Скромное начало
Война правоохранительных органов с группировками, которые боролись за «этническую чистоту» Петербурга, по-настоящему началась в 2003 году. При Управлении по борьбе с организованной преступностью был создан отдел по борьбе с экстремизмом. Оперативники собирали информацию о радикально настроенной молодежи. В то время милиции не давал покоя Дмитрий Бобров. Его скин-группировка «Шульц-88» с 2001 года устраивала еженедельные акции под лозунгом «мочить черных». «Шульцам» вменяли хулиганство, создание экстремистского сообщества и возбуждение национальной или расовой вражды. В итоге лидера посадили на 8 лет.
Своей дорогой пошли самые отчаянные - Алексей «СВР» Воеводин и Дмитрий «Кислый» Боровиков. Одногодки - родились в 1984-м - были разными по характеру, но националистическая идеология их породнила. Они вступили в группировку «Мэд Крауд» - «бешеная толпа». Но и там было примитивное уличное хулиганство. Лидеру «краудов» Руслану Мельнику дали три с половиной года колонии-поселения за разжигание национальной розни. Воеводин с Боровиковым снова вышли сухими из воды и поняли, что вялотекущей этнической борьбой питерских националистов ситуацию не изменить.
Национальная революция
Как следует из материалов уголовного дела, в сентябре 2003 года СВР и Кислый создали устойчивую вооруженную группу - банду.
«Они решили, что мало ломать черепа, - пишет в своей книге «Неприрожденные убийцы» бывший начальник 18-го, антиэкстремистского, отдела питерского УБОПа Георгий Бойко. - Надо дестабилизировать ситуацию в стране. Способ изменить ситуацию - национальная революция. Они решили убивать помногу и жестоко».
Дмитрий Боровиков из благополучной семьи, учился на юриста. Отец - бывший офицер милиции. Воеводин - сирота с раннего возраста. Они не пили, не курили, занимались спортом. Кислый писал: «Телевизор, семья, убогие развлечения, модная одежда, забитый холодильник… если это все, что интересует сегодня белых, то какие же они белые? Они - «мясо» и «мусор». Белую расу необходимо создавать с нуля».
Из прежних соратников в банду почти никого не взяли. Набирали туда физически крепких и здоровых парней, расистов, революционеров, стрэйтэйджеров, славянских язычников.
«Если скинхеды - пехота, то Боевая террористическая организация (так впоследствии называли банду. - Прим. авт.) - новые солдаты СС», - писал Воеводин.
В разное время в группировку входили от 6 до 11 человек. Ценностные ориентиры основаны на национальной и расовой вражде по отношению к выходцам из районов Кавказа, Азии, Африки. Боровиков проповедовал принцип, что к убийству надо быть готовым всегда.
Преступления
Список доказанных преступлений начинается с нападения на армян Эламиряна и Туманяна 9 августа 2003 года. Этот день официально считается рождением банды Боровикова-Воеводина. В акции участвовали шесть человек.
У следствия достаточно улик, чтобы доказать покушение на нигерийца Лоренса Омордиона в октябре 2003 года. Через два месяца Воеводин и еще пятеро совершили свое первое, по данным правоохранительных органов, убийство. Кореец Ким Хен Ик заехал в Питер на пару дней. Ранним утром 14 декабря он шел на Московский вокзал. На него напали, избили и изрезали.
К началу 2004 года БТО определилась с поставщиками оружия - ими стали «черные копатели» Конаков и Павленко. За бандой числятся обрез карабина маузер, обрез винтовки Мосина, пистолет ТТ, самодельный нарезной пистолет-пулемет из ППШ, 7 гладкоствольных оружий «Сайга», помповое ружье «ТОЗ-194-01», газовый пистолет «ИЖ-79-8».
Своих подельников Романа Гофмана и Алексея Головченко «белые воины» застрелили и закопали с целью скрыть ранее совершенные преступления. Боровиков считал, что эти двое первым делом сдадут группировку. Раскрыли убийство опер-уполномоченные убойного отдела. Тела нашли почти через два года.
Летом 2004 года в самый разгар процесса над «шульцами» был убит старший научный сотрудник Музея антропологии и этнографии Петра Великого РАН Николай Гиренко. Как следует из материалов уголовного дела, «в связи с осуществлением профессором служебной деятельности по производству социогуманитарных экспертиз по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности».
19 июня постучались в квартиру Гиренко. Он подошел, спросил: «Кто там?» Пуля со смещенным центром тяжести пробила деревянную дверь, вошла в правое плечо, пробила руку и подмышку.
Кто куда
В конце 2005 года заканчивался суд по «Мэд Крауд». Боровиков сбежал, его объявили в федеральный розыск. Воеводин был под подпиской о невыезде и приходил на заседания. После приговора его арестовали в зале суда - получил три года. В Выборгской пересыльной тюрьме он просидел до апреля 2006 года, когда на 5-й Красноармейской улице выстрелом из помпового ружья застрелили сенегальца Самбу Ланмпсара. Владельца ружья нашли быстро. Он указал - мол, Воеводин купил. Леша в свою очередь сдал Боровикова, к которому в конечном итоге перешло ружье.
Оперативники вышли на Кислого 18 мая. Он возвращался с подругой Аней, у которой прятался, из магазина с сумкой продуктов. Боровиков побежал, ему пальнули в затылок.
Уголовное дело по первой и второй частям 209-й статьи «Бандитизм» питерские следователи завели 19 мая. Мотив - создание Боровиковым и Алексеем Воеводиным вооруженной группы. В отношении Боровикова преследование тут же прекратили - с мертвого нет спроса. А Воеводин вернулся в Кресты и снова предстанет перед судом.
В уголовном деле 130 томов. Привлекли 14 человек - организаторов, участников, продавцов оружия, укрывателей преступников и преступлений. Обвиняемые заканчивают ознакомление с материалами дела, после чего его переправят в суд.
Прокуратура заявила о ликвидации банды экстремистов. На это Воеводин отправил из следственного изолятора «депешу» своим товарищам:
«Мы постоянно готовы к убийству, к городской войне. До сих пор мусора не только всех не поймали, но и многих не установили».
КОМПЕТЕНТНО
Старший следователь по особо важным делам следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ по Санкт-Петербургу Артем Жеглов:
- Группировка Воеводина и Боровикова - самая мощная и жестокая из известных правоохранительным органам.
Расследование было сложным. Много обвиняемых, им вменяется много эпизодов, что в разы увеличило объемы следственных действий. Члены банды запутывали следствие, сначала они признавались в преступлениях, которые не совершали.
Убийства происходили в условиях неочевидности, сложно было собирать доказательную базу. Группировка отличалась жестокостью. Они перешли на качественно новый уровень борьбы с иностранцами. Если участники «Мэд Крауд» просто били и разбегались, то эта банда убивала. Ее отличала более высокая степень организации - обвиняемые отлично конспирировались, в акциях не использовали мобильные телефоны, детальнее планировали нападения.