Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
+19°
Boom metrics
Общество11 декабря 2013 16:00

У русской мамы в Финляндии забрали детей за то, что попросила помощи

Органы опеки сначала потребовали от Виктории Исаевой избавиться от мужа, а потом запретили видеться с сыновьями [фото]
Органы опеки отобрали у Виктории сыновей.

Органы опеки отобрали у Виктории сыновей.

На страничке в социальной сети у Виктории Исаевой, переехавшей из Петрозаводска в Лаппеенранту, размещены снимки двух белокурых малышей. Это ее сыновья - Отто и Онни. Их имена с древнегерманского и финского переводятся как «богатство» и «счастье». Счастья и богатства в семье Виктории больше нет. Сыновей отобрали органы опеки. И отдали на воспитание не финскому папе, как обычно бывает в Суоми, а незнакомым людям.

ВЫГНАЛИ МУЖА, ЗАБРАЛИ ДЕТЕЙ

- Как это по-русски будет? - постоянно переспрашивает саму себя Виктория.

На финском она говорит лучше, чем на великом и могучем. В Финляндии живет уже семь лет. Переехала сюда из Петрозаводска учиться. Окончила вечернюю гимназию. Собиралась возвращаться домой, но в Лапеенранте встретила молодого человека, влюбилась и забеременела.

- Учебная виза у меня закончилась, - вспоминает Виктория. - Подумала: живу с парнем, жду ребенка. И вот я одна с малышом в Россию уезжаю... Что-то не то получается. Пришлось замуж выходить.

Семейное счастье закончилось после рождения сына. Семью атаковали проверками органы опеки. Повод - прошлое супруга. Оказалось, когда-то он употреблял наркотики.

- Это было пятнадцать лет назад! - говорит Виктория. - Какие-то женщины стали к нам приходить и доставать: «Переживаем за это. Переживаем за то». Придраться было не к чему. И они стали придумывать: «У вас ребенок видит только четыре стены и коляску». Все делали, чтобы нас в покое не оставлять. Теперь я знаю, чего они хотели.

Когда родился второй ребенок - Онни, сотрудники опеки посоветовали Виктории выгнать мужа. Пояснили, что, мол, вы порой ссоритесь, он в этом виноват. А за скандалы детей отбирают. Разве в прессе не читали? Викторию поселили в финский аналог дома матери и ребенка, пока муж не съедет с квартиры.

- Они его буквально выгнали на улицу, - всхлипывает Виктория. - У него ничего не осталось. Ни денег, ни дома, ничего!

Старшему сыну - полтора года. Младшему - три месяца. Русская мать-одиночка в чужой стране. Одна с малышами на руках. У нее диагностировали анемию - патологическую усталость. Подруги посоветовали обратиться за помощью в органы опеки.

- Три месяца дети побудут у них, а потом тебе их вернут, - уверяли они. - Ничего страшного не случится.

- Я, дура, всему этому поверила, - говорит Виктория. - Они пришли, детей забрали... И все - не отдают.

Теперь Виктория видит детей только раз в неделю. А раньше - каждый день

Теперь Виктория видит детей только раз в неделю. А раньше - каждый день

БУДЕТ ЛУЧШЕ?

Детей Виктории отправили в «короткую семью» - это аналог русской опеки. Так в Финляндии называют родителей, готовых взять к себе на время малышей. А две недели назад их передали в «длинную» - по-нашему, это усыновление.

- Три человека были против, двое за нас: двоюродный брат мужа и одна помощница из органов опеки - вспоминает процесс Виктория. - Остальные социальные работники говорили, что детям лучше без нас. Что у меня от врача какой-то бумаги не хватает, хотя она у меня с собой была. Они даже смотреть не хотели... За год можно десять тысяч раз вылечиться от анемии!

С детьми разрешили видеться раз в неделю, по четвергам, в приюте города Иматра. Это в 44 километрах от Лаппеенранты. Виктория сейчас ищет работу.

- До беременности я подрабатывала в гостинице, - рассказывает она. - Уборку делала, клиентов принимала. Пока училась, была нянечкой. Когда дети со мной были, я не работала, маленькие они. Сейчас встала на биржу. Пока жду.

По статистике органов опеки Финляндии, к матери малышей, отобранных социальными службами, возвращают только в восьми случаях из ста. Это данные по всем детям Суоми. По малышам, рожденным россиянками, в Финляндии отдельной статистики не ведут. Виктория Исаева расставаться с детьми не желает. Попросила помощи у Москвы. Пока ответа не получила.

- Виктория нормальная, здоровая мама, - считает финский правозащитник Йохан Бекман. - Никто не может понять, почему она не имеет права воспитывать своих детей.

Просмотреть увеличенную карту Виктория встречается с сыновьями теперь только под присмотром соцслужб в детском "приюте" города Иматра.

РУССКО-ФИНСКИЕ СЕМЕЙНЫЕ СКАНДАЛЫ

2009 год. История Риммы Салонен

Что случилось

Мать увозит сына Антона в Россию. Финский отец мальчика Павво похищает его и в багажнике дипломатической машины возвращает в Финляндию.

Чем закончилось

Антон Салонен живет у отца. До сих пор идут суды.

2010 год. История Инги Рантала

Что случилось

Органы опеки забрали Роберта в приют города Турку за то, что его мама, Инга Рантала, шлепнула ребенка. Роберт сбежал из приюта домой. Вмешался Павел Астахов.

Чем закончилось

Инге доверили воспитание ребенка. Она увезла его в Россию. Живут вместе в Петербурге.

2008 год. Дело Людмилы Рипипинен

Что случилось

Социальные работники заинтересовались ситуацией в семье Рипипинен. Оказалось, финский отец не жил со своей гражданской супругой и дочерью. Людмила Рипипинен не стала дожидаться развязки и уехала с маленькой Соней в Израиль. Приехала в Суоми в 2011 году, чтобы навестить родственников. У нее отобрали ребенка и завели уголовное дело.

Чем закончилось

Приговор суда - виновна. Наказание - один год и три месяца условно. Кроме того, Людмила должна выплатить своей дочери Соне две тысячи евро за «похищение» и финскому адвокату около 1800 евро.

2012 год дело Анастасии Завгородней

Что случилось

Старшая дочь Завгородней Вероника сказала в школе, что «папа шлепнул ее по попе». Педагоги немедленно сообщили об этом в органы опек. Веронику и двоих двухлетних близнецов забрали из семьи на тридцать суток. Анастасия в это время была беременна, и спустя пять дней после родов, 28 сентября, у нее изъяли и новорожденного.

Чем закончилось

Детей Завгородней отдали в приемную семью. И запретили ей с ними встречаться.