Санкт-Петербург
Происшествия

Искать террористов в метро мешают пассажиры

Питерские ученые давно придумали, как обнаружить взрывчатку, но оборудовать метрополитен специальными устройствами пока нельзя

Об уникальном приборе заговорили еще шесть лет назад. Установку назвали «Сова». Ее собрали в ЦНИИ имени академика Крылова - крупнейшем научно-техническом центре кораблестроения и морской техники. Первые опыты показали, что «Сова» за секунду находит пятикилограммовый заряд тротила.

Нейтронным анализом «Сова» определяет химический состав объекта и распознает взрывчатку по азоту, которого в ней очень много. После московских терактов заговорили о том, чтобы снабдить такими установками станции метрополитена.

- Она прекрасно показала себя в офисах и банках, вероятность обнаружения высокая, - говорит разработчик Андрей Лайкин. - Но, к сожалению, она совершенно непригодна для подземки. Проверка одного пассажира займет полторы-две минуты. А из-за нейтронного облучения «Сову» нельзя применять на людях, только на вещах.

В научно-техническом центре РАТЭК, который также специализируется на обнаружении взрывчатки, производят сканеры, установленные в аэропортах. В отличие от тренированных собак, томографов, устройств анализаторов паров, детекторы центра обнаруживают любую замаскированную взрывчатку, в том числе пластиковую.

- Теоретически их могли бы использовать на железнодорожных вокзалах, где есть время для проверки багажа, - говорит директор РАТЭКА Юрий Ольшанский. - Автоматический коридор для ручной клади, допустим, стоит семьсот - восемьсот тысяч долларов. Но метро исключено. Допустим, поставим хотя бы металлодетекторы для нашпигованной болтами взрывчатки. Примерно две секунды на проход человека, еще ключи выложить, мобильный телефон. Это же всю систему метро надо перестраивать. Потребуется больше персонала и денег. А если еще детекторы обнаружения взрывчатки внедрять, то на безопасность метрополитена с таким пассажиропотоком вообще вся страна работать должна будет. Проще, по-моему, террористов уничтожить.

По данным специалистов, в России силовики совсем недавно стали заниматься так называемой «аналитикой уязвимости», поэтому единой системы безопасности у нас нет. Научных разработок для предотвращения терактов много, но обычно о них вспоминают после самих трагедий. А когда шумиха пройдет, то о проблеме забывают.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

В Питере нет денег даже на камеры в вагонах

По данным петербургского метрополитена, у нас более тысяч камер видеонаблюдения. Правда, монтаж систем слежения, собственно, в вагонах - дело далекого будущего.

- В Москве и составы новее, и финансирование во много-много раз больше, - пояснила пресс-секретарь ведомства Юлия Шавель. - Об этом можете судить хотя бы по развитию сети. За двадцать лет мы первый участок открыли, а в столице ветки появляются гораздо чаще. Из федерального бюджета с этого года петербургский метрополитен денег не получает. Нам хватает только на закупку вагонов и головных поездов для новых линий. Если появятся дополнительные средства, то составы видеокамерами оснастим.