Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
+9°
Boom metrics
Звезды10 октября 2012 22:00

Алиса Фрейндлих впервые вышла на сцену в Театре имени Веры Комиссаржевской

Знаменитая сцена на Итальянской отмечает семидесятилетний юбилей
Любимая страной актриса тоже начинала свой творческий путь здесь.

Любимая страной актриса тоже начинала свой творческий путь здесь.

Фото: Тимур ХАНОВ

Спросите любого, не обязательно петербуржца: «Назовите пять лучших театров Северной столицы». И Санкт-Петербургский академический драматический театр имени Веры Комиссаржевской, как он именуется официально, будет в этой пятерке. Легендарные спектакли, легендарные руководители, легендарные имена, которые знает вся страна. 18 октября коллектив Комиссаржевки, как по-домашнему называют театр поклонники, отметит семидесятилетний юбилей. «Комсомолка» прошлась по знаменитому зданию на Итальянской, в самом сердце Петербурга, и пролистала страницы славной истории.

Засветились Островский и Тургенев

Со стороны Невского проспекта посетители входят в не менее знаменитый магазин Пассаж. Пройдя зал насквозь, как раз могут выйти на Итальянскую улицу. И повернув голову направо, увидят вход в Комиссаржевку.

- Еще в далеком 1848 году Невский проспект соединили с Итальянской улицей трехъярусной галереей, крытой стеклом, - рассказывают историки. - Идею подсказали пассажи Лондона и Парижа. Проект подготовил архитектор Рудольф Желязевич.

В Пассаже открыли магазины, кондитерские, кабинет восковых фигур, «механический и анатомический театр», «живые картины», ресторан и большой театральный зал. Петербуржцы назвали Пассаж «гостиной, где сходятся знакомые».

В 1860-х годах пищу для души обеспечивали лекции и литературно-драматические вечера. На них охотно выступали как университетские профессора истории, так и Александр Островский, Николай Некрасов, Иван Тургенев. В театральном зале любительские труппы играли спектакли. В одной из постановок комедии Островского «Свои люди - сочтемся» принимал участие сам автор.

В 1901 году зал перестроили, сделали вход с Итальянской улицы.

А в 1904-м отдали помещение актрисе Вере Комиссаржевской. Вера Федоровна покинула Александринский театр ради того, чтобы создать собственный. Два года гастролировала по провинции - собирала деньги.

В новом петербургском театре ставили Ибсена, Чехова и Островского.

Так что теоретически, если считать от первого театрального зала, юбилей можно было бы отмечать другой, гораздо более значительный.

Имена как эпохи

На сцене театра творили многие хорошие режиссеры. Но некоторые

стали особо значительными. Ведь именно они создали спектакли, которые, как говорят, вошли в золотую копилку театрального искусства. Эти постановки обсуждали. На них с трудом доставали билеты. Поэтому по имени тогдашних руководителей театра теперь в учебниках обозначают театральные эпохи. Так, петербуржцы старого поколения отлично знают имя Рубена Агамирзяна.

Его знаменитая постановка трилогии Алексея Толстого «Царь Федор Иоаннович», «Смерть Иоанна Грозного» и «Царь Борис» стала для театра таким же символом, как «Чайка» для МХАТа.

- Именно в этот период Комиссаржевка обрела творческое лицо, определила свой уникальный путь в искусстве, - уверены в театре.

Сегодня в труппе служат четыре поколения выпускников мастера.

Правой рукой Агамирзяна стал завлит Виктор Новиков. После смерти мастера в 1991 году коллектив доверил ему руководство. Новый худрук сумел удержать театр на плаву в тяжелые 1990-е годы и воспользоваться возможностями нового, XXI века.

- Он сумел предугадать «родство» труппы театра с болгарским режиссером Александром Морфовым, - гордятся артисты. - Спектакли Морфова принесли нам любовь зрителей и множество наград и премий. Это «Дон Жуан», «Буря», «Ваал», «Сон в летнюю ночь», «Мыльные ангелы».

В последние годы театр побывал с гастролями в Македонии, Монголии, Израиле, Польше, Словении, Словакии, Германии, Италии, Японии, Чехии… Стал участником и лауреатом выдающихся мировых фестивалей.

Активно сотрудничает с коллективами Балканских стран. Приглашает на постановки режиссеров Македонии, Хорватии. Сербии, Швеции и других стран.

Бродский обиделся

- Театр должен быть таким, как вот этот, - говорит известный петербургский режиссер Александр Белинский. - Здесь были мои учителя, мои товарищи - и Рубен Сергеевич Агамирзян, и Виктор Новиков, мой младший товарищ, который руководит сейчас Комиссаржевкой. И большое количество моих учеников - замечательная артистка Лена Симонова, Танечка Кузнецова, самая любимая ученица Женя Игумнова, Костя Демидов. Поэтому я прихожу сюда, как в родной дом.

Впервые по театральной лестнице Комиссаржевки Белинский поднялся 73 года назад: папа привел на спектакль «Недоросль».

- Это был театр под руководством Сергея Радлова, и меня сюда водили, чтобы я знал, кто такой Шекспир, - улыбается Александр Аркадьевич. - Я видел «Гамлета» с замечательным артистом Дудниковым, «Ромео и Джульетту» со знаменитым Борисом Смирновым в роли Ромео и Якобсон в роли Джульетты…

В 1945 году на постановке «Парусиновый портфель» Белинский столкнулся на лестнице с автором пьесы Михаилом Зощенко.

А потом сам ставил здесь картины.

- Как-то на один мой спектакль привели Бродского, - вспоминает Александр Аркадьевич. - И он сказал мне: «Неужели вам не стыдно за эту мерзость, за эту антилитературу, которую вы поставили?» Но что-то помешало мне обидеться на него…

Фрейндлих нашла судьбу

Также старожилы помнят: именно в этом театре начинала карьеру Алиса Фрейндлих. Здесь она проработала четыре года, с 1957 по 1961, сразу после Театрального института.

Первая роль, которую доверили молодой Фрейндлих, - четырнадцатилетний подросток Гоги в постановке «Человек с портфелем». По сценарию герой постоянно говорил на французском языке. А актриса его совершенно не знала, в школе учила английский. И Алисе Бруновне пришлось просто заучить все фразы. Позже она вспоминала, что после роли Гоги на нее посыпались предложения играть аналогичные роли подростков как мальчиков, так и девочек.

Также довелось Фрейндлих выйти на сцену в спектакле «Рождены в Ленинграде» про блокаду, по стихам Ольги Берггольц. В зале сидели блокадники. Премьерные показы прошли в мертвой тишине. Люди просто молча стояли и плакали. Кстати, сама Берггольц была на спектакле и высоко оценила игру Фрейндлих.

Позже Алиса Бруновна вспоминала о своих нескольких годах в Комиссаржевке так:

- Я прошла хорошую школу, очень хорошую. Я не была премьершей. Там блистала превосходная актриса Эмма Попова. А мне доставались лишь те роли, от которых отказалась Попова (или, как говорят в театре, которые упали со стола Поповой). Я рыдала и переживала страшно…

Всего за время работы в Комиссаржевке Фрейндлих сыграла более десяти ролей. В это же время состоялся ее дебют в кино.

В конце 1950-х годов в театр пришел молодой режиссер Игорь Владимиров. Его пригласили поставить спектакль «Время любить».

Одну из ролей Владимиров предложил Фрейндлих. Встреча стала судьбоносной. И когда Игорь Петрович возглавил Театр имени Ленсовета, он увел за собой Алису Бруновну. Вскоре они поженились.

Так театр выглядел сразу после открытия.

Так театр выглядел сразу после открытия.

Создали в войну

Революцию театр встретил звуками кабаре. Комиссаржевская к тому времени семь лет как скончалась. В ее театре теперь располагалось заведение Константина Марджанова «Би-ба-бо». А позже, в 1930-е годы, вновь вернулись к более серьезному репертуару. В 1936-м в Пассаж переехала студия Сергея Радлова, которую вскоре переименовали в Театр имени Ленинградского совета. Труппа проработала до конца января 1942 года. Затем артистов эвакуировали.

А 18 октября в здании… открыли новый театр - «Городской». Труппу составили артисты Радиокомитета, Театра драмы имени Пушкина, Нового ТЮЗа и агитвзвода Дома Красной армии.

- Днем рождения мы считаем именно эту дату, - объясняют в театре. - На открытии играли премьеру по пьесе Константина Симонова «Русские люди». Зрители аплодировали артистам стоя. Само по себе появление театра в блокадном Ленинграде - явление уникальное. Это единственный в мировой истории театр, открытый в войну. Актеры испытали вместе с ленинградцами весь ужас жизни в осажденном городе. И своими выступлениями поддерживали боевой дух в жителях и бойцах на передовой.

Возможно, то, что театр родился в самое суровое время блокады, сыграло свою роль: площадка очень близка петербуржцам по духу. И само по себе его появление можно рассматривать как взрыв мощной идеологической «бомбы».

С 1944 года театр стал называться Ленинградским драматическим.

А уже в 1959 ему присвоили имя Веры Комиссаржевской.

Событие отметили постановкой спектакля «Дети солнца» по пьесе Горького. Картину посвятили памяти актрисы: впервые это произведение сыграли в ее труппе и с ее участием.

Сейчас в малом фойе расположена фотовыставка, посвященная всем периодам театральной жизни до наших дней.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

«За последние двадцать лет многое изменилось и в стране, и в театре. Нас заставили пройти сложный путь. Сегодня медленно русский театр движется от выживания к жизни. У отечественного - есть шанс уйти от практики выживания. Чего мы ждем от него? Хотим искусства, живого, нового, яркого? Или хотим из него делать бизнес? Или театр должен быть местом отдыха? Очень разные люди приходили в наш театр. Приглашать исключительно режиссеров-звезд, гениев - я перед собой такой цели не ставлю. К тому же во всем мире гениальных постановщиков не так много - чтобы перечесть, хватит пальцев одной руки. Все остальные должны быть просто на высоком профессиональном уровне.

Мне кажется, что несмотря ни на что, нам удалось сохранить атмосферу театра-дома. Я уверен, что добрые человеческие отношения, атмосфера, необходимы для здоровья театрального организма. Без атмосферы творчества не бывает. Мы пытались сохранить и своего зрителя. Я люблю театр для людей. И хочу, чтобы на наших спектаклях зрители смеялись и плакали. Наше дело - честно выполнять свою работу, дело зрителя - эту работу оценивать».

(Виктор НОВИКОВ, художественный руководитель театра.)

«Мы много экспериментируем, ищем новый язык, отвечающий сегодняшнему дню. У нашего театра, как и у любого другого, были разные периоды. Радовались, когда получили пять «Софитов» из семи за спектакль «Дон Жуан», например. Сегодняшнее время не кажется мне взлетом русского драматического театра, который как будто продолжает искать место в социуме. Причин тому немало, но это тема для отдельного разговора.

Театр имени Комиссаржевской любит огромное количество горожан. Чем сейчас можно заинтересовать зрителя? Должны быть художники с «большим ухом» на сегодняшнее время, на изменившуюся жизнь. Точное совпадение со временем - уникальная особенность искусства театра».

(Вадим ЗАЙЦЕВ, директор театра.)

ЧТО ПОСМОТРЕТЬ

«Эрос»

Неожиданное наследство и поздняя любовь отца семейства к молоденькой девушке. Близкие не хотят поверить в искренность чувств 75-летнего мужчины и его юной возлюбленной. Современная история, достойная наших дней.

«Карусель любви»

История о людях, «потерявшихся» в большом городе. В погоне за плотскими наслаждениями они мечтают о настоящем чувстве.

«Невольницы»

Молодую особу, вышедшую из женского пансиона, тотчас пристраивают замуж за пожилого богача. Но и для нее этот брак не случаен: молодой «бесхребреник», предмет романтической любви, служит у ее мужа. Опытная подруга дает девушке уроки хитрости, но все уловки оказываются напрасными.

«Сон в летнюю ночь»

Спектакль о магии любви, от томной неги до безудержной страсти и умопомешательства. Об актерах, не замечающих насмешек высших сил. О бескорыстной, неистребимой и трогательной преданности театру.

«Мыльные ангелы»

Сюжет о бродячих циркачах, которые выиграли в лотереи коттедж и на радостях раздали свое скудное имущество соседям-голодранцам. Но новый дом снес ураган, а назад не пустили те самые «бедные родственники». Герои вновь отправляются в скитание. Но они счастливы, потому что любят жизнь.

«Сиротливый Запад»

Сюжет напоминает жутковатый семейный триллер: два брата дико и необъяснимо ненавидят друг друга. Но странным образом объединяются для «серьезных дел». Когда один сносит из ружья голову отцу, второй соглашается выгородить убийцу, чтобы получить отцовское наследство. Этих двоих пытается помирить местный священник, не пожалевший для этой цели собственной жизни.

«ВААЛ»

Это рок-спектакль-концерт, история известного рок-певца Ваала. В основе - концентрация судеб рок-идолов Джима Моррисона, Джимми Хендрикса, Майка Науменко. Безбожие, уничтожение чувств и в конце концов гибель - печальный финал жизни героя. Каждый актер в этом спектакле не только драматический артист, но и участник рок-группы, исполняющей песни вживую.

«Живой товар»

«Ищите женщину», - говорят французы, понимающие толк в любовных делах. Вот и эта история закручена вокруг одной хорошенькой замужней дамы, в которую безнадежно влюбился восторженный романтик. Но не о банальном любовном треугольнике хотел рассказать автор. Сколько стоит любовь? И за какую цену продают чувства?

«Бульварная история»

Автор точно уловил главную болевую точку сегодняшнего дня, ту самую зону одиночества, в которую попадают никому не нужные старики. Блистательное трио артистов с изяществом и тонкостью выразили основную «мелодию» пьесы - дарящая любовь, ничего не требующая. Их случайная встреча на дворовой скамейке - яркая вспышка нежности, заботы и теплых чувств друг к другу.

«Доходное место»

Комедия - прекрасное развлечение для всей семьи. Тем не менее за смехом и иронией автора - проблемы сегодняшнего времени: как остаться честным и порядочным в мире, где богатство уважают, а бедность считают пороком?

«Буря»

Удивительно красивая история предназначена тем, кто втайне мечтает о сказке и волшебстве.

Загадочный мир потерянного в океане острова цепко захватывает героев в сети. Духи обитают здесь повсюду и правят балом, потешаясь над людьми. И люди уже не властны над собой, попадая в завораживающий танец стихии чувств…

«Шесть блюд из одной курицы»

Это пьеса-шутка, пьеса-притча о сорокалетнем преуспевающем бизнесмене, который не может построить свою личную жизнь из-за властной мамы. Безумная любовь превращает родительницу в настоящего «кукловода». Для осуществления заветной цели ей приходится открыть брачное агентство. И перед взором убежденного холостяка проходит череда самых разнообразных женщин с непростыми судьбами.

«Дон Жуан»

Кто-то видит в Дон Жуане соблазнителя и дамского угодника, кто-то - непокорную метущуюся натуру. Его сжигает изнутри талант. Он же заставляет губить и рушить все вокруг. И каждая женщина для него - еще одно препятствие на пути к желанной свободе-смерти.

«Утоли моя печали…»

Лирическая комедия из современной жизни, обстоятельства которой зачастую разводят поколения по разным странам. Понимание друг друга дается далеко не сразу. Это спектакль о потере и воссоединении семьи, о том, как важно успеть понять, что же в этой жизни является главным.

«Безымянная звезда»

Тонкая и изящная комедия об учителе астрономии и девушке-видении, миражом промелькнувшей в жизни захолустного городка и его обитателей. Романтическая история о том, что легче открыть на небе новую звезду, чем понять и удержать рядом любимую.

«Страсти по дивану»

Спектакль - посвящение любви. Четыре женщины, взрослея, старея, невольно повторяют друг друга. Вечная история матери и дочери со взаимными обидами, претензиями, эгоизмом, повторяется из поколение в поколение. И никто не хочет стать чуть добрее, чуть терпимее, чуть мудрее.

«Sex comedy в летнюю ночь»

Однажды в томном мареве летнего вечера три пары собираются на даче скоротать время в приятной компании. Но героев настигают нешуточные страсти. Кого-то давным-давно связывала любовь, кто-то решается на мимолетный роман, кто-то мучается ревностью. И всех терзает любопытство: а что, если бы начать все заново.

«Недалеко от Бога»

Героиня ищет свою дорогу к счастью. Но каждый раз мечта оказывается далеко не райским садом. Поэтому снова одиночество. В спектакле переплетено комическое и трагическое, будничное и высокое, философия и мораль.

«Один голый, другой во фраке»

Своеобразная вариация на тему русской пословицы: «по одежке встречают…» Вор может на поверку оказаться более искренним, чем имущие власть, которые и есть настоящие жулики.

Спектакль поставлен по трем пьесам итальянского драматурга Дарио Фо, не очень известного в России.