Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
+6°
Boom metrics
Звезды2 декабря 2016 19:50

Николай Бурляев: Российское кино предано как искусство

Завершить незапланированное выступление на Международном культурном форуме народному артисту не дали
Обсуждали, насколько российский кинематограф приблизился к голливудскому. Пока Америка ведет, но мы наращиваем темпы

Обсуждали, насколько российский кинематограф приблизился к голливудскому. Пока Америка ведет, но мы наращиваем темпы

Фото: Александр ГЛУЗ

Сегодня в Петербурге в рамках Международного культурного форума подвели итоги уходящего Года российского кино. В основном, разбирались, что приблизило российский кинематограф к голливудскому уровню. Без скандалов не обошлось.

«ЭТО НЕ ПРАЗДНИК»

Открыл встречу, посвященную итогам Года кино, глава петербургского Комитета по культуре Константин Сухенко. Его слова порадовали: посещаемость кинотеатров в городе на Неве выросла, деньги на поддержку родных киношников выделяются.

И хотя сейчас государство финансирует создание отечественного кино всего на четверть, а остальное «вытягивают» на инвестициях, в Петербурге в 2016-ом на фильмы потратили 120 бюджетных миллионов. Эти деньги помогли создать 26 кинокартин. Для сравнения, в прошлом году горбюджет отдал киношникам 53 миллиона, на которые сняли девять фильмов.

Культурная столица, отмечают в Смольном, становится и столицей кинематографической. Только в этом году в городе прошли съемки около восьмидесяти кинолент, над которыми работали, в том числе, и заграничные мастера. Четыре из них – детища «Ленфильма».

С начала года провели два десятка кинофестивалей.

Год кино принес пользу: стало легче разговаривать с властью

Год кино принес пользу: стало легче разговаривать с властью

Фото: Александр ГЛУЗ

В чем секрет? Еще в 2010-м, в петербургский бюджет стали закладывать статью расходов «на кино». Действует в городе и программа, призванная заинтересовать зрителя советскими и российскими фильмами: билеты продают всего по сто рублей. Вот только, признается Сухенко, очереди все равно не выстраиваются.

– Нас иногда упрекают, что мы «распыляем» бюджет, – говорит председатель комитета. – Но мы считаем, что такие меры помогают зрителю узнать о процессах, происходящих в кинематографе, дают ему разнообразие. Темпы приличные, и снижать их мы не планируем. Ведь поддержка кино – это не праздник, который можно забыть на следующий день: это основа для дальнейшей работы.

Большие перспективы Смольный видит в «Лендоке». Власти собираются вплотную заняться студией, переживающей упадок, уже в следующем году.

ПОД ПРОЛИВНЫМ ДОЖДЕМ

Алексей Учитель отметил, что сейчас Россия стоит на пороге расцвета киноиндустрии. Причем будущее отечественного кинематографа – в анимации: если раньше она была более популярна за рубежом, нежели на Родине, то теперь этот разрыв сократился. Интересуются за границей и советским кинонаследием.

Отдельный повод для гордости – Международный фестиваль документального, короткометражного игрового и анимационного кино «Послание к Человеку».

Интерес к "Посланию к Человеку" огромный во всем мире

Интерес к "Посланию к Человеку" огромный во всем мире

Фото: Александр ГЛУЗ

– Когда я шесть лет назад принял эстафету этого фестиваля, дела обстояли не так хорошо, но за последние два года о нас узнал весь мир, – признался Учитель. – На последний фестиваль прислали на отбор более пяти тысяч фильмов из восьмидесяти стран. Это уникальные цифры! Не понимаю, как справилась отборочная комиссия. Интерес во всем мире огромный, и никто не отказался участвовать, несмотря на изоляцию нашей страны. Когда на Дворцовой показывали фильм Вернера Херцога «О, Интернет!», сотни людей приходили и смотрели под проливным дождем.

НЕЗАБЫТОЕ СТАРОЕ

Федор Бондарчук рассказал об успехах возглавляемого им «Ленфильма». В этом году базой киностудии воспользовались при съемках 52 картин, среди которых – «Дуэлянт», «28 панфиловцев», «Матильда», «Елки-5». Сейчас в павильоне №4 Александр Цекало работает над сериалом о Гоголе.

– На студию вернулась жизнь, – отмечает Бондарчук.

На киностудии кипит жизнь

На киностудии кипит жизнь

Фото: Александр ГЛУЗ

Теперь у «Ленфильма» другая задача. По инициативе Бондарчука, студия запустила проект «Синематика»: показывают советские фильмы, в кинозалы пускают за чисто символическую плату. Пока сеансы проходят на разных площадках, но «Синематика» не против осесть.

Сорок процентов тех, кто приходит на советские фильмы, - студенты

Сорок процентов тех, кто приходит на советские фильмы, - студенты

Фото: Александр ГЛУЗ

– Проводили исследование, что интересно зрителям: на 47 показах опросили более пяти тысяч человек, – рассказывает Бондарчук. – По итогам вышло, что наполненность залов на показах советских кинофильмов в Петербурге – 34 процента, хотя по всей стране показатель – только тринадцать процентов. Средний возраст зрителей – 26-30 лет, сорок процентов аудитории – студенты. Некоторые из них стали постоянными зрителями наших показов.

МОЗГИ, ТАЛАНТЫ И ТРАДИЦИИ

– Меня поражает то, что мы говорим: советские и русские фильмы хороши, – огорошил Сергей Сельянов. – Это очевидно! Зачем мы должны кому-то что-то доказывать? Это же позор. И раз в Год кино мы это не доказали себе и всем, значит, не докажем никогда.

Режиссера радует то, что государство признает неприятные реалии: в Год культуры мы поняли, что «с культурой у нас большие проблемы», в Год литературы – что «литературу читаем, но ту ли?». На носу – Год экологии, с которой «везде не очень здорово».

– То, что государство замечает проблемы, в том числе в кино, уже можно считать точкой роста, – отметил Сельянов. – Но, в принципе, Год кино принес пользу: стало легче разговаривать с властью, на всех уровнях. Перемены к лучшему начались еще три года назад: мы перестали просить, а стали предлагать властям делать кино вместе. Мы научились делать хорошие российские фильмы, в первую очередь, в анимации.

Доказывать, что наше кино хорошее, - позор!

Доказывать, что наше кино хорошее, - позор!

Фото: Александр ГЛУЗ

Но все равно Америка, констатирует Сельянов, выигрывает. Фильмов-событий у нас мало (для сравнения, Голливуд выпускает по блокбастеру в неделю). С бюджетом нелады: «деньги, на которые мы снимаем восемьдесят-сто картин, американцы тратят только на один фильм». Да и пробиться в прокат непросто.

– Российская анимация сделала прорыв, нас заметили, мы стали делать качественные 3D-мультфильмы, – отмечает Сельянов. – Но конкуренты увидели это – и увеличили выпуск мультипликационных фильмов вдвое.

На это Федор Бондарчук заметил: то, что российского кино в прокате мало, больно, но и среди иностранных фильмов хватает кинематографического хлама.

Квоты - вопрос спорный, а терять зрителей и доходы кинотеатры не хотят

Квоты - вопрос спорный, а терять зрителей и доходы кинотеатры не хотят

Фото: Александр ГЛУЗ

Чтобы закрепиться в мировой анимации, по словам Сельянова, «нужны не только таланты, но и высокие технологии», а в России даже каждый мультипликатор на счету. Пока отечественные мультики застопорили место в тройке лидеров проката «второй волны» (первая – за американской анимацией, вторую делят между собой ведущие мультипликационные страны Европы и Азии).

Исследования показывают, что зарубежные аниматоры в этом году «просели», а вот отечественные набирают обороты, правда, пока лишь на просторах отечественного проката. Такого результата, уверен Сельянов, мы добились «только благодаря мозгам, талантам и традициям».

УСПЕХ В ВЕЧНОСТИ

Исполнительный директор Фонда кино Антом Малышев привел оптимистические цифры: за год в стране открыли более ста кинотеатров, еще триста модернизировали, а к 2017-му в малых городах заработают все 450 кинотеатров. По условиям финансирования, каждый второй фильм в них будет российским. Пока самые «кинофицированные» регионы – это Ленинградская область и Приморский край.

Чтобы создать для нашего кино тепличные условия в прокате, в Минкульте размышляют над квотами. Если их введут, то хозяевам кинотеатров станет выгоднее «крутить» отечественные фильмы, а заграничные ленты будут окупаться уже сложнее.

Пока самые "кинофицированные" - Ленобласть и Приморский край

Пока самые "кинофицированные" - Ленобласть и Приморский край

Фото: Александр ГЛУЗ

Правда, возникает вопрос: а будут ли зрители так же часто ходить в театры, переориентированные на родное кино? Упускать прибыль хозяева кинозалов, естественно, не хотят.

Дискуссия о квотах завершилась на том, что, раз у нас кинотеатры частные, в первую очередь, нужно думать о прибыли.

Под конец разговора о том, что кино у нас развивается и растет, слово попросил народный артист России, режиссер Николай Бурляев, выступление которого в программ на значилось, многообещающие цифры слушал в первом ряду в зале для публики.

– Я рискую оказаться в меньшинстве, как чужой среди своих, но не могу не сказать, – начал николай Петрович. - Я отстал от кинопроцесса, я это понимаю. Но то, что происходит в нашем кино, – это предательство со стороны коллег: они думают только о финансовой стороне, но забывают о духовной. Это эффективность пустоты. Кино предано как искусство!

Режиссер напомнил об «Андрее Рублеве» Тарковского, который провалился в прокате, а российское признание получил только после победоносного возвращения с Каннского фестиваля.

– Все стремятся сейчас сделать блокбастеры по западному образцу, – констатирует Бурляев. – А что такое блокбастер? В переводе со сленга английских летчиков, это бомба особой разрушительной силы, которая сметает целые кварталы, когда падает.

Потеряем душу - потеряем страну

Потеряем душу - потеряем страну

Фото: Александр ГЛУЗ

Артист считает, нужны реформы. И начинать стоит с телевидения: «оно у нас просто чудовищное».

На этом Николая Бурляева с улыбкой прервали сидящие в президиуме мэтры:

- Спасибо, Николай Петрович, мы вас поняли, садитесь. Давайте похлопаем Николаю Петровичу!

Публика бурно зааплодировала, раньше сказали бы, что оратора "захлопали". Вроде и аплодисменты, но как будто заткнули рот.

Бурляев подчинился, а свои мысли доозвучивал уже в коридоре для журналистов.

– Культуру нужно вывести за пределы рынка, и бюджет на нее должен быть, как у Министерства обороны, - горячился артист. - Иначе мы потеряем душу. А потеряем душу – потеряем страну. Нужно мерить успех не успехом в первый прокатный уик-энд, а успехом в вечности.

А в это время в зале продолжались дискуссии и презентации проектов.

Культурный форум шел своим чередом.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

В Китае снимут ремейк «Человека-амфибии»

«Хэй, щуйщоу! Нинь хансинь тхай чаун». Ничего не напоминает? Приблизительно так к 2020 году зазвучит знаменитая песня композитора Андрея Петрова и поэта Соломона Фогельсона «Эй, моряк!», написанная ими в 1961 году специально для фильма «Человек-амфибия». «Ленфильм», «Главкино» и Русско-китайский фонд развития культуры и образования снимут ремейк легендарной картины для проката в поднебесной (читать далее...)

Актер, сыгравший Волан-де-Морта в «Гарри Поттере»: Я был в ужасе, когда умерла мама Бэмби!

В начале декабря Петербург превратился в культурную столицу мира. На V международный культурный форум приехали делегации со всех концов планеты: известные актеры, композиторы, писатели...

Одним из гостей стал Рэйф Файнс, прославившийся ролью лорда Волан-де-Морта в «Гарри Поттере». Лучший кинозлодей 2005 года признался, что с радостью откликнулся на предложение приехать в Петербург.

– Моя роль на культурном форуме незначительная, – поскромничал Файнс. – Я больше слушаю, чем выступаю (читать далее...)

Вячеслав Полунин: Чтобы достигнуть успеха, нужно влюбиться!

В БТД имени Товстоногова звезды цирка весь день обучают искусству молодое поколение. Зал, где дают мастер-классы всемирно известные жонглеры, забит до отказа. К потолку, словно в небо, взлетают шарики и булавы.

Это только кажется, что жонглирование – легкое искусство. Чтобы зритель увидел магическое зрелище, артист должен выложиться по полной еще до спектакля. Учиться и тренироваться, тренироваться и учиться. Часами исполнять одни и те же элементы, чтобы довести их до совершенства (читать далее...)