Турникет установят на первую дверь, ближайшую к водителю, остальные же будут служить для выхода пассажиров.
ОПОЗДАЛИ?
Горожане - в неприятном предвкушении, депутаты засели писать запросы, но Смольный от идеи отступать не собирается. Скоро на автобусах №№ 5, 57 и 229 появятся турникеты. Их установят на первую дверь, ближайшую к водителю, остальные же будут служить для выхода пассажиров. У инвалидов - преференции, никто не заставит их протискиваться в салон через преграды, для них распахнут средние створки. Выбрали самые незагруженные маршруты, чтобы провести разведку боем, но с минимальными потерями. Если все пойдет как по маслу, то тогда затурникетят весь наземный транспорт Петербурга.
- Оценивать новую систему мы будем по нескольким критериям: времени посадки и высадки пассажиров, соблюдению расписания, уровню собираемости платы за проезд, экономии на заработной плате кондукторов, стоимости обслуживания и ремонта систем, -объяснил вице-губернатор Олег Маркин.
Вообще город уже давно хотел попрощаться с кондукторами, кого-то проводить на пенсию, кого-то перепрофилировать в контролеры. Это позволит сэкономить немалые средства и отвадить «зайцев», которые не горят желанием оплачивать проезд.
- Ежегодные расходы «Пассажиравтотранса» и «Горэлектротранса» на содержание кондукторов составляют более миллиарда двухсот миллионов рублей. При этом сотрудников недостает, поэтому контролировать оплату и продавать билеты вынуждены около тридцати процентов водителей. Это ведет к финансовым злоупотреблениям и конфликтам с пассажирами, - объясняет Олег Марков.
Все доводы логичны. Однако в Москве, где металлические контроллеры установлены на всех маршрутах, постепенно начинают их снимать.
- Эта система турникетов никуда не годна! - считает депутат Борис Вишневский. - Ставить эксперимент не требуется. Но наше правительство почему-то не обращает внимания на оценки из столицы.
ГДЕ ОТЧЕТ?
На пилотные турникеты из бюджета Петербурга не потратят ни копейки. Все устройства купят и установят компании, которые раньше работали в столице.
Принесут ли автобусные новшества реальную пользу, пока вопрос открытый. Да, пассажиры станут платить исправно, средств соберут больше. Кондукторов держать вообще не придется. А «зайцы» будут обходить маршруты стороной. Но есть опасения, что скорость работы транспорта упадет: пока все, толстые и тонкие, расплатятся и пролезут через турникет!
- Я сам вижу, что когда оплату за проезд собирает водитель, это ведет к задержкам, - делится Борис Вишневский. - Получается, экономят или на кондукторах, или на времени. Представляете, что будет после установки турникетов?
Депутат напоминает, что в Смольном до сих пор не отчитались за предыдущий эксперимент.
- Обещали, что оранжевые валидаторы на поручнях заменят кондукторов. На покупку и монтаж электроники потратили миллионы рублей. Но теперь валидаторы и кондукторы работают параллельно! Чиновники в состоянии объяснить, зачем затевали этот эксперимент? Боюсь, новая идея с турникетами - такой же случай, - возмущается Вишневский.
ЕСТЬ ИДЕЯ
- За границей на каждом углу висят аппараты, где можно купить билет. Зашел в автобус или метро, отметил на компостере время. А если тебя поймают без билета, то возьмут очень большой штраф, чтобы неповадно было. Система контроллеров и строгих мер к безбилетникам - это гораздо удобнее и дешевле, - уверен парламентарий Борис Вишневский.
КСТАТИ
Кроме эксперимента с турникетами в Петербурге собираются провести еще один - установить в салонах общественного транспорта автоматы по продаже разовых билетов. «Горэлектротранс» уже закупил необходимое оборудование на восемьсот тысяч рублей. Вскоре пассажиры сами смогут «обилетиться» на троллейбусе № 8.