Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+15°
Boom metrics
Звезды1 августа 2017 10:20

Лидия Вележева: «Не баловать внучку у меня не получается»

Актриса откровенно рассказала о своем детстве в интернате, необычном знакомстве с мужем Алексеем Гуськовым, а также детях и внучке
Лидия Вележева.

Лидия Вележева.

Фото: ТАСС

Еще 13-летней девочкой Лиду позвали сниматься в кино. После школы она отправилась из Киева в Москву, окончила Щукинское училище и сразу же попала на службу в театр Вахтангова. Кажется, сплошь удачи. Но все ли так просто было в судьбе актрисы Лидии Вележевой?

Мы послушали беседу Татьяны Устиновой с этой замечательной актрисой, которая выйдет в программе «Мой герой» на канале «ТВ Центр». Предлагаем вам фрагмент беседы.

– Лидия, вы родились в паре со старшей сестрой Ириной с разницей в пять минут. Кто у вас был начальником?

– Наверное, я. Я была безумно активна, любопытна, ничего не боялась, эдакий лидер. Она же была скромной, тихой, незаметной, но безумно красивой. Где бы мы ни появлялись, меня не было, и была только моя сестра. Все взгляды мужчин – только на нее.

– А вы обижались?

– Нет. У нас было взаимопонимание, мы любили друг друга. Хотя, разное бывало. Когда мама уходила на работу, просила, чтобы мы убрали квартиру. И сестра говорила: «Ты убери все. А если ты все не уберешь, я маме секрет расскажу». Например, «ты вернулась поздно с дискотеки» и т.д. И вот она сидела на диване и говорила: «Ты там еще не протерла и тут». Но я не боялась работы. Я же училась в интернате, мы там драили полы, туалеты, мыли за всю школу посуду. Я очень любила, когда наступала моя очередь дежурить. Прибегала в столовую, меня тут же повара кормили вкусняшками, а на нашем обеденном столе всегда был свежайший хлеб – это блат такой.

– В интернат вас как занесло?

– Мама работала на фабрике, была передовиком. Когда мы подросли, и пришло время идти в школу, мама хотела уйти с работы. Директор фабрики предложил нас устроить в интернат. Но при этом мама платила колоссальные деньги: 50% отдавала она, 50 % – фабрика. За одного человека выходило 120 руб. в месяц. Мама тогда обещала, что это буквально на несколько лет, а после третьего класса она нас заберет. Но мне так понравилось, что я рыдала и просила маму, чтобы она нас оставила в интернате.

– Чем же вы там занимались?

– Там были спортивные секции, кружки, развлечения. Я занималась народными и бальными танцами, гандболом, пошла в духовой оркестр, пыталась играть на трубе, пела в вокальном ансамбле, десять лет учила китайский язык. Я хотела быть везде! Был еще театральный кружок.

– Правда, что в 13 лет вы пришли на киностудию им. Довженко и сказали: «Я хочу сниматься в кино!»?

– Да. Сколько себя помню, всегда хотела быть актрисой. В 13 лет, находясь в интернате, поняла, что пришло время действовать: перелезла через забор и поехала на киностудию им. Довженко. Пришла и сказала: «Здравствуйте, я хочу сниматься в кино. Вот моя фотография. Что нужно заполнить?». Поговорила с милой женщиной в окошке. А она позвонила куда-то и сказала: «Знаете, тут пришла девочка. И мне кажется, это то, что вы ищите»... Я прошла пробы, меня утвердили на главную роль в фильме «Ожидание».

– Мама гордилась вами? Вы снялись в кино, сразу поступили в институт, да еще в какой – в «Щуку»…

– Конечно, гордилась. А насчет поступления... Знаете, я как Фрося Бурлакова. Когда приехала поступать, у меня был страшный говор. А курс уже почти был набран. Ко мне подошел старшекурсник и говорит: «Вы поступать? Так ведь всех уже набрали». Я в ответ: «А я? Меня должны посмотреть!». Я попала практически в последний вагон. Захожу в аудиторию и вижу, что передо мной сидит педагог Лариса Алексеевна Пашкова, с которой мы как раз снимались в картине «Ожидание», она играла мою бабушку... И меня взяли.

– А педагогов не боялись?

– У меня не было страха. Одним из моих педагогов был Владимир Абрамович Этуш. И я была настолько счастлива! Хотя меня предупреждали: он суров, строг, любит порядок, не любит, когда опаздывают. Он научил меня приходить не с холодным носом. Я должна вовремя прийти, я знаю текст, я всегда готова ко всему. Он мне всегда говорил: «Люби партнера и люби себя».

– Вы сыграли Настасью Филипповну в сериале «Идиот». Такую роль актрисы ждут всю жизнь. Как вы ее получили?

– Я не знала, что запустился Владимир Бортко с картиной «Идиот». О том, что Бортко не может найти Настасью Филипповну, мне сказал Алексей Васильевич Петренко. Правда, в тот момент я даже значения этому не предала. И вот проходит какое-то время, раздается звонок. Второй режиссер «Идиота» приглашает попробоваться на роль Настасьи Филипповны. Меня утвердили.

– Правда, что вы с вашим мужем Алексеем Гуськовым познакомились с помощью коробка спичек?

– Да. Дело было так. Я пришла репетировать к Василию Борисовичу Ливанову, это были первые антрепризы. Я пробегала мимо сидящего Леши и вдруг остановилась. Говорю: «У вас не будет спичек?». С чего я вдруг у него эти спички попросила – непонятно. Он достает коробок, протягивает мне, я беру и вдруг понимаю: «Это будет мой муж».

– Вы поняли за почти 30 лет брака, что нужно делать, чтобы со временем все не разошлись в разные стороны?

– Я поняла сразу. Мой главный совет семейной жизни: не мешать, не контролировать, жалеть и входить в положение супруга. У нас бытует мнение, что «он должен, он обязан». Никто ничего не должен. Надо помнить, что мужчине намного тяжелее, чем нам. Он не железный.

– У вас семья состоит из одних мальчиков (у Вележевой и Гуськова два сына – Владимир и Дмитрий. – Прим. ред.). Как вы с ними управлялись и управляетесь сейчас?

– Управлялась нормально. Я была строгой мамой. Но и баловала при этом. Хотя больше всего баловал как раз Леша. Он чересчур добрый… А теперь я счастлива – родилась внучка. У меня, наконец, появилась девочка в семье. Большего счастья не представляю.

– Не боитесь перебаловать внучку?

– Я сказала своей замечательной невестке (она тоже, кстати, актриса): «Саша, я буду строгой бабушкой, не буду баловать». Но у меня не получается…

Беседу Татьяны Устиновой и Лидии Вележевой полностью смотрите в программе «Мой герой» на канале «ТВ Центр» в четверг, 10 августа, в 13.35.