Премия Рунета-2020
Уфа
+7°
Boom metrics
Происшествия29 апреля 2018 16:43

«Не помнит ни одно свое убийство»: родственники освобожденного «пожизненника» рассказали, как жил Масалимов все эти годы

Оказывается, мужчина весьма привередлив в еде и женщинах
Целый год Масалимов жил в Москве

Целый год Масалимов жил в Москве

Нашумевшую историю первого освобожденного из пожизненного заключения уже обсудили, все, кому не лень. Кто-то ругал судейство, кто-то искренне желал Масалимову достойно прожить свою новую жизнь на свободе. А редакции «Комсомольской правды в Уфе» стало интересно: а чем занимался Масалимов все это время, как освободился? Родственники Анвара, которых нам удалось разыскать, согласились рассказать всю историю жизни самого знаменитого уфимского зэка.

«НЕ ПОМНИТ НИ ОДНОГО СВОЕГО УБИЙСТВА»

Сейчас Анвару 63 года. Родился в Уфе, отслужил в армии 2 года и немного успел поработать на заводе – около года. Женился, родился сын Руслан. По работе поехал в город Чайковский. Что там случилось – доподлинно теперь и неизвестно, но как утверждает сам Масалимов: лег спать, утром проснулся – рядом труп. Сам Анвар момент убийства не помнит, потому что все были пьяны. Может быть, на него вообще все свалили, а он остался крайним. Но суд счел его виновным и вынес приговор – 15 лет тюрьмы.

Но все 15 лет Анвару не довелось провести за решеткой – в 1991 году его отправили в колонию-поселение. И снова история непонятная и запутанная: даже сам Масалимов до сих пор путается в своих воспоминаниях: да, был дед, у которого Анвар жил. Как-то во время пьяной ссоры, пенсионер сорвал со стены фотографии родных Масалимова и сжег их. Поругались, завязалась драка. А дальше, как говорится в материалах судебного заседания - Анвар задушил деда, расчленил и сжег в той самой печке. Единственное, что признает Масалимов – все свои преступления он совершил по глупости – по пьянке.

Интересно, но у родственников Анвара возникают подозрения, что у Масалимова могли быть какие-то психические отклонения, которые усугублялись регулярным употреблением спиртного. Вот только никакую психиатрическую экспертизу Масалимов во время следствия не проходил.

ПИСАЛИ ПИСЬМА И СЛАЛИ ПОСЫЛКИ

Когда Анвар сел впервые, сестры писали письма и слали посылки регулярно. Но когда настали тяжелые 90-е годы, возможность «подогревать» посылками исчезла. Во-первых, дефицит продуктов в магазинах, во-вторых, доставка тяжелой посылки обходилась очень дорого, а денег в семье и так было в обрез. Родственники предлагали Масалимову «помочь рублем», но тот отговаривался, что в тюремных магазинах ничего не купить. В итоге Анвар и вовсе написал: «Раз не хотите мне помочь, то нет у меня больше семьи, до свидания». Конечно, сестры очень переживали по этому поводу, пробовали писать – но Масалимов на письма уже не отвечал.

Несколько раз сестры задумывались, как узнать о судьбе Анвара: жив или нет. Ведь в прошлых письмах Масалимов жаловался, что подхватил туберкулез. Поэтому работать он не может, все время проводит в лазаретах, и дни его, скорее всего, сочтены.

И лишь в 2016 году сестры точно вознамерились узнать про судьбу брата: собирались направить запрос в ФСИН, как Анвар внезапно объявился сам.

Таким Анвар был в молодости

Таким Анвар был в молодости

ПОСЛЕ ОСВОБОЖДЕНИЯ ГОД ЖИЛ В МОСКВЕ

На дворе стоял декабрь 2016 года, когда Масалимов приехал в Уфу. Сначала мужчина поехал на квартиру, где жил раньше, где жила его мать, но там уже давно проживали другие люди. Тогда он вспомнил адрес своей старшей сестры и поехал к ней.

- Был вечер, когда Анвар постучал к нам в окно, - вспоминает племянница Масалимова. – Я спросила: кто, а он отвечает: Это я, Анвар. Я не сбежал. Меня выпустили.

Зайдя в дом, мужчина в первую очередь продемонстрировал все справки, подтверждающие его законное освобождение. Среди бумаг обнаружился и корешок билета на поезд до Москвы, датированный еще началом 2016 года. Выходит, после своего освобождения Анвару понадобилось около года, чтобы добраться до родных в Уфе. На вопрос, где же Масалимов был все это время, мужчина уклончиво отвечал, что в поезде познакомился с какой-то женщиной, которая пообещала ему помочь с работой.

- Но какой уж из него работник, - смеется племянница. – Он же был похож на ходячий скелет. Анвар и до тюрьмы всегда был очень высоким и худым, а на зоне так и вовсе высох весь, шевелиться толком не мог.

А зачем Масалимову изначально нужно было ехать в Москву?

- Да, скорее всего, сокамерники ему насоветовали: мол, езжай в Москву, там всегда найдешь, где пристроиться, да и с работой проблем не возникнет. А может, и вовсе адресами нужными поделились.

Вот только с работой у Масалимова в Москве так и не сложилось. Поэтому выбора не оставалось, как ехать в Уфу к родственникам.

ПРЕДЛАГАЛИ ОФОРМИТЬ ПЕНСИЮ И РЕГИСТРАЦИЮ - ОТКАЗАЛСЯ

У старшей сестры Анвар прожил всего неделю. Отмывался, откармливался и бесконечно курил. На вопрос, а как же туберкулез, и вовсе беспечно махнул рукой: все в прошлом, давно наступила ремиссия.

- Первое время Анвар почти ничего не рассказывал о себе, а только сам спрашивал, - рассказывает племянница. – И выяснилось, что он вполне уже адаптированный к современному миру: знает, что такое компьютер и интернет, и даже намекал, что не мешало бы ему обзавестись собственным мобильником, ну а так кто бы ему потом связь оплачивал?

Конечно, родные и накормили Анвара, и приодели, выдали денег на сигареты. Но все равно остро стоял вопрос: на что теперь мужчина будет даль жить, ведь работа, очевидно, ему была не по силам. Сестры вспомнили, что ведь Анвар 2 года служил в армии и год работал на заводе – вот и необходимые 3 года стажа, чтобы получать социальную пенсию. Вот только сам Масалимов такому предложению не обрадовался.

Сестры не раз тормошили его – иди в архив, подними документы, но он так и не удосужился этого сделать. Узнали адрес архива, его расписание – Анвар каждый день кормил завтраками, но так и не дошел.

Так кто же надоумил Масалимова подать прошение о пересмотре приговора и освобождении? Как рассказывал Анвар своим родственникам, еще в «Полярной сове» он регулярно переписывался с «духовными наставниками», которые помогают заключенным: защищают их права, находят адвокатов и просто помогают встать на путь истинный. Повезло и Анвару: ему наняли адвоката, сами написали и оформили все необходимые бумаги и прошения, а в конце еще дали напутствие: «Теперь живи праведно!»

«НЕ УМЕЕШЬ ТЫ СУП ВАРИТЬ, РОДНАЯ»

Так получилось, что в доме у старшей сестры живет ее дочь и ее маленькие дети. А потому Анвару предложили перебраться в большой частный дом, принадлежащий его племяннику. Масалимов с радостью согласился, но вскоре начались ссоры.

- Анвар придирался абсолютно ко всему: это я не ем, то суп густой для него, то слишком жидкий. Сметану он не любит, потому что жирная, а уважает только диетический Айран. Вот такие вот капризы, - жалуется женщина.

Столько лет проведший за решеткой, Анвар абсолютно не был приспособлен к бытовой жизни: не то, что приготовить еду, даже убрать за собой он категорически отказывался. На любые просьбы и замечания мужчина сначала что-то бурчал себе под нос, а потом и вовсе перешел к открытому высказыванию своего недовольства. Также Масалимов снова начал выпивать.

- Как-то раз они поссорились, и Анвар ушел из дома, - рассказывает племянница. – Правда, уже через несколько дней вернулся. Грязный и потрепанный. На вопрос, где же был – сказал, спал в «бомжатнике».

Конечно, родственники пустили его, но предупредили: чтобы такие выходки были в последний раз. Вот тебе дом с баней, сам готовь, сам за собой убирай и будет всем счастье. И даже временную регистрацию готовы были сделать в этом доме, но Анвар снова отказался.

- Не нужна ему ни пенсия, ни прописка, - отмахивается женщина. – А зачем ему это, если на всем готовеньком можно выехать?

Нет, Анвар пробовал, конечно, пару раз устроиться на работу – даже жаловался, что собирался устроиться чистить снег с крыши, но его не взяли из-за слабого здоровья.

Семья, работа, свобода - у Масалимова раньше было все

Семья, работа, свобода - у Масалимова раньше было все

«СМОТРИ, ЕЩЕ ЖЕНУ УВЕДУ У ТЕБЯ!»

В итоге родственники Анвара нашли социальный приют и предложили мужчине перебраться туда. Главное условие – приходить вовремя и работать, тогда там и накормят, и переночевать оставят. Анвар пообещал подумать, снова исчез на пару дней, а потом опять вернулся к племяннику. Тогда Анвар рассказывал, что кормится при церкви на жд вокзале в Уфе, там всегда приютят всех обездоленных. Потом снова исчез на неделю, а когда вернулся – хвастался, что перебивалс я случайными заработками.

В марте 2017 года между Масалимовым и его племянником произошла серьезная ссора на бытовой почве, и Анвар ушел окончательно.

В октябре 2017 года года-то из родных видел Масалимова на ДОКе: к мужчине хотели подойти, но не успели.

- Интересно, что Анвар тогда хорошо выглядел, - рассказывает племянница. – Был прилично одет, весьма упитан. Наверное, к тому моменту он уже жил с какой-то барышней.

Кстати, перед женщинами Масалимов и впрямь любил покрасоваться.

- Однажды он даже намекнул племяннику, мол, смотри, жена-то твоя как на меня заглядывается. Смотри же – уведу! – смеется женщина. – Да и потом он часто нам в открытую говорил: мне нужна женщина, не будете ли против, если я обзаведусь пассией?

«ЖИВЕТ У МЕНЯ ПО ДОГОВОРЕННОСТИ»

Естественно, как только мы узнали, что Масалимов вернулся в свою квартиру на Ленина – рванули туда. Дверь нам открыла женщина, представившаяся Светланой, и подтвердила, что именно у нее Анвар снимает комнату.

- Да, Анвар сейчас не работает, - рассказывает Светлана. – Чем расплачивается за комнату? Так у нас с ним договоренность: он и покушать приготовит, и приберется в доме. Хороший он человек, да и судьба его уже изрядно потрепала. Вот я его и приютила по сути.

Женщина рассказала, что Анвар очень любит гулять по улицам, рассматривать изменившийся мир, а вот о своих родственниках и даже сыне вспоминает не охотно.

Только выходим за дверь, как нос к носу сталкиваемся с самим «виновником переполоха». Честно, глядя на Масалимова, никогда и не подумаешь, что у него за спиной такое богатое криминальное прошлое. Высокий, гладко выбритый, прилично и чисто одетый – вполне себе обычный человек. Вполне себе вежливый, хоть и немногословный. На разговор, конечно, Анвар не согласился: сослался на сильную усталость.

- Живу, дышу свежим воздухом, - коротко отрезал Масалимов на вопросы, чем сейчас он занимается.