Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
+8°
Boom metrics
Общество12 ноября 2012 22:00

Близкий друг скончавшегося в воскресенье Олейникова: «Илью лечили стволовыми клетками»

От заболевания 65-летнего актера не было лекарств, не могла помочь и операция, поэтому он хватался за любые средства [видео + аудио]
Илья Олейников предвидел свою смерть за сорок лет?

Илья Олейников предвидел свою смерть за сорок лет?

В это до сих пор не верится: Ильи Олейникова больше нет на свете. В воскресенье на рассвете он ушел из жизни. Сердце остановилось, не выдержав месяцев жесткого лечения.

А до этого актер несколько лет чувствовал недомогание и обращался к врачам то по одному, то по другому поводу. И никто не мог поставить верный диагноз…

Увезли со съемочной площадки

Все друзья и близкие актера отмечают его необыкновенную работоспособность. За две недели до смерти он еще работал, снимался в очередных сериях «Городка». Сотрудники студии отлично помнят тот роковой день, когда они в последний раз видели Олейникова живым. Но уже не скажешь, что здоровым.

- Его увезли в больницу как раз со съемочной площадки, - рассказала «КП» генеральный директор студии «Позитив», где снимался «Городок», Марина Харкевич. - Это было 29 октября. Оставалось отснять всего пару сцен. Но тут Юрий Стоянов обратил внимание на то, что Илья Львович неважно выглядит. Все-таки двадцать лет вместе работают. Он почувствовал состояние Олейникова! И попросил градусник. Набежало 39,7. А сам Илья Львович даже ни на что не жаловался.

Конечно, сразу же вызвали «скорую». В клинике поставили диагноз: двустороннее воспаление легких. Что само по себе чревато осложнениями. А тут еще на фоне пониженного иммунитета…

В конечном итоге инфекция и стала роковой. Организм не справился с нагрузкой. Сердце артиста остановилось. Теперь уже трудно сказать, что конкретно доконало Илью Олейникова. Скорее всего, все вместе.

- Как вы думаете, если бы не лечение стволовыми клетками, он бы подольше пожил? - спросили мы у армейского друга Ильи Львовича Валерия Савельева, врача, экс-советника мэра Москвы по здравоохранению.

- Я-то считаю, что точно, - ответил врач. - Но с другой стороны, перспектив не было, честно говоря. Он очень мучился. Говорил: «Когда же это закончится? Я устал». А я старался зарядить бодростью и говорил: «А ты уснешь и не заметишь, как умрешь». Так и вышло.

Артист до последнего работал на износ.

Артист до последнего работал на износ.

«Лолита посоветовала клинику неврозов»

По словам друзей, Илья Львович обладал колоссальной работоспособностью, надежностью и терпением. Именно эти качества и помогали ему несколько лет справляться с надвигающимся недугом.

И уж если артист говорил, что плохо себя чувствует, значит, ему было действительно худо. Так, два года назад он пропустил свадьбу собственного сына.

- К сожалению, я не смогу присутствовать на свадьбе, - объяснил «КП» Илья Олейников, когда мы ему дозвонились. - Уже три дня лежу в больнице в Москве на обследовании. Плохо себя чувствую. Слабость. Сына за нас двоих поздравит мама.

Илья Львович поделился с «КП», что причин недомогания он не знает. Именно их и пытаются установить врачи. Поэтому актеру придется провести в стационаре целый месяц.

Больница, в которой в тот раз лежал артист, была клиникой неврозов при Институте психиатрии имени Кащенко.

- Я его спросил: «Что ты тут делаешь?!» - вспоминает Валерий Савельев. - «А мне, говорит, Лолита рекомендовала». Я его навещал. Еле на улицу выводил. Видно, там до сих пор используют методы периода Советского Союза. Он не мог ни одеться, ни обуться. На улице шатался просто. Только попади к нашим докторам. У меня-то возможности в этом отношении есть: я был советником мэра Москвы, курировал здравоохранение. Знаю настоящих врачей. А он считал, что себе все находит сам. Иру привозил на консультации. А сам даже не воспользовался никогда моими возможностями. Это даже поразительно.

- Скромный или не придавал значения своему здоровью?

- Он верил врачам.

«Спас солдата от расправы»

Валерий служил вместе с Олейниковым в армии, где, как известно, лучше всего проявляется характер человека на «вшивость».

- Из самых главных характерных его качеств я бы отметил, что он из тех людей, которые рождаются людьми. Через полтора года службы нас с Ильей выгнали из оркестра и отправили в пехотный полк в разные роты. Специально, как бы издеваясь над нами. Когда он пришел туда, там была категория «отцов». Это старослужащие, кто прослужил уже полтора года. Его сразу же зачислили в эту категорию. И однажды в три часа ночи пригласили на «суд отцов», как у них это называлось. С подъемом на завтраке Олейников ко мне подошел: «Слушай, что было ночью!» И со свойственным ему юмором рассказал эту историю. Его разбудили, говорят: идем на суд. Какой суд? Собрались в ленинской комнатке. Сидят «отцы» и ответчик, который на полгода меньше их служил и кому-то что-то не так сказал. Поэтому его и хотели наказать. На этом импровизированном суде обвиняемому зачитывают приговор и выносят по пять ударов пряхой ремня по мягкому месту. Поскольку Илья был самый уважаемый, ему говорят: «Начинай ты». И здесь он проявил силу характера и свою человечность. Он сказал: «Я бить его не буду». Встал и вышел. И казнь на этом была отменена. Вот такой поступок совершить, не боясь за последствия… Он был выше этих внеуставных отношений. И к нему не было никаких претензий. Это мужественный и сильный человек. Я говорю: ты молодец, Илюша, я с тобой.

Друзья актера рассказали, что супруга Ирина всегда поддерживала  Илью Львовича в самые трудные моменты жизни и была для него настоящим тылом.

Друзья актера рассказали, что супруга Ирина всегда поддерживала Илью Львовича в самые трудные моменты жизни и была для него настоящим тылом.

Написал мюзикл, не зная нот

Как-то Илья Олейников побывал в Америке.

- Я посмотрел бродвейские мюзиклы и очень возбудился, - рассказывал «КП» Илья Львович. - Я был так напичкан этой музыкой, что и сам написал штук пять мелодий. Затем позвал своего давнего друга еще по работе в Ленконцерте Николая Дуксина, показал ему. И мы стали работать вместе. Николай писал слова на музыку. Тогда я еще не представлял, как это можно воплотить на сцене. И вообще думал, что это такая гигантская работа!

Режиссером Олейников пригласил польского мастера Януша Юзефовича. Вложил в постановку два миллиона долларов. Но через два года Илья Львович закрыл постановку: слишком тяжело физически она давалась.

По сюжету на огромной свалке живет много людей. Верховодит там некий вожак, он же Пророк. Сначала его играл Евгений Тиличеев, а потом стал выходить на сцену сам Олейников. Случайно на свалку забредает Слепец (Николай Дуксин, он же автор слов к мюзиклу), который ищет Пророка. Тот должен наконец-то ответить ему на вопрос: в чем смысл жизни? «Начальник свалки» выдает себя за Пророка и всячески морочит ему голову. В дальнейшем оказывается, что между Пророком и Слепцом есть давняя связь: в молодости они любили одну и ту же девушку. Для девушки это закончилось трагически. И вот судьба вновь свела соперников.

Работа от замысла до воплощения продолжалась семь лет. Музыку артист писал шесть лет. На сцене установили три огромных экрана. Выезжал строительный ковш высотой три метра, в котором сидел Пророк. В составе труппы было пятьдесят артистов (вокалисты, гимнасты, танцоры), восемьдесят человек из польского оркестра, радио и телевидения играли музыку Олейникова. Оркестровку сделал известный композитор Януш Стоклосса.

Декорации весили двенадцать тонн, их везли в Петербург на четырех трейлерах. В 150 тысяч долларов обошлась компьютерная графика, которую сделали те же мастера, что и во «Властелине колец». Изготовили 140 костюмов за двести тысяч долларов.

Самое феноменальное, что Илья Львович не знал нотной грамоты, не учился в музыкальной школе. Сначала самостоятельно освоил аккордеон, а во время учебы в цирковом училище подбирал модные мелодии по слуху на рояле. Затем стал сочинять и сам. Интересно, что тогда в училище концертмейстером работала Алла Пугачева. В дальнейшем Олейников написал несколько песен для Надежды Бабкиной, Эдиты Пьехи и группы «Чай вдвоем», в которой работает его сын Денис Клявер.

- Я чувствую опустошение, - говорил актер после премьеры.

«Целый год делал вид, что играет на тубе»

- Мы с ним служили в оркестре, в который он же меня и устроил, - вспоминает Валерий Савельев. - Я играл на гитаре, а он на тубе - огромном духовом инструменте. Играл ровно год. А через год дирижер оркестра вдруг выяснил, что Илья не знает нот и играет просто так, на слух. Как выяснилось - это так. Однажды приходит дирижер оркестра: «Ну-ка все собрались, будем выступать на всеармейском конкурсе оркестров. Давайте начнем готовиться». И достает партитуру оперы «Хованщина». Открывает на какой-то странице: «Давайте отсюда начнем». И первые звуки повергли в шок. Никто в ноты попасть не мог. Но дирижер почему-то Илью выбрал виновным. И просит: «Ну-ка сыграй вот это место!» Илюша: «Да что вы, Альберт Иванович!» «Нет-нет, давай». И все там: «Сыграй, Илюша!» Ну он не угадал нот. Дирижер был в шоке: «Он же живой ноты с листа взять не может!» Но год-то до этого он играл!

А еще через полгода друзей выгнали из оркестра и сослали в пехотный батальон. Произошло это так. Олейников постоянно ездил в командировки. У него были хорошие отношения с дирижером оркестра, капитаном Синяковым. И тот постоянно его отпускал. Была такая формулировка - «за репертуаром». Он, когда возвращался, делился впечатлениями. А однажды решил и друга устроить в халявный отпуск. Договорился с дирижером, что тот привезет из поездки новый «запорожец», якобы с оборонного завода. Олейников блефовал. И вскоре кто-то донес, что друзья-аферисты просто морочат голову. Дирижер не мог этого простить и в 24 часа выгнал обоих.

- Меня поражает: он боль близких людей воспринимал намного острее, чем свою, - говорит Савельев. - Постоянно говорил: «Ну ты прости меня, это из-за меня тебя выгнали». Очень переживал по этому поводу всю оставшуюся службу.

НЕВЕРОЯТНО, НО ФАКТ

- А еще был такой случай, - продолжает Валерий Савельев. - 1972 год. Мы с ним служим в Кантемировской дивизии. И он меня спрашивает: «Слушай, а лет через сорок научатся рак лечить?» - «А чего это ты спрашиваешь?» - «А то я курю очень много». Я говорю: «Ну конечно, лет через сорок научатся». Прошло сорок лет ровно. Какая телепатия у человека на полвека вперед!

- Да это прямо мистика какая-то!

- Я вам просто говорю факты. Это все было на самом деле.

- А лечить-то не научились…

- Да нет, конечно, не научились… Да и вообще случайно диагноз-то поставили. Это отдельная история.

АКТЕР - В ИНТЕРВЬЮ «КОМСОМОЛКЕ»: «ЮМОР ПРОДЛЕВАЕТ ЖИЗНЬ ТЕМ, КТО ЕГО ПОТРЕБЛЯЕТ»

- Есть такая пословица: «Я есть то, что я ем», а что едите вы?

- Я четыре года учился в Москве, питался в ужасной столовке, в основном макаронами. С тех пор не ем деликатесов. Может, поэтому любая заграничная кухня мной не воспринимается. Как-то мы две недели отдыхали в Сингапуре, так я оттуда вернулся похудевшим килограммов на пять. Меня просто выворачивало от одного запаха их еды. Только фруктами спасался.

- Как долго хотели бы прожить? Лет до ста?

- Нет, до ста не хотел бы. Быть вяло передвигающейся могилкой мне не хочется. Нет ничего отвратительнее впадающего в маразм старика или старушки. В общем, я хотел бы жить, пока смогу как минимум самостоятельно передвигать ногами.

- Говорят, юмор продлевает жизнь. Это так?

- Для нас с Юрой, скорее всего, он жизнь только укорачивает. То время, когда, скажем, Стоянов проводит в студии, снимая и монтируя наш «Городок», зашкаливает за нормы обычного рабочего дня. Я думаю, юмор продлевает жизнь тем, кто его потребляет.

- А мат помогает вам сохранить здоровье?

- Не знаю, продлевает ли он жизнь, но речь разно-

образит, это точно. Вместо того чтобы долго объяснять человеку, что ты не хочешь с ним общаться, потому что он тебе неприятен, очень лаконично можно сказать ему: да пошел ты... И ведь что интересно, идут, и с удовольствием.

- В вашем возрасте мужчины жалуются на пивной животик. А вы стройный от природы?

- Если пивной животик у меня должен был быть, то был бы давно. Надеюсь, уже не будет...

Полностью интервью читайте здесь

Записала Марина СУРАНОВА.

Замену Илье Львовичу вряд ли найдут.

Замену Илье Львовичу вряд ли найдут.

НЕИЗВЕСТНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ

✓ До девятнадцати лет будущий актер не выговаривал половину алфавита. На экзаменах в Московское эстрадно-цирковое училище он поразил педагогов своим представлением: «Я, Илюфа иф Кифинефа, профитаю вам бафню Фергея Мифалкова «Жаяч во фмелю». Комиссия покатилась от хохота и с условием, что он займется дикцией, зачислила на первый курс.

✓ Олейников был три раза женат, из которых два - фиктивно. Ему надо было прописаться в Москве, для чего и пришлось жениться. Первая супруга, которой он выплачивал каждый месяц по сорок рублей за «услугу», однажды позвонила артисту и сообщила, что от него беременна, и потребовала четыре тысячи рублей. Илья Львович возмутился - он ее и пальцем не трогал! Развелся и... женился на другой москвичке. И тут тоже не сложилось. А через какое-то время «городошник» встретил Ирину Олейникову, которая и стала его настоящей любовью.

ЧТО БУДЕТ С «ГОРОДКОМ»

Ходят слухи, что со смертью Ильи Олейникова «Городок» прикроют. Ведь невозможно представить, что в паре со Стояновым будет работать кто-то другой. Да и последние серии явно уже озвучивал другой артист, ведь у актера были проблемы с голосом. Возможно, программу переформатируют?

- Пока не могу сказать, что будет с программой, - сказала «КП» генеральный директор студии «Позитив» Марина Харкевич. - Конечно, Илья Львович - уникальный артист. Заменить его действительно некем. Но давайте подождем хотя бы до девяти дней после похорон. Сейчас мы вообще не можем отойти от шока. Когда все немного успокоится, сядем и подумаем.

ОПАСНЫЙ МЕТОД

Загадочные слова «стволовые клетки» в последнее время звучат все чаще и чаще - причем обычно в соседстве со знаменитыми фамилиями. Мол, ими прицельно лечились и Валентина Толкунова, и Александр Абдулов, и Олег Янковский, и Анна Самохина, и Любовь Полищук, и Владимир Турчинский, и даже Борис Ельцин. Лечились, надеялись, уповали. И все тщетно. Некоторые, например актер Станислав Садальский, прямо говорят, что это лечение их и погубило. Ну или по крайней мере сильно приблизило кончину.

В медицинских журналах можно прочитать, что «поведение» чужих стволовых клеток, введенных в организм, в большой степени непредсказуемо. Они могут «направиться» в больную печень, а могут и в здоровую селезенку. Или в нормальные легкие. Конечно, перед процедурой внедрения проводится так называемая типизация - но это все равно риск, риск и еще раз риск.

Однако человек со смертельным приговором легко на этот риск идет. Жажда жизни сильнее рассудка. И тут возможны два варианта: произойдет временное омоложение или, наоборот, стремительная гибель. Именно стремительная - по-другому и не скажешь, если вспомнить, как ушли многие из звезд. Картина одна и та же: заболел, плохо себя чувствовал, затем резкое улучшение, бодрость, оптимизм, надежда... И внезапный конец.

Александра Абдулова, по свидетельствам его близких, загнать к доктору было невозможно - он презирал заботу о здоровье. Но когда стало совсем плохо, отчаянно рискнул. Ездил в Китай. Ходил на какие-то процедуры. Естественно, не рассказывал, не афишировал - лечение стволовыми клетками законом не разрешено. Точно та же картина и у Олега Янковского. Конечно, о таких вещах не говорят и документальных свидетельств не дают, но актеры по природе своей очень боятся потерять молодость и привлекательность. Владимир Турчинский, карьера которого строилась исключительно на бицепсах-трицепсах, был вынужден «иглоукалываться» и бог знает что еще терпеть ради сохранения экстерьера и молодости, пока, видимо, не дошел до стволовых клеток. Его смерть была неожиданна и внезапна.

Мстислав Ростропович, уже зная свой диагноз, решился на ту же процедуру. Эффект был - всплеск энергии и работоспособности. А затем быстрый откат, необратимые изменения и быстрый конец всему.

После смерти Людмилы Гурченко врач Александр Тепляшин рассказывал «КП»:

- Я знаю, что ей кололи экстракты, взятые из человеческих эмбрионов на поздних сроках развития. Экстракты называют стволовыми клетками, но на самом деле это нечто особое, другое... Эти методы опасны для людей.

Впрочем, в «стволовую» смерть звезд многие не верят. Александра Самохина, например, в разговоре с корреспондентом «Комсомолки» назвала версию смерти матери бредом:

- Ребята, забудьте о стволовых клетках.

Бывший муж актрисы Александр Самохин пояснил «Комсомолке»:

- Насколько знаю, причинно-следственную связь между стволовыми клетками и раком по-прежнему не установили. Слух об омоложении пустил Стас Садальский, и Анну «прихватил». Не ручаюсь за других, но она точно не использовала их. Возможно, ограничения, благодаря которым она имела цветущий вид, подорвали здоровье. Рак - это комплексная болезнь.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Александр Мясников, экс-главврач Кремлевки, телеведущий: «Переливание чужой пуповинной крови нелегально и непредсказуемо»

- В России сейчас разрешено только переливание собственной пуповинной крови: ее берут при рождении ребенка, хранят в специальном банке крови и в течение жизни при необходимости переливают тому же человеку. Но эта процедура появилась в нашей стране не больше десяти лет назад, так что Илье Олейникову его пуповинную кровь перелить точно не могли.

Если это была чужая кровь, то процедура явно нелегальна. Последствия могут быть непредсказуемые. Хотя в подобных случаях при несовместимости клетки пуповинной крови скорее погибнут сами, чем окажут какое-то серьезное воздействие на организм. А причиной сепсиса может быть инфекция, занесенная при любой медицинской процедуре.

КСТАТИ

«Все время он проводил в тренажерном зале»

Нина Карпова, завлит Театра сатиры, рассказала нам о том, как складывались отношения Олейникова с труппой спектакля «Идеальное убийство»:

- В театре ждали телевизионную звезду, человека с замашками, а приехал скромный, очень доброжелательный человек. Ольга Аросева, Александр Ширвиндт, Вера Васильева - все были удивлены. Он сразу расположил к себе всю труппу. Репетиции проходили в сложных условиях, потому что он жил в Питере. Но он добросовестно приезжал, ни разу не подвел, не опоздал. Единственное условие, которое он нам поставил, - чтобы ему организовали регулярное посещение спортзала. Он был увлечен спортом, и ему было важно держать себя в форме. Все свободное время он проводил за занятиями. Оттуда - в гостиницу, учить роль. И сразу ехал к любимой жене в Питер.