Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
-2°
Boom metrics
Звезды3 декабря 2008 22:00

Режиссеру «Ночного портье» Лилиане Кавани на «Кинотавре» с утра предлагали водку

А за просмотр когда-то ссылали в Сибирь [скандальные кадры из фильма]

Лет двадцать назад в Советском Союзе был безумно популярен фильм «Ночной портье» итальянского режиссера Лилианы Кавани. Просматривая в только что открывшихся видеосалонах скандально известную ленту, будущие корреспонденты «КП» не могли даже мечтать, что когда-нибудь им доведется в уютном кафе взять интервью у мэтра мировой кинематографии. А главное - что это будет происходить в Петербурге. Но это случилось. В Северную столицу Кавани приехала по приглашению Михайловского театра еще раз поставить оперу Руджеро Леонкавалло «Паяцы», которую она уже ставила в 1998 году на фестивале в Ровенне.

Русские на «Кинотавре» с утра пили водку

- Синьора Кавани, вы ведь в нашем городе не впервые?

- Да. В 1991 году я была здесь с частным визитом. Как раз по телевизору показывали встречу вашего президента Горбачева с президентом США. Май месяц, тепло, все цветет. И я видела, как у людей вместе с этой весенней погодой растет радость от горбачевских перемен. Спустя два года я приехала в Москву. Там в кинотеатре «Октябрь» шла ретроспекция моих фильмов. И меня позвали, чтобы я представила эти картины.

- А потом были Сочи?

- О-о-о! Это была запоминающаяся поездка. Меня выбрали президентом «Кинотавра». Больше всего меня поразило, как народ пил водку. Ладно бы только вечером. Я иду на завтрак, а один из мужчин, сидящих за столиком, протягивает мне бокал с прозрачной жидкостью. Я подумала - это вода, а это была водка!

- Знали ли вы, что за просмотр вашего «Портье» можно было попасть в места не столь отдаленные?

- (Кивает головой.) Да, мне об этом в свое время рассказывал один ленинградский журналист. У нас все эти места обозначаются одним словом: «Сибирь». Но в то же время я точно знала, что люди, которые командовали партией, сами спокойно смотрели те картины, которые запрещали.

- Предполагали ли вы, что ваш фильм вызовет такой ажиотаж?

- Честно говоря, нет. В Италии фильм был разрешен для просмотра зрителями старше 18 лет. Во Франции цензуры не было вообще. А в США возрастная категория была ограничена 14 годами. И везде в кинотеатрах стояли очереди. В Нью-Йорке, чтобы картина шла лучше, мой дистрибьютор поступил так. Он выкупил две страницы в газете «Нью-Йорк Таймс», и критики написали очень негативные материалы. Народ это заинтересовало. А в Лондоне этот же дистрибьютор сделал премьерный показ для «хороших» критиков, и те написали, какой это выдающийся фильм. В итоге зритель пошел в кино уже и без статей. Но верный ход для продвижения был найден.

Когда «Ночной портье» шел в Париже, мне позвонил мой друг: «Лилиана, ты должна это увидеть!» Я приехала и увидела очередь в кинотеатр, казалось, ей конца нет. А через несколько дней фильм вышел в Италии. Позвонил мой помощник: «Здесь очереди еще хуже, здесь кости ломают».

С детства любила кино

- Лилиана, а как вы столкнулись с кино?

- Моя мама очень любила кино. И когда мне было три года, во вторую половину дня в воскресенье мы всегда ходили в кинотеатр. Когда я выросла, моя мама продолжала любить кино, но уже то, где можно поплакать. Я ее склоняла к более серьезным просмотрам. А так не могу выделить какой-то один фильм, который повлиял, - я видела их слишком много. Когда училась в лицее, мы создали киноклуб. Благодаря ему мы сумели посмотреть, например, все фильмы Витторио де Сика. Для меня он самый лучший режиссер.

- А как родители отнеслись к вашему выбору профессии?

- Если уж копать совсем глубоко, то меня больше воспитывала бабушка по маминой линии. Мой отец архитектор, он всегда был вне Италии. Мама работала и тоже часто уезжала.

- А как вы любите отдыхать?

- Я люблю море. У меня на Капри есть маленький домик. В этом году провела там месяц, для меня это подарок судьбы. Мне нравится плавать, кататься на лодочке.

Я вижу, что россиянам очень нравится море. Интересно, что на Капри есть надписи: здесь был Ленин, Бакунин… Я думаю, что революцию делали на Капри.

Не верьте слухам про Микки Рурка

- Синьора Кавани, знаете ли вы, что сцена из «Ночного портье», когда героиня Шарлотты Рэмплинг голой танцует перед немецким офицером, вошла в 100 лучших сцен мирового кино?

- Для меня это новость! Что касается этой сцены, то мы ее сняли с одного дубля. Настолько актеры выложились в ней психологически, что еще раз не получилось бы. Я вам раскрою небольшую тайну. Оператор увидел в этой сцене небольшой брак: вверху кадра завис человеческий волос. Он говорит: «Нужно переснимать». Я внимательно пригляделась. Да, конечно, волос виден, но я подумала: вряд ли зритель обратит на него внимание. И твердо сказала: «Нет. Лишней пленки нету. В этой сцене Шарлотт и Хэмфри сыграли гениально».

- Вам пришлось работать со звездами первой величины, чем они запомнились?

- Желанием работать и благородством. Вот вам один пример. В фильме «Шкура» должен был сниматься Берт Ланкастер. Его звездный статус подразумевал оклад в 750 000 долларов. Это был 1979 год. Продюсеры мне говорят: «Лилиана, забудь. У нас нет таких денег». И что тогда сделал Берт? Ему так понравился сценарий, что он подошел ко мне и говорит: «Я буду сниматься бесплатно. Только обеспечьте машину с водителем и гостиницу для меня и для моей подруги».

- А какие у вас отношения с Микки Рурком?

- Замечательные. Недавно мы встретились в Венеции на кинофестивале. Он получил приз как лучший актер. Я очень трепетно отношусь к Микки. Он прежде всего великий актер. К тому же большой души человек. И мне бывает очень обидно, когда пресса ни за что ни про что обливает его грязью. Так было с его женушкой-наркоманкой Кэрри Отис. А написали, что это он ее избивает, будучи в изрядном подпитии. Или же история с ирландскими террористами. Однажды Микки отдал в Нью-Йорке часть денег в помощь детям, пострадавшим в результате нападения боевиков Ирландской революционной армии. А на следующий день желтая пресса растрезвонила, что Микки помогает террористам. Какая несправедливость!

ДОСЬЕ «КП»

Лилиана Кавани

Родилась 12 января 1933 года на Капри. Закончила университет в Болонье, где и увлеклась киноискусством. После учебы переехала в Рим, где закончила курс режиссуры в Римской киноакадемии. Тогда же сняла свою первую короткометражку о группе туристов, ради развлечения убивавших итальянцев. Всемирное признание ей принесла лента «Ночной портье» о сексуальной связи заключенной и эсэсовского офицера. Помимо художественных и документальных фильмов снимает фильмы-оперы.

ИЗБРАННАЯ ФИЛЬМОГРАФИЯ

«Ночной портье» (1974)

«Шкура» (1981)

«Берлинский роман» (1985)

«Франциск» (1989)

ЗВЕЗДНЫЕ РЕЦЕПТЫ

Рыба в сумасшедшей воде

- Рыбу, которую я делаю, в Неаполе называют «Рыба в сумасшедшей воде». Могу и вас научить. Нужно взять пиццонию - это такая морская рыба. Почистить, вынуть из живота кости, положить внутрь и вокруг рыбы маленькие помидорчики черри. Посолить, внутрь добавить белый перец и две дольки чеснока. Затем завернуть в фольгу, - и на 30-40 минут в духовку. Никакого масла - рыба сама выделяет сок. И никакого гарнира.

Паста под соусом болоньез

А еще я умею делать замечательную пасту. Самое главное - соус болоньез. Нужна пармская ветчина. Порежьте ее на небольшие кусочки, вытащите жиринки. На сковородке обжарьте лук до золотистого цвета, добавьте туда ветчину. Будьте осторожны: она может быстро подгореть. Затем добавьте две столовые ложки томатной пасты, полстакана воды и соль. И полчаса тушите под крышкой. Параллельно отварите спагетти и выложите на сковороду. Соус должен пропитать макароны. Это базовый рецепт, упрощенный до предела. А дальше вы можете добавлять туда все что захотите. Итальянская кухня хороша тем, что позволяет фантазировать.