Cоглашение между Германией и США по вопросу "Северного потока - 2" стало холодным душем для Киева.
Фото: REUTERS
Вместо бессмысленно агрессивных заявлений о соглашениях по поводу «Северного потока-2» Украине стоит задуматься о создании трехстороннего консорциума с участием Евросоюза, Киева и Москвы. Об этом заявил Виктор Медведчук – глава политсовета партии «Оппозиционная платформа – За Жизнь».
Глава политического совета украинской партии "Оппозиционная платформа - За жизнь" Виктор Медведчук. Фото: Анна Марченко/ТАСС
Он подчеркнул, что соглашение между Германией и США стало холодным душем для Киева. И предложил, учитывая «абсолютный проигрыш» Украины как следствие дилетантского подхода нынешних киевских властей к международным отношениям, все-таки реализовать проект трехстороннего консорциума по транспортировке голубого топлива через территорию республики.
О том, что такой проект консорциума был предложен еще 20 лет назад, в интервью «КП» говорил 21 июля эксперт торгово-промышленной палаты Рустам Танкаев.
Инициативу Медведчука «Комсомолка» попросила прокомментировать ведущего эксперта Финансового университета РФ Игоря Юшкова.
- Виктор Медведчук предложил вернуться к идее трехстороннего консорциума по газу…
- Думаю, никакой консорциум никто создавать сейчас не будет. С российской стороны точно. Это фантастическая история. Добровольно, без принуждения входить в такой консорциум никто не станет. Тем более, платить за это большие деньги.
Ведущий эксперт Финансового университета РФ Игорь Юшков.
Фото: Личная страничка героя публикации в соцсети
- Это никому не выгодно, кроме Киева?
- Интерес к украинской ГТС может возникнуть, только если возникнут гарантии загрузки. Газпром таких гарантий пока не дает. Он вообще не обязан подписывать никакой долгосрочный контракт после 2024 года.
- Разве любая третья сторона может брать на себя обязательства по заключению соглашения между Москвой и Киевом по транзиту российского газа в Европу? С какой такой радости?
- В истории еще не было такого прецедента. Чтобы третьей стороной вводились санкции против компании, владеющей контрольным пакетом. Думаю, такого и не случится. Германия будет постоянно проводить такие встречи. Да, Берлин обязался собрать всех и переговорить по данной проблеме. Но Украина сможет сохранить транзит при нескольких условиях.
- Каких?
- Если она конструктивно подойдет к переговорам. Вот мы сядем все втроем - и немцы скажут, сколько именно они хотят потреблять газа. И другие страны скажут, сколько они хотят его потреблять - в своих прогнозах. Государства возьмут на себя обязательства. Что они в любом случае купят этот российский газ – по принципу «бери или плати». И тогда Газпром возьмет на себя условия «качай или плати». И все гарантируют объемы закупок. Ну, а мы гарантируем объемы закачки.
- Европейцы легко смогут это обеспечить?
– Прокачку через украинскую ГТС и покупку нашего газа? Если постараются. Но пока такого желания со стороны коммерческих компаний Европы мы не видим. Европейцы должны показать, сколько именно они готовы потреблять.
– А украинцы?
- Они должны показать, какие у них действующие трубы есть для перекачки. И после того, как все это решится, Украина должна разобрать остальные, ненужные для транзита трубы. Ведь система в советское время была рассчитаны на 180 млрд кубометров прокачки в год.
- А сейчас?
- В разы меньше. Ну и зачем распылять средства на трубы, которые никому не нужны? Надо оптимизировать украинскую ГТС.
- Самый реальный сценарий?
- Прокачка сохранится, если Киев сохранит транзит нашего газа в Молдавию, Румынию и Венгрию. И даст нормальный тариф на прокачку. Но ведь Румыния уже снабжается через «Турецкий поток». Ну и зачем Бухаресту Киев? Надо сесть и переговорить - кто сколько будет запитываться?
- И сколько в итоге?
- 10 млрд кубометров газа в год. Максимум. А в Западной Европе нет бурно растущего рынка газа. Наоборот, они говорят, что потребление снижается. К 2030-му они откажутся от ископаемых источников энергии.
- А мы?
- Мы меняем маршруты доставки газа. Не знаю, как Германия будет отказываться от декарбонизации. От угольной и газовой генерации. Смогут ли они и то, и другое заместить? Большие сомнения есть насчет возобновляемых источников энергии. Значит, понадобится собственная добыча газа.
- Но в северо-западной Европе добыча падает?
- Именно! Нидерланды перестали быть добытчиками газа. Для себя и Европы. Закрывая Гронинген. Британцы - сокращают добычу. И Норвегия – тоже сворачивает. Все сокращают добычу, кто добывал газ и нефть в Северном море. Посмотрим, как они будут активно «декарбонизироваться». Каждый следующий шаг станет все дороже и дороже.
- Ну и зачем тогда люди вроде Медведчука говорят о возвращении к идее консорциума?
- Идею консорциума сейчас лоббирует Киев. Мы не хотели бы этим заниматься. Мы вложили много денег в создание обходных газопроводов. С 2009-го года была идея о маршрутах доставки нашего газа в Европу.
- Минуя украинские маршруты?
- Да. Тогда и был построен «Северный поток -1 ». А потом появились «Турецкий поток» и «СП-2». И какой смысл нам был вкладываться в идею создания консорциума за счет наших десятков миллиардов долларов?
- Ну а Европе нужны эти обязательства?
- Даже если украинскую ГТС передадут потенциальному консорциуму бесплатно - ее же все равно придется содержать кому-то. А это - миллиарды долларов.
- Кто заплатит?
- Германия отвечает за экономику всего Евросоюза. Ей и придется платить. При конфликте интересов Украина в любом случае лишилась бы транзита. И возник бы дефицит газа на рынке Европы.
- Россия давно хотела диверсифицировать поставки газа в Европу.
- Это верно с точки зрения энергобезопасности Германии и всей Европы. Ведь Берлин отвечает за развитие экономики всего Евросоюза. Вот потому немцы и уперлись рогом в соглашении с США.
- Транзит через Украину снизится в любом случае?
- Украина в любом случае лишилась бы части транзита. Наш газ идет через Турцию, он идет через Балтику в Германию, и Киеву пора с этим смириться.