Премия Рунета-2020
Красноярск
+15°
Boom metrics
Дом. Семья5 февраля 2020 11:21

Снежный барс показался фотографу, который искал его 10 лет

Михаил Вершинин из Красноярска сделал редчайшие кадры, ради которых объездил несколько заповедников страны и сутками неподвижно сидел на морозе в маскировочной палатке
Фото: Михаил ВЕРШИНИН

Фото: Михаил ВЕРШИНИН

Когда несколько часов сидишь тихо, не двигаясь, боишься дышать, начинаешь слышать даже самое легкое дуновение ветра. Но он появился совершенно бесшумно, словно из-под земли.

«Поскребы» и «задиры»

По образованию Михаил Вершинин агроном, сейчас ему 62 года. Всю молодость Михаил посвятил спорту - семикратный чемпион СССР по скалолазанию. Потом, в 90-е и «нулевые» увлекся фотографией. С тех пор снимает дикую природу – создает календари, альбомы, продает. Любимое хобби давно стало смыслом жизни. Поначалу Михаил снимал пейзажи Ергаков и Красноярских Столбов. А после многочисленных поездок по стране и за рубеж, решил: снимать надо там, где живешь. Так и появилась идея проекта «Дикий мир от Монголии до Северной Земли», посвященного природе и редким животным.

Фото: Михаил ВЕРШИНИН

Фото: Михаил ВЕРШИНИН

- Я всю жизнь в скалолазании, - спортивные навыки помогали мне добираться до самых удаленных мест, - поясняет Вершинин, - и там работать.

За щелчком объектива - множество редких, уникальных кадров, кроме одного...

- Никак не исполнялась мечта - снять ирбиса, снежного барса, - рассказывает фотограф. - С 2010 года я его выслеживал. Мне помогали инспекторы и сотрудники заповедников, где я бывал. Сначала в Саяно-Шушенском заповеднике, потом в Туве. Долгое время не везло. В Туве (заповедник «Убсунурская котловина») очень много ходили по его следам, но так и не смогли «поймать». Снежный барс – ночной хищник, днем его трудно встретить. За это время изучил все повадки, характер! Они у него самые что ни на есть кошачьи. Этот хищник метит территорию, оставляет «поскребы» и «задиры». Если вы наблюдали за кошкой, иногда она становится и скребет задними лапами, - такие же следы, «поскребы» на снегу, на своей тропе оставляет снежный барс, - поясняет Вершинин. – А «задиры» они оставляют в основном на деревьях – следы когтей и свой запах. У них даже язык свой есть: они с помощью этих «задиров» общаются. Говорят друг другу, например: «Это мое место» или «Я самец, ищу самку» или наоборот. Но кто не знает следов, пройдет мимо.

Фото: Михаил ВЕРШИНИН

Фото: Михаил ВЕРШИНИН

За долгие годы Михаил научился этому языку – теперь «читает» следы барса. Смеется, что и сам уже стал обладать звериным чутьем.

Любопытные барсята

В 2017-м Вершинину, казалось, улыбнулась удача. Зимой в Туве с одним из инспекторов заповедника «Убсунурская котловина» ходили по следам барса, который уходил далеко в ущелье. Решили оставить рюкзаки. А когда вернулись…

Фото: Михаил ВЕРШИНИН

Фото: Михаил ВЕРШИНИН

- Увидели следы двух барсят, не поверите, они оттащили рюкзак на три метра! - говорит фотограф. – Им, судя по следам, около года. Это значит, что мать была где-то рядом. Она начинает отпускать котят от себя в два-три года.

Фото: Михаил ВЕРШИНИН

Фото: Михаил ВЕРШИНИН

Барсята в лагере навели свои порядки: потревожили рюкзак, наследили - в общем, любопытничали. И надо сказать, очень удивили Вершинина. Ему в тот момент показалось: вот она, надежда – значит, удастся сделать «тот самый» кадр. Но больше ни барсята, ни их мать поблизости не появлялись.

«Появился, как из-под земли»

После нового года, прямо на новогодних каникулах, Михаил решил предпринять еще один марш-бросок в поисках снежного барса. На этот раз отправился в Монголию.

Фото: Михаил ВЕРШИНИН

Фото: Михаил ВЕРШИНИН

- Это особо охраняемая природная территория в Монголии, входящая в Убсунурский бассейн. Там насчет снежного барса порядки очень жесткие. Попался на браконьерстве или ставишь петлю – штраф несколько миллионов тугриков (1 миллион тугриков = 23, 3 миллиона рублей – прим.Ред.) и колония до 7 лет. Поэтому барсам в Монголии полегче живется, безопаснее – им боятся вредить. Охотиться категорически нельзя вообще, даже на козерогов – они, кстати, основная кормовая база для ирбисов. Я рассчитал, где он может проходить, поставил маскировочную палатку, сидел в «засидке» по 10 часов – все, чтобы выследить его. Температура была -25-30 градусов. Просто в фотоловушки, установленные в заповедниках, ирбисы попадаются не так уж и редко, конечно, но это другое.

Фото: Михаил ВЕРШИНИН

Фото: Михаил ВЕРШИНИН

Как выдержать на таком морозе 10 часов, практически не двигаясь? В «засидке» особенно позу менять нельзя, иначе потеряешь обзор и можешь упустить ирбиса. Прошмыгнет – не заметишь. В «морозные» экспедиции Михаил берет с собой стельки с электроподогревом и такую же безрукавку – они запитаны от автомобильного аккумулятора, тепла хватает на три дня. И конечно, утепляется по полной программе – снаряжения и опыта достаточно, да и спортивная подготовка помогает. Аппаратура у Михаила профессиональная: дорогой длиннофокусный объектив с 12-кратным увеличением,- специально, чтобы снимать диких животных на больших расстояниях, не приближаясь к ним.

Фото: Михаил ВЕРШИНИН

Фото: Михаил ВЕРШИНИН

В Монголии поддержку оказали и сотрудники заповедника – познакомили с местностью, показали места возможного появления снежного барса, помогли установить маскировочную палатку. Выделили юрту, вечером разжигали в ней очаг, кормили традиционными монгольскими блюдами - становилось тепло и даже жарко.

- Когда сидишь в тишине, не издавая звуков, начинаешь чутко слышать: где ветка хрустнула, где птица пролетела. 12 января ждал ирбиса с самого утра, и он появился около двух часов дня. Бесшумно, как из-под земли, молодой самец. Метрах в 50 от маскировочной палатки появился, ближе не подошел – часа три пробыл рядом. Вел себя спокойно, опасности не чувствовал от меня. «Засидку» я изначально старался делать с подветренной стороны, но ветер в течение дня меняется. А у ирбиса очень острое обоняние и зрение, поэтому, думаю, он меня видел, почувствовал. На следующий день он тоже пришел – полтора часа был… Ирбиса еще важно заметить: он может, к примеру, залечь на полчаса, не двигаясь – если сразу его не увидел, можешь пропустить вообще. Вот так сбылась моя мечта.

Фото: Михаил ВЕРШИНИН

Фото: Михаил ВЕРШИНИН

В планах у Михаила теперь – снимать моржей на севере Красноярского края, эти фото тоже станут частью его большого проекта.

СПРАВКА «КП»

Снежный барс, он же – ирбис и снежный леопард относится к исчезающим видам животных. Во всех странах мира, где обитает, снежный барс занесен в Красную книгу. В нашей стране, по данным на 2003 год, оставалось порядка 200 особей ирбиса. По данным Всемирного фонда дикой природы (WWF) на весну 2019 года, доказанная численность ирбисов в России – 64 особи, куда входят и 16 котят в 9 выводках.

http://www.kp.ru/share/i/12/11250443/big.jpg

http://www.kp.ru/share/i/12/11250443/big.jpg