-ю ВИП-персонами на борту рухнул, не дотянув несколько сотен метров до взлетно-посадочной полосы аэродрома «Смоленск-Северный». Все пассажиры и члены экипажа (общим числом 96 человек) погибли.

Расследование авиакатастрофы не имело аналогов в мировой практике. Россия не просто допустила к нему польских экспертов, в комиссии Межгосударственного авиационного комитета (МАК) работали 25 специалистов из Польши и 11 следователей и прокуроров в следственных группах. Все «черные ящики» вскрывались только в их присутствии. Записи самописцев были скопированы и переданы польской стороне. Руководитель госкомиссии Польши по расследованию авиакатастроф заявил: «Российские эксперты сотрудничают с нами образцовым образом». Выводы комиссии МАК были однозначны – в крушении виноват неподготовленный экипаж, на которого оказывалось психологическое давление со стороны находящихся на борту высокопоставленных пассажиров.

Ну очень надо было Качиньскому приземлиться в Смоленске. На носу были выборы президента в Польше. Качиньский шел тогда ноздря в ноздрю с конкурентом Брониславом Коморовским. Премьер Дональд Туск из команды Коморовского к тому времени уже слетал в Смоленск, чтобы побывать на месте Катынской трагедии, где вместе с Владимиром Путиным они почтили память жертв. Качиньский организовал свой собственный визит спустя несколько дней. Он летит 10-го вместе с ВИПами из своей команды и родственниками жертв Катыни. Но Смоленск накрыл густой туман, а запасной аэродром в Минске не устраивает многочисленную президентскую команду. Ведь собрать автоколонну для перевозки такого числа важных персон из Минска в Катынь не так-то просто. А потому на польском борту плюют на команды российских авиадиспетчеров, на предупреждения своих же пилотов из приземлившегося ранее ЯК-40 с журналистами. Все поставлено на кон ради одного – догнать Коморовского, которого поддерживает Туск. Все боятся: Качиньский – проиграть выборы, командир экипажа – гнева президента, который двумя годами ранее уже наказал ослушавшегося его другого КВС на этом же борту. Страх заставил отказаться от рекомендаций российской стороны. Страх довел до катастрофы.

И поляки в целом согласны с выводами МАК. Но им надо пристегнуть к этому делу еще и российскую сторону. Они обвиняют Москву в одном, другом, третьем. А когда обвинения рассыпаются, то начинают искать новые поводы для аналогичных обвинений.

В России эту авиакатастрофу восприняли как свою собственную трагедию. Наверное, в какой-то степени цинично такое утверждать, но наши государства получили шанс для исторического примирения после непростой, мягко говоря, истории российско-польских отношений. Как говорится, общая беда сближает.

Но для польских политиков сиюминутные тактические выгоды от плясок на костях погибших оказались предпочтительнее шанса реализовать стратегическое решение. Сначала антироссийскую риторику использовал брат покойного президента Ярослав Качиньский. Вслед за ним благодатную тему принялись обрабатывать и правые польские силы, и тамошние националисты.

Прошло пять лет. Очередная годовщина. И уже привычно в Польше начинается новый виток антироссийской истерии по поводу той катастрофы. На сей раз кричат, что, мол, наши военные авиадиспетчеры давали экипажу Ту-154 «неверные команды». Это обязательная программа. Но в этом году еще и произвольная. Поскольку в Польше опять грядут выборы президента. И кандидатов на этот пост вновь гонит вперед страх проиграть. Вот и винят по полной Россию, полагая, что набирают этим очки в глазах избирателей. А на деле - вновь пускаются в пляс на костях своих погибших сограждан.

ДОСЛОВНО

«Что касается недавних заявлений польской прокуратуры о предъявлении обвинений российским диспетчерам, хочу еще раз повторить: у российского следствия нет никаких оснований говорить даже о минимальной ответственности группы управления полетов за авиакатастрофу. Они действовали в полном соответствии с инструкциями и международными правилами гражданской авиации.

Мы оцениваем сотрудничество с польскими следственными органами на протяжении всего периода расследования как конструктивное и плодотворное. Тем не менее на настоящий момент остаются еще не выполненные польскими коллегами запросы российской стороны, что является одной из причин, по которым не может быть вынесено окончательное процессуальное решение по данному делу».

(Официальный представитель Следственного Комитета РФ Владимир МАРКИН - в четверг, в заявлении на сайте ведомства.)

МЕЖДУ ТЕМ

Последние минуты самолета Качиньского: разговоры о пиве, призывы к порядку и посторонние лица в кабине

В канун пятой годовщины гибели самолета президента Польши Леха Качиньского под Смоленском появились подробности страшной авиакатастрофы, унесшей жизни 96 человек. Польские следователи в феврале 2014 года летали в Москву сделать еще одну копию записей «черных ящиков» с помощью других технологий. Это позволило расшифровать новые фрагменты записи, которые подтверждают: в кабине пилотов до последнего находился главком ВВС Польши Анджей Бласик, настаивавший на посадке именно в Смоленске. Несмотря на плохие погодные условия (подробности)