В прошлом году в Северной столице открылась «Эрарта» - Музей и галереи современного искусства. Это место сразу стало одним из знаковых в городе на Неве. Здесь можно познакомиться с работами тех, кто пока не избалован вниманием критиков и прессы, но со временем, возможно, завоюет мировое признание.
- Проект «Эрарта» существует без малого четыре года, - поясняет его директор Михаил Овчинников. - И одним из приоритетных направлений нашей работы было формирование круга перспективных художников, с которыми мы теперь работаем.
Многие из тех молодых мастеров, выбранные «Эрартой» четыре года назад, сейчас уже широко признаны. Илью Дашевского, Андрея Горбунова, Илью Гапонова знают не только в России, но и за рубежом. Их вполне можно назвать «молодыми», учитывая возраст, но по статусу в искусстве это состоявшиеся, сформировавшиеся мастера. Личности в искусстве.
- Очень приятно, что мы способствовали их популярности, - продолжает Михаил Овчинников. - Наши галереи - единственная в городе площадка, которая показывает современное искусство на постоянной основе и на достаточно больших площадях.
- Каким же нужно быть художником, чтобы попасть в ваше поле зрения?
- На этот вопрос ответить сложно. Каждый раз вместе с новыми именами открываются иные знания. У нас нет готового шаблона. Не забывайте, что «Эрарта» - и музей, и галереи. Если бы речь шла только о чем-то одном, то можно было бы, наверное, сформировать определенные критерии с точки зрения выставочной и коммерческой перспективы. А музей нацелен на открытие и исследование.
Конечно, художнику надо быть оригинальным. Надо явить миру что-то новое. Банальные истины, но это так.
- Музей современного искусства имеет свою специфику…
- Конечно. Традиционные музеи принимают в свои коллекции то, что уже проверено временем и представляет сформированную историческую ценность. Музеи же современного искусства нацелены на постоянное «открывательство», на эксперимент. Тут есть разные пути. Можно искать нечто, отвечающее исключительно сиюминутным технологиям. Другое направление - пытаться найти новые ростки в существующих школах и традициях.
- Бытует мнение, что современным искусством занимаются самоучки, и оно не подходит для тех, кто получает классическое образование в Академии художеств.
- Для российской арт-сцены это серьезный вопрос. Не секрет, что наши ведущие художественные вузы работают в достаточно консервативной, традиционной манере. И с точки зрения той части любителей современного искусства, которые принимают только прогресс, такие художники скучны и не представляют интереса. Мы же приветствуем и тех и других, считая, что искусство обязано являть миру то, чего еще не было, и одновременно продолжать традиции и преумножать достижения предыдущих школ.
- То есть образование - не тот критерий, по которому вы отбираете художников.
- Не тот. Сегодня искусство в значительной степени концептуально. Научить мыслить таким образом наши художественные вузы почему-то не могут. В то же время без кругозора, начитанности, «насмотренности» современный художник невозможен. Даже если он очень хороший рисовальщик. Он должен быть образованным человеком в широком смысле этого слова.
- Интеллектуалом?
- Да. Ну, или самородком от бога. Такие примеры тоже встречаются.
- А те, кто учится в Академии художеств или в Академии имени Штиглица, попадают в ваше поле зрения?
- Академия Штиглица более либеральный и современный институт. Так исторически сложилось. В советские годы Академия художеств несла основную ответственность за идеологию в живописи и скульптуре, а Мухинское училище, как оно тогда называлось, больше было связано с дизайном, оформительством, декоративно-прикладным искусством. В этой среде выживали самобытные художники, которые потом становились преподавателями. У них появлялись свои студенты и школы. Это продолжается по сей день.
В Академии художеств немного по-другому. Но мы стараемся работать и с молодыми академическими художниками. Вот только что у нас была выставка Константина и Екатерины Грачевых. В недавнем прошлом это выпускники, а теперь уже преподаватели Академии художеств. Жизнь берет свое, и даже самый консервативный вуз не может оставаться в стороне от новых потоков.
- А просветительство - не ваша стихия?
- Систематическая образовательная деятельность у нас начнется со следующего года. Небольшая задержка связана с подготовкой новых помещений. Но и сейчас у нас проходят лекции, встречи. Есть программы для детей. Организуем мастер-классы.
- Как попадают к вам молодые таланты?
- Разными путями. Многие приходят сами. На нашем сайте каждый может показать свои работы. Мы посещаем мастерские, не пропускаем выставки. Никому не отказываем, всех готовы посмотреть.
- А может современное искусство прокормить художника?
- Настоящего - да, вполне. Но для этого нужен не только талант, но и навыки «самопрезентации». Умение пробиваться, конкурировать. Либо надо найти хорошего представителя, галерею, которая начинает с ним работать. Для этого и существует «Эрарта».
На создание этой картины Наталью Парсаданову вдохновили конфеты «Мишка на Севере».
НАША СПРАВКА
Крупнейший в России негосударственный музей современного искусства «Эрарта» был создан в Петербурге в сентябре 2010 года. Цель - открывать новые имена, собирать наиболее оригинальные и талантливые произведения современных художников и знакомить с ними самую широкую аудиторию.
Музей реализует различные выставочные проекты, приглашает на экскурсии, издает каталоги и готовит образовательные программы.
НЕ ПРОПУСТИ
Арт-менеджер музея и галерей «Эрарта» Павел Маркайтис:
- Первого сентября у нас открывается очередная большая выставка молодых художников. Тема - «Стабильность». Мы хотели посвятить ее осмыслению современной российской действительности. Посетители увидят много работ, выполненных специально для этого проекта.
КАК НАЙТИ
Музей и галереи современного искусства «Эрарта»
29-я линия Васильевского острова, д. 2 (станция метро «Василеостровская», далее автобус № 6 или трамваи № 6 и 40, станция метро «Приморская», далее автобусы № 1 и 6, трамвай № 6 или троллейбус № 40.
Сайт www.erarta.com.
Работает ежедневно с 10.00 до 22.00.
Выходной день - вторник.