Точная копия корабля Петра I фрегат «Штандарт» сейчас находится в Норвегии. Сколько он там пробудет - неизвестно, потому что вернуться домой он не может: парусник ходит по морю без документов. И российский Минтранс этим, мягко говоря, не доволен.
- «Штандарт» сейчас зарегистрирован как речное судно, - пояснил начальник Северо-Западного управления Росморречнадзора Дмитрий Атлашкин. - Поэтому в Норвежском море находиться не должен - это нарушение Кодекса торгового мореплавания РФ и Кодекса внутреннего водного транспорта. Кроме того, у корабля нет ни одного документа, разрешающего плавание: прежние судовые билеты давно аннулированы, а новых не выдавалось.
В июне команда «Штандарта» получила от представителей речного регистра несколько предписаний: установить импульсные отмашки, снять диаграмму крутильных моментов двигателя, но главное - пропитать деревянные конструкции корабля огнеупорным составом.
- Требования чисто технические и абсолютно выполнимые, - говорит Атлашкин.
Капитан фрегата Владимир Мартусь объявил, что все эти работы выполнит в Финляндии. Росморречнадзор не возражал. «Штандарт» на буксире и без команды оттащили в Котку, а там…
- На корабль поднялся экипаж, и он ушел в Норвегию, - вздыхает Атлашкин. - Большинство судовладельцев - законопослушные люди, и мы не ожидали, что «Штандарт» пойдет на нарушение.
Впрочем, у фрегата был контракт: планировалось, что он украсит собой праздник 80-летия Ненецкого автономного округа. Вот он и отправился на Север. Но там его уже поджидали недовольные сотрудники Минтранса. В итоге до Нарьян-Мара корабль не добрался: в море разыгрался шторм, и с тех пор он в Норвегии. Там капитан Владимир Мартусь подумывает над включением «Штандарта» в какой-нибудь иностранный регистр - раз уж с российскими договориться не получается. Рассматривается вариант знаменитого британского регистра Lloyd’s.
- Правда, что проблемы у «Штандарта» возникли из-за ваших непростых взаимоотношений с Мартусем? - поинтересовались мы у Дмитрия Атлашкина.
- Мы за этим кораблем следим немного строже, чем за другими, но только потому, что нынешнее нарушение уже не первое.
- Вы даже судились с капитаном…
- Мартусь меня обвинил в том, что в вашей газете я сказал, будто «Штандарт» восемь лет не ремонтировался.
- Погодите, сейчас найдем эту статью… Но эти слова не вы говорите!
- Да я-то знаю, что я этого не говорил и не мог сказать. Я же профессионал, семнадцать лет работал капитаном и отлично знаю, что судно ремонтируется постоянно, даже когда все нормально, - что-то чинится, перебирается, подваривается. Но капитан «Штандарта» почему-то решил, что это мои слова.
- Пусть суд спросит нас - мы подтвердим, что это не вы сказали.
- Договорились.
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
В конце октября «Штандарт» был исключен из Речного регистра. Это было сделано по заявлению капитана корабля Владимира Мартуся, который для этого приезжал в Петербург. Сейчас фрегат зарегистрирован в Госинспекции по маломерным судам. Но это не избавляет парусник от проблем: по нормам ГИМС на борту «Штандарта» должно находиться не больше двенадцати человек. А его команда гораздо многочисленнее.