Премия Рунета-2020
Краснодар
+12°
Boom metrics
Происшествия28 апреля 2018 13:25

Курсант, экстренно посадивший самолет в Адыгее: Я мог катапультироваться, но решил рискнуть

Михаил Еманов, с четвертого раза поступивший в краснодарскую летку, проявил себя как настоящий ас [фото]
Командование уже представило сержанта Еманова к награде.

Командование уже представило сержанта Еманова к награде.

В то, что удалось успешно посадить самолет, 26-летний курсант краснодарской «летки» до сих пор верит с трудом. Михаил Еманов учится на 4 курсе, за его спиной порядка 100 часов налета, к форс-мажорам готов с того момента, когда впервые оказался за штурвалом тренажера. Однако теорию на практике парню пришлось применить во время учебного полета.

Все произошло рано утром на учебной базе в Майкопе. Курсант взлетел на самолете Л-39. На таком обычно совершают свои первые реактивные полеты будущие экипажи истребителей и штурмовиков, отрабатывают навыки. Стартовал Михаил с военного аэродрома в районе хутора Косинов.

- Парень должен был выполнять самостоятельный полет в зону с целью отработки сложного пилотажа на средней высоте, - объясняет «Комсомольской правде» - Кубань» командир учебно-тренировочной базы Майкопа Вадим Гуров.

Взлет проходил в штатных условиях - видимость отличная, ветра нет. Оторвавшись от полосы, парень начал набирать высоту, а через мгновенье удар. Как позже выяснится, на скорости около 300 километров в час самолет столкнулся с птицей. Она попала в сдвижную часть фонаря летчика, затем ее отбросило в воздухозаборники, а после – в двигатель. Начала разрушаться турбина высокого давления - еще чуть-чуть и мотор бы просто остановился.

Разбитое стекло фонаря кабины привело к ее разгерметизации. Осколки на огромной скорости полетели в лицо летчика. К счастью, шлем защитил.

Осколки чудом не порезали лицо пилота. Фото: пресс-службы Минобороны России.

Осколки чудом не порезали лицо пилота. Фото: пресс-службы Минобороны России.

- Такое ЧП со мной случилось впервые. Конечно, мы с инструктором разбирали подобные ситуации, уж не знаю, насколько можно говорить, что я был готов, но сориентировался быстро, - рассказывает «Комсомольской правде» - Кубань» Михаил Еманов. - Слышу, что двигатель работает не так, как нужно, скорость падает.

Курсант Михаил Еманов вместе с летчиком-инструктором учебной авиационной базы Майкопа Евгением Бондаренко.

Курсант Михаил Еманов вместе с летчиком-инструктором учебной авиационной базы Майкопа Евгением Бондаренко.

Малый запас высоты, техника уже не слушается - решение нужно принимать молниеносно. Выбор был - экстренно посадить самолет или прыгать.

- Катапультировался бы каждый, но я спасал технику. Оглянулся - может, развернуться обратно и посадить самолет на полосу? Но понял, что уже не успею. К счастью, впереди оказалось поле, - говорит курсант краснодарского летного училища. - Сложность была в том, что выпустить шасси не получалось, да еще и самолет надо было сажать на грунт. Доложил оперативно обстановку на землю и совершил посадку. Ничего геройского здесь не вижу, если честно.

Зато его коллеги и инструкторы в один голос восторгаются филигранной посадкой. Мало того, что курсанту удалось пролететь точно под линиями электропередач, так еще и не допустил трагических последствий. Если бы пилот катапультировался, неуправляемая машина могла упасть на хутор с жилыми поселениями или расположенную рядом газонаполнительную станцию. И тогда жертв было бы не избежать.

Фото: пресс-службы Минобороны России.

Фото: пресс-службы Минобороны России.

- Сам живой абсолютно, и сохранил, в общем-то, машину. Парень не получил ни одного повреждения, его глаза остались целы, это чудо! - продолжает Вадим Гуров. - Сейчас 10 дней отдохнет, пройдет вновь медосвидетельствование и снова поднимется в воздух. Этот парень хочет летать и будет! Мы же мечтаем, чтобы он остался летно-инструкторском составе. Такой как Михаил сможет грамотно рассказать, обучить, передать свои знания.

К слову, целеустремленности курсанта можно только позавидовать. В летное училище он поступил лишь с четвертой попытки, однако уже на первом курсе показал, что настроен серьезно, и покорит небо во что бы то ни стало.

- Родной брат мамы Сергей Балуев летал на штурмовиках, еще один мой дядя - летчик Сергей Горшков. Именно они были для меня примером. Глядя на них я понимал, что гражданская жизнь – это точно не для меня, то ли дело – быть военным летчиком. Причем даже после этого ЧП я ничуть не разочарован – буду летать на истребителях, - уверенно говорит Михаил Еманов. - Сам я с города Павлово Нижегородской области. Жена Катерина у меня живет в Армавире, там же и 9-летний сын Кирилл. Когда все произошло, я тут же им позвонил и все рассказал, чтобы не пугались. Жив, говорю, здоров, и самое главное - самолет цел.

Командование уже представило сержанта Еманова к награде. Ему хотят вручить орден Мужества.