Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
Звезды15 сентября 2010 2:00

«Когда папа где-то появлялся, сразу начинался ажиотаж»

Накануне 85-летия знаменитого актера Кирилла Лаврова его дочь поделилась с «КП» своими воспоминаниями

Когда думаешь о Кирилле Лаврове, невольно хочется вздохнуть по-стариковски: ох, и были же раньше актеры! Сами мастера сцены ворчат, что престиж профессии сильно снизили бесконечные сериалы. Теперь куда ни плюнь – сплошные звезды. А раньше приходилось и на сцене попахать, и не в одном фильме сняться, пока тебя накроет всероссийская слава. Зато и актеров таких не забывали. Вот и Кирилл Юрьевич Лавров относится к тем, кого хочется пафосно назвать «золотым фондом» русского театра. А если без пафоса, то перед 85-летним юбилеем актера, который мы, увы, будем отмечать без него, «КП» решила поговорить с дочерью мастера, актрисой БДТ Марией Лавровой.

«К папе относились с обожанием»

- Мария Кирилловна, вспоминаются какие-то яркие моменты из вашего общения с отцом?

- И с детства самые яркие воспоминания – это, конечно, когда он возвращался домой. Он же много работал, снимался… Родители постоянно были на гастролях. Театр был выездной, и они много путешествовали, в том числе по заграницам. Часто и мой день рождения без них проходил… Зато когда папа с мамой возвращались с гастролей - это был праздник круче Нового года. Во-первых, они подарки привозили. Впечатлениями обменивались. Я всегда стол накрывала, убирала квартиру. Все делала, хоть и подростком была. Казалось – вот они приедут, и начнется новая жизнь. Но новая жизнь не начиналась…

- А какие подарки?

Чета Горбачевых нередко бывала  на спектаклях с участием Лаврова.

Чета Горбачевых нередко бывала на спектаклях с участием Лаврова.

- Да что привозили из-за границы в советское время? В основном одежду. Из Японии, помню, привезли мой первый плейер. Такая большая мыльница, с оранжевыми поролоновыми наушниками. Это был конец 1970-х – 1980-й год. У нас же ничего тогда не было, в конце семидесятых – начале восьмидесятых.

- Для всех Кирилл Лавров был кумиром, а для вас просто папочкой. Когда вы поняли, что он особенный?

- Я очень рано поняла, что у меня известный папа. Когда я родилась, он уже был известным. Как только я социально себя осознала, еще в детском саду, что на свете есть помимо меня еще кто-то, и вот эти кто-то почему-то относятся с обожанием к моему папе. И так с этим я и живу.

- Не мешает?

- Мешает, конечно. Помню, в детстве мне ужасно не нравилось, когда его узнавали на улице. И люди так бесцеремонно иногда себя вели. Нам иногда хотелось всей семьей куда-то поехать, спокойно погулять, в ресторан зайти. А везде начинался ажиотаж и паника. И не получалось семейного общения. Меня это ужасно раздражало. И как-то неловко чувствовала. Я просила надеть его темные очки, когда он выходил из машины. Да он и сам это всегда делал, но если вдруг забывал, я напоминала.

Начало 1970-х годов. Феодосия. Съемки фильма «Укрощение огня». С женой Валентиной и дочерью.

Начало 1970-х годов. Феодосия. Съемки фильма «Укрощение огня». С женой Валентиной и дочерью.

- А он как относился, когда узнавали?

- Сегодня некоторые актеры так иногда себя ведут… Зрители же не виноваты, что они узнают кумира. Им действительно интересно. И это надо понимать, что если уж ты занимаешься публичной профессией. Это одна из составляющих. Злиться на людей – глупо. Папа к этому относился с пониманием. Я никогда не видела, чтобы он отказывал кому-то в автографе, или не захотел сфотографироваться с кем-то. И с журналистами у него никогда никаких конфликтов не было.

«Моего будущего мужа подкараулил у подъезда»

- Раз вы были поздним ребенком, вас, наверно, больше любили, чем брата?

- Брат на одиннадцать лет старше. Но родители любили его тоже очень сильно. НО баловали, наверно, больше меня. Все-таки он сын, к тому же первый ребенок, и она на нем свои педагогические обязанности тренировали. Его строже воспитывали, чем меня. А со мной уже отдыхали.

- Родители все по гастролям… Сказалось это на вашем характере?

- Наверно, сказалось. Я была самостоятельным ребенком, сама себе хозяйка. И меня никогда не контролировали и никогда не наказывали. Мама и папа мне доверяли. Правда, я не давала поводов. Конечно, когда мне исполнилось 16, 17, 18 лет, я поздно приходила. А потом еще роман пошли… И родители волновались. Я понимала, что они не спят, сидят в коридоре, держатся за сердце. Это еще и подавалось так картинно – они же оба актеры. В подростковом возрасте много глупостей совершают. Но меня всегда сдерживало, когда я думала о родителях: у них же инфаркт будет! У нас были такие доверительные отношения, что мне всегда было интересно с ними даже в гости ходить. Обычно молодежь родителей стесняется. А у нас не было такого раскола. У моих друзей с родителями всегда были конфликты. Мама не понимает, папа не понимает… Мои сверстники из дома сбегали даже. Я один раз подумала: может, и мне за компанию тоже сбежать? Нет, думаю, родители с ума сойдут.

- Вы сказали – романы пошли. Не приводили своих друзей домой?

- Приводила! Папа с ними очень демократично общался. И это всем безумно нравилось. И мне в первую очередь. И в дни рождения не было такого, что я собираю своих друзей, а родители куда-то уезжают. Мы все вместе садились за большой стол. И мне очень нравилось, что мои родители такие современные. Хотя я поздний ребенок. Меня папа родил, когда ему сорок лет было. А когда мне было двадцать, ему под шестьдесят. Но все равно родители в душе были очень молодые.

- А про молодых людей папа не говорил: вот этот тебе не подходит…

- Нет, он никогда не вмешивался в мою личную жизнь. Да и всегда все было пристойно. Но когда уже мой будущий муж появился, родители каким-то шестым чувством почувствовали, что это уже серьезно. Мне было 17 лет. Я сдавала экзамены в школе и тут же поступала в институт. И надо же было случиться тому, что я и будущего мужа встретила в это же лето. Он на два года старше.

Он уже успел бросить институт и пойти работать на Ленфильм.

Тут уже я совсем стала поздно возвращаться! И один раз папа буквально выследил нас, и у него был серьезный разговор.

- А как он вам выследил?

- Стоял внизу у парадной, курил. Молодой человек меня провожал. Мы подходим, и вдруг от стены отделилась фигура. Папа сказал: «Я не хочу вмешиваться, но вы должны понять, что у Маши очень серьезный период. И если вы ее действительно любите, то должны ей не мешать, а помогать».

«Ходил и на рынок, и в магазин»

- Все мы знаем Кирилла Лаврова – великого актера. А в быту он каким был? Наверно, и голос не повышал?

- Ну почему, мог и голос повысить, и дверью хлопнуть. Что-то ему могло не понравиться, по мелочи. Нормальный человек был, как и все. Например, мама говорит: «Кира, поезжай на рынок». – «Почему я?» – «Потому что у тебя машина». Или: «Сходи с черного хода за мясом в гастроном». – «Не хочу. Почему не ты?» – «Потому что меня не узнают». Он не любил пользоваться своей известностью. Но деваться-то было некуда. Ведь это ж такое время было, о котором некоторые говорят: как хорошо мы жили! (с иронией).

- То есть ему приходилось и на рынок ходить…

- Ну да, у него были свои обязанности. Он был семейный человек, домашний. И когда родители дом строили, он занимался материалами. Где чего достать.

- Говорят, он сам на даче что-то делал.

- Да, любил рукодельничать, когда было время. Все мог починить, прибить. Цементные столбы вкапывал, когда ворота менял. Гравий привезут – по дороге развозил, один, на тачке.

Это молодые ничего не умеют. А папино поколение все могут.

- В быту был неприхотлив? Мог яичницу пожарить?

- Мог, запросто. Он любил вкусно поесть. Ему очень нравилось, как мама готовила. Появлялись у нас женщины, которые готовили. И как-то быстро исчезали. Папе нравилось только как мама делает. Мог и сосиски съесть с макаронами – очень любил. И котлетку простую с картошечкой. Никаких изысков у нас не было. Мама готовила вкусно, но просто. Например, бараний супчик типа чанахи. В горшочек наливаешь воду, кладешь картошку, кусочек баранины, и в духовку, чтобы там все потомилось. Еще туда лучок порезать колечками. Любил косточку баранью вынуть и из нее мозг вытряхнуть. И с солью, под рюмочку.

«Вся квартира – памятные вещи»

- Какие традиции были у вас в семье?

- Конечно, отмечали Новый год. Пасху всегда праздновали. Даже когда она была под запретом. На дни рождения собирались. Пятнадцатого сентября, если была возможность, обязательно на дачу ехали. Или в Царское село гулять. На мамин день рождения пятнадцатого августа на дачу съезжались огромные компании. Мы очень любили дачу, и я, и брат, и мама с папой, конечно.

- Вам папа что-то рассказывал про свою жизнь, про предков?

- Он всегда очень интересовался своими корнями, предками. Нас всех собирал и рассказывал. У нас дворянские корни по линии папиной мамы. А по маминой линии – крестьяне, рабочие. По линии отца папиного – разночинцы. Дед его был директором гимназии. Как Ломоносов, пришел в Петербург. Всего добился сам. У папы были очень интересные отношения с отцом, Юрием Сергеевичем, который жил в Киеве. И когда родители уехали из Киева, тесные контакты остались. Юрий Сергеевич писал удивительные письма. Что ни письмо, то новелла. Я помню, папа обязательно всех собирал на кухне, и вслух читал дедово письмо из Киева. С огромным юмором было написано, мы все хохотали. Просто литературный шедевр. Папа ему всегда отвечал обязательно. Ему тоже хотелось такие же интересные письма писать в ответ. Вообще эпистолярный жанр у нас в семье был распространен. Скажем, они уезжали на гастроли, а раньше ездили по месяцу, и обязательно мне оттуда писали. А я им отвечала. У меня хранятся папины письма

- У меня вся квартира – сплошные памятные вещи.

- А что-то особенное есть?

- Два колечка. Одно маленькое, золотое, с фианитиком. Папа подарил на шестнадцать лет. У меня больше золотых колец и нет, только это. А еще лет пять-шесть назад подарил цветок. Я люблю цветы, у меня и на даче их много. И зная эту мою любовь, он нашел цветок красивый, в горшке – кодиум.

- Папа не отговаривал от актерской профессии?

- Никакого давления, выбор был всегда за мной. Я же видела и минусы, и плюсы этой профессии. И потом, ребенка нельзя останавливать. Потом он тебе выскажет: вот, ты меня не пустила… Каждый должен определяться сам.

- А брат у вас по какой части?

- Он, безусловно, творческий человек. Много где себя пробовал в жизни. В Университете учился на истфаке, потом увлекся рок-музыкой, в 70-е-80-е годы. И это бросил. Началась перестройка – занялся бизнесом… Сейчас заведует музеем.

- А ваша дочь Ольга – актриса?

- Уже на четвертом курсе в Театральной Академии.

- А вы ее не пытались отговорить?

- Пытались. И я, и папа. Она хорошо училась в школе, понимаете. И у меня, и у папы с точными науками просто беда была полнейшая. А она соображала и в точных предметах. Мы думали: такая умная девочка, и в актрисы? Но она с детства играла в массовке в спектакле «Перед заходом солнца», как все актерские дети. А класса с восьмого пошла в ТЮТ во дворце пионеров. И уже было все понятно.

- Откуда у нее любовь к точным наукам?

- Муж у меня с головой, соображает. Наверно, в него. Сейчас он работает бригадиром светотехников в кино.

Откровенно

Обожал машины и «Зенит»

- Говорят, он любил дни рождения на кораблике отмечать…

- Просто возникла такая возможность - судовладелец делал такой подарок и театру, и папе. А вообще он любил автомобили. У него водительский стаж был очень большой. Когда они с мамой приехали из Киева совсем молодыми людьми, они приехали на личном «Москвиче». Это начало 1950-х годов. Даже у Товстоногова тогда не было машины!

- А как так получилось?

- Папе очень хотелось иметь машину. Он же авиационный техник. И вообще очень дружил с техникой, с моторами. И когда они поженились, он высказал маме свою мечту. Но денег у них не было. И тогда помогла мамина тетка, как раз продала в деревне дом. Юрий Сергеевич дал какую-то сумму. И еще родители сидели весь год на макаронах и копили. Он свой автомобиль поначалу и разбирали собирал, и вообще все делал. Я с папой все детство проездила на машине. И я, и брат водим автомобили – папа нас к этому деле пристрастил. Он меня сажал за руль – я еще подростком была. Мы ездили возле кировского стадиона.

- Правила нарушал?

- Нарушать не нарушал, но мог иногда лихануть. Но в те годы ведь другие моторы были. Там на скорости 80 километров меньше всего бензина уходило, он так высчитал. Это сейчас, если с такой скоростью поедешь, все тебя обгонять будут.

- А еще он за Зенит болел, шарфики-ленточки собирал… Где все это?

- Дома всего этого очень много и сейчас. Правда, половину уже раздали…

В театре хранятся редкие фото Кирилла Лаврова

В архивах Музея БДТ имени Товстоногова хранятся немало редких снимков Кирилла Лаврова, которые мало где публиковались. «КП» вместе с заместителем директора театра по работе со зрителями Вениамином Капланом решили исправить эту ситуацию

1. «В 1972 году на экраны кинотеатров страны вышел фильм Даниила Храбровицкого «Укрощение огня», - вспоминает Вениамин Наумович. – Прообразом главного героя ленты Башкирцева стал Сергей Павлович Королев. Картина прошла с громадным успехом. Ее и не раз показывали в Звездном городке. Космонавты на первой же встрече провели Лаврова в личный кабинет Королева и усадили того в кресло создателя космических кораблей. Такой чести больше не удостаивался никто и никогда. А после сеанса Кирилла Юрьевича представили маме Королева Марии Николаевне.

2. На спектаклях БДТ нередко можно было увидеть почетных гостей. Так в начале 1999 года на спектакль «Кадриль пришли Михаил Сергеевич Горбачев и его супруга Раиса Максимовна. Постановка бывшему президенту СССР и его жене очень понравилась, о чем они и засвидетельствовали в антракте пьесы Кириллу Юрьевичу Лаврову.

3. Можно сказать, что после фильма Александра Столпера «Живые и мертвые»(1964) Кирилл Лавров на утро проснулся знаменитым. О том, что обычно сам Константин Симонов подбирал актеров на главные роли, ходили легенды. Лаврова Симонов увидел в спектакле БДТ «Четвертый». Роль там была небольшая, но сыграл ее Кирилл Юрьевич настолько мощно и филигранно, что знаменитый писатель, сразу занес фамилию Лаврова в свой блокнот. А когда пришла пора съемок роль военного корреспондента Ивана Синцова он безоговорочно отдал Лаврову. Этот снимок сделан после премьерного показа. О том, что картина удалась, говоря радостные лица Столпера, Симонова и Лаврова.

4.При встрече Михаил Ульянов и Кирилл Лавров обнимаясь в шутку говорили, ну вот встретились «братья Карамазовы». В феврале 1968 года от инфаркта умер режиссер фильма Иван Пырьев, и доснимать картину решили Ульянов и Лавров, игравшие в ней главные роли. Лента, кстати боролась за «Оскар» от Советского Союза. Они част шутили между собой – кто уйдет первым. Ушли с разницей в месяц. Сначала Ульянов, потом Лавров.

5. Кирилл Лавров в 1995 году, а Жорес Алферов в 2001 году были избраны Почетными гражданами Санкт-Петербурга. Нередко встречались вместе. Этот снимок запечатлел двух знаменитых горожан в 2005 году в стенах Законодательного собрания Петербурга.