2016-08-24T02:57:20+03:00

Авторитетный искусствовед Елена Баснер помогла продать поддельную картину за 7,5 миллиона рублей

Оригинал находится в запасниках Русского музея
Поделиться:
Комментарии: comments15
В Русском музее претензии коллекционера, само собой, отрицают.В Русском музее претензии коллекционера, само собой, отрицают.Фото: Тимур ХАНОВ
Изменить размер текста:

Говорят, картина ненастоящая

В Петербурге задержали искусствоведа с мировым именем Елену Баснер. Эксперта подозревают в мошенничестве в особо крупном размере. По данным правоохранителей, Баснер причастна к продаже поддельного полотна, выдаваемого за картину художника-авангардиста начала XX века Бориса Григорьева.

Сделку провернули еще несколько лет назад, в 2009 году. Картину «В ресторане» частный коллекционер Андрей Васильев приобрел за 250 тысяч долларов у издателя книг о русских художниках Леонида Шумакова. Елена Баснер, будучи тогда специалистом от Русского музея, выступала в качестве одного из посредников.

Однако позже коллекционер разразился праведным гневом. То, что ему продали, - фальшивка, хотя и искусно выполненная. Причем, вероятно, подлинник все еще хранится в запасниках Русского музея.

Что скрывает ложь

Проверка следователей заняла почти год. В 2012-м возбудили уголовное дело по мошенничеству в особо крупном размере. Сначала никого конкретного не подозревали. В материалах фигурировал неопределенный круг лиц.

Вскрыть подмену Васильеву помогла бывший эксперт Центра реставрации имени Грабаря Юлия Рыбакова. Она увидела картину на московской выставке «Парижачье» и поспешила сообщить коллекционеру, что ему досталась фальшивка. Неточность была в красках. В них использовались вещества, которые стали применяться уже после смерти Григорьева. Но, чтобы изготовить такую подделку, считают эксперты, нужно было либо видеть настоящее произведение, либо иметь на руках фотографию очень высокого качества.

Сначала коллекционер хотел разрешить конфликт мирно, не придавая дело огласке. Он потребовал, чтобы продавец вернул ему деньги. И тут Шумаков сообщил, что являлся лишь посредником, а работа принадлежала Елене Баснер.

У той было другое видение происходящего. Коллекционеру она заявила, что прежний владелец - житель Таллина Михаил Аронсон. Он-то ее и подвел под статью. За мужчиной, к слову, тянется криминальный след. Он уже сидел за кражи, разбой и торговлю наркотиками.

Работа была написана в 1913 году.

Работа была написана в 1913 году.

Какую роль во всей этой истории играет Русский музей? В этом коллекционер попросил разобраться министра культуры Владимира Мединского. И написал ему обращение с просьбой проверить надежность охраны фондов музея.

В Русском музее претензии коллекционера, само собой, отрицают. Представители музея заявили, что процесс копирования полотна занял бы даже у мастера больше одного дня. Провернуть все это незаметно невозможно.

Тень на Русский музей

Баснер не работает в Русском музее с 2003 года. В последнее время она проводит оценку картин в шведском аукционном доме Bukowskis в Финляндии. Женщину задержали сразу, как только она приехала в Северную столицу.

Делом занимается главное управление СК России по Санкт-Петербургу. Однако вдаваться в подробности и комментировать расследование там отказываются.

2 февраля в Октябрьском районном суде на Почтамтской улице авторитетному в художественных кругах искусствоведу должны были избрать меру пресечения, но заседания как такового не состоялось. Баснер продлили срок задержания еще на трое суток.

Уголовное дело на Елену Баснер - это прецедент для культурной столицы. Она специалист мирового уровня по русскому авангарду начала XX века. Ее отец - Вениамин Баснер - знаменитый композитор, автор многих популярных песен, в числе которых «С чего начинается Родина» из кинофильма «Щит и меч».

Елена Баснер работала куратором отдела искусства XX века Русского музея с 1978 года. Разработала метод, который позволяет определять картины-подделки. По нему на старинных работах не может быть изотопов, которые появились на планете после ядерного взрыва в Хиросиме.

СПРАВКА

Картину «В ресторане» художник-авангардист Борис Григорьев написал в 1913 году. Она относится к парижским годам жизни художника.

Борис Григорьев был одним из самых дорогих и престижных портретистов России 1910-х годов. Остались десятки созданных им портретов. Среди них чуть ли не вся русская интеллигенция начала века: Скрябин и Рахманинов, Шаляпин и Мейерхольд, Добужинский и Рерих, Клюев и Горький, Розанов и Шестов, Керенский и Лиля Брик. Художник сбежал из советской России в 1919 году, переплыв на лодке Финский залив. После этого на многие годы был вычеркнут из художественной истории страны. В Европе Борис Григорьев стал популярным благодаря своим иллюстрациям и портретам - несколько лет назад цены на его картины стремительно взлетели. В 2004 году его «Женщина в цилиндре» была продана на аукционе Sotheby`s за £588 тысяч.

А БЫЛ СЛУЧАЙ

В 1977 году сестра художника-авангардиста Павла Филонова подарила Русскому музею триста работ своего брата. На рубеже семидесятых-восьмидесятых годов семь рисунков были похищены и заменены копиями. Фонд работ Филонова был закрытым, и специалисты не имели к нему доступа. Поэтому кражу вскрыли не сразу.

История всплыла, когда парижский центр Жоржа Помпиду опубликовал список своих приобретений. В нем значились рисунки Филонова, которые должны были находиться в Русском музее. Через два года эксперты установили, что в Ленинграде находятся подделки работ.

В 1990 году возбудили уголовное дело. По нему проходило несколько сотрудников Русского музея. Установили даже личность художника, сделавшего копии. Но фамилии названы не были и к ответственности никого не привлекли. А в 1997-м уголовное дело и вовсе закрыли.

Переговоры с французами о возвращении рисунков длились долго. Они не горели желанием их отдавать. Центр Помпиду согласился на это лишь тогда, когда получил бесспорные доказательства, что шедевры были украдены.

В 2000 году шедевры Павла Филонова вернулись в Русский музей. Но так и осталось непонятным, как случилась подмена рисунков.

ИСТОЧНИК KP.RU

Понравился материал?

Подпишитесь на еженедельную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

Нажимая кнопку «подписаться», вы даете свое согласие на обработку, хранение и распространение персональных данных

 
Читайте также