Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
+6°
Boom metrics
Звезды8 мая 2016 9:51

Юрий Мамин: Из-за Михалкова с прошлым юбилеем президент поздравил меня на полгода позже

Режиссеру “Окна в Париж”, “Фонтана” и “Праздника Нептуна” исполнилось 70 лет [видео]
Юрия Мамина называют современным Салтыковым-Щедриным

Юрия Мамина называют современным Салтыковым-Щедриным

Фото: Тимур ХАНОВ

Свой юбилей Юрий Мамин отмечает скромно. Не на сцене, в семейном кругу. Солидный возраст не чувствует. Не против снять еще, как минимум, две картины: “Радость любви к Джойсу” - о судьбе переводчиков ирландского писателя на русский язык и “Окно в Париж-2”. “Комсомолка” поговорила с юбиляром о “людях, гадах и жизни”. Так называется книга, что он начал недавно писать.

- Я начал писать мемуары. Начал «от печки», с дошкольного возраста. И вдруг воспоминания начали сами всплывать. И все стало так интересно. До этого я ведь писал только сценарии. А это совсем другое. Мемуары свои назвал «Люди, гады, жизнь». Как некий парафраз прозаика Эренбургского «Люди, годы, жизнь».

- И много таких людей?

- Слышали о том, что в Москве недавно на финалистов школьного конкурса напали?

- Да.

- Я про таких снимал фильм. “Бакенбарды”. Ровно про таких людей, которые в силу своего невежества и нетерпимости, хотят бить всех, кто мыслит иначе. В фильме им вдруг подкидывают Пушкина. Сейчас им, правда, Пушкина не подкидывают. Что-то другое. Когда фильм вышел, журналисты считали его далеко не самой моей сильной картиной. Предпочитали “Праздник Нептуна”, “Фонтан”, “Окно в Париж”. Сейчас на первое место ставят “Бакенбарды”. Многие говорят, что их любимый фильм. Я, увы, в ответ не могу сказать, что это моя любимая картина. Я ко всем картинам отношусь, как к своим детям. В каждой что-то удалось.

- И что-то не вышло?

- Я вижу недостатки во всех своих картинах. Правда, не делюсь ими ни с кем. Была забавная ситуация на кинофестивале в Рабате. Мы показывали там «Не думай про белых обезьян», а в фильме же присутствует голое тело, героиня бегает все время раздетая. И уже сидя в зале я подумал: «Боже мой, куда мы привезли фильм? В мусульманскую страну!» Я вжался в кресло. И вот, фильм закончился. Подходит ко мне осанистый человек, представляется председателем жюри. И говорит: «Я делаю исключение впервые в жизни. Я хочу вас поздравить и попросить у вас копию картины». Ну, это был успех, большего и не надо.

- Почему не снимете?

- Меня часто спрашивают: «Почему вы не снимаете кино?» Никто не может этого понять. А я не снимаю не потому что не хочу, а потому что не дают. И не буду просить, потому что не дадут. Пять-семь лет уже руководители Департамента кино и Министерства культуры, которые распределяют государственные деньги, делят их между собой. А картины не выходят. Есть десяток фильмов, но сняты они халтурно. Они никому не нужны: ни прокатчикам, ни фестивалям. Если вам будут говорить, про «возрождение кино» и тому подобные вещи - не верьте. Этого нет и не было.

Встречать юбилей режиссер будет в семейном кругу

Встречать юбилей режиссер будет в семейном кругу

Фото: Тимур ХАНОВ

- Чувствуется возраст?

- Я пришел к вам без палочки и не в коляске. Часто встречаю людей значительно моложе себя. Они уступают и в энергии и в выносливости. И в лесу за мной угнаться не могут, когда за грибами ходим. Физическая энергия зависит от возможности мыслить и воспринимать что-то на уровне чувств. Я способен многому удивляться.

- Как отмечать юбилей будете?

- Никак. Придут к нам брат моей жены, и его жена. Моя дочь в Штатах, может по Facebook свяжемся с ней. Пить не будем.

- Может Владимир Владимирович поздравит.

- С Владимир Владимировичем история была. Десять лет назад приходит поздравление с 60-летием. И приходит не в мае, а полгода спустя. Я удивился: “Что за работники у нашего президента?” Поглядел на дату. Нет. Отправлено пятого мая. Все в порядке. Решил узнать в союзе кинематографистов. Оказалось, что за месяц до того, как мне отправили телеграмму, у них был скандал. Никиту Михалкова выгнали из помещений Дома кино. Он оставил свой кабинет, переехал в другое место. Вошли туда люди, открыли столы и увидели в нем стопку телеграмм-поздравлений, что через него проходили, как председателя союза. Они их вынули и все разослали.

- Ого!

- Меня поразила мелочность человека, у которого собственного и “Оскар” есть. Только представьте! Человек решает, что режиссер обойдется без поздравлений президента. Высока честь! Чтобы Мамин еще получил. Да и не только я, там стопка телеграмм в ящике хранилась.

ПОДАРОК К ЮБИЛЕЮ

Дорогих подарков на юбилей Юрий Мамин не ждет. Говорит, что лучшим станет публикация дневника его мамы Галины Дмитриевной, который нашла перед Новым годом супруга режиссера Людмила Самохвалова. Рукопописи называются “Книга о Юрочке”. С разрешения режиссера “Комсомолка” публикует фрагменты из них.

Апрель 1985г.

Володя (прим. автора - Вардунас) предложил забавную историю: в сельском клубе не велось никакой работы, однако его директор регулярно отправлял в центр липовые отчёты, в которых был указан клуб «моржей», участники которого ежегодно совершают новогоднее купание в проруби. Никто их никогда не проверял. А тут в центр неожиданно приехала делегация «моржей» из Швеции или Финляндии и захотела увидеть это мероприятие. Пришлось всем из кожи лезть, чтобы праздник зимнего Нептуна состоялся.

Эта история, по мнению Юры, больше годилась для карикатуры в журнале «Крокодил», чем для фильма. Но Вардунас видел в ней нечто большее. Тогда Юра предложил ему набросать поэпизодный план. И уже через пару дней Володя принес готовый сценарий, в котором появилась, неожиданная для Юры, линия самоотверженной любви бухгалтерши к директору клуба, из-за которой она первая бросается в ледяную купель, жертвуя собой ради любимого. Эта добавка так поразила Юру, что он, расхохотался и воскликнул: «Я буду это снимать!»

Август 1985г.

У Юрочки неприятности: руководству «Дебюта» (прим. автора - кинообъединение) не нравится сценарий Вардунаса, и они просят найти другой. Юра позвонил Рязанову, и тот обещал помочь.

Юре поставили условие – заменить иностранную делегацию на нашу, партийную. Юра отказался. Он сказал, что это подстава, и что, при таком раскладе, их с Вардунасом сочтут антисоветчиками. В «Дебюте» так не считают. Они либо провокаторы, либо полные идиоты, что вероятнее, считает Юра.

Юра снова звонил Рязанову, и тот резко ему ответил, сказал, что у него полно своих забот, и он не может все бросить и заниматься проблемами учеников, так как все просят у него помощи. В ответ Юра посоветовал Рязанову выбрать кого-нибудь одного и помочь ему до конца, а не полумерой. Рязанов бросил трубку.

Вардунас предлагает согласиться с поправками, а снимать по-своему. Но Юра боится, что это вряд ли удастся, поскольку к фильму будет приставлен проверяющий от «Дебюта». Юра в трансе. Звонил Рязанов. Сам! Он шел по Мосфильму с каким-то высокопоставленным лицом из окружения Горбачева, и навстречу им попался директор «Дебюта». Рязанов тут же, при «особе», попросил директора не чинить препятствий его ученику и дать ему возможность проявить себя в трудном жанре комедии, в котором мало кто разбирается. Директор сказал, что согласен «всей душой!» На 23-е назначен худсовет по приемке сценария. Юра с Вардунасом едут в Москву. Юрочка счастлив.

Август 1986г.

Юрочка приехал из Москвы. Рассказал, как показывал фильм Рязанову на Мосфильме. На просмотре вместе с ним были Гарик и Люда Менисы (прим. автора - московские друзья Маминых). Зал был заказан заранее, зарядили фильм и стали ждать Рязанова. Тот пришел вместе с новым учеником (прим. автора - Евгений Цымбал) и спросил, сколько идет фильм. Узнав, что около часа, он сказал, что у него есть не больше 20 минут.

- Что ж, - сказал Юра, - уйдете, когда захотите.

Юра сел впереди, вместе с Менисами, а Рязанов с учеником – на последнем ряду, возле двери. Почти с начала фильма стал раздаваться смех Рязанова. Затем он начал громко хохотать. Он никуда не ушел, досмотрел фильм до конца и сказал:

- Я еще никогда не видел такого идиотизма, переходящего в героизм! Я горжусь, что вы - мой ученик!

Эту фразу мне потом пересказывали Менисы, которых переполняла гордость, что они стали свидетелями этих «исторических» слов Мастера.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Юрий Мамин: Мне говорили, что я снимаю чернуху. Но чернуху по двадцать семь раз не смотрят

Так уж получается, но откроется ли спустя двадцать лет «Окно в Париж» изПетербурга - решать нам. Не один год режиссер Юрий Мамин обивал пороги государственных учреждений в поисках денег на новый фильм - все безуспешно.

Надежда появилась, когда несколько лет назад на «Ленфильме» вроде бы дали добро и пообещали выделить средства. Но чуда опять не произошло - снова поступил отказ (читайте далее).