Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
-2°
Boom metrics
Экономика26 марта 2014 15:15

Грозит ли Петербургу участь Детройта

Из-за слабеющего рубля автомобили, произведенные в Северной столице, стали реже покупать
Автогиганты Северной столицы пока держатся на плаву.

Автогиганты Северной столицы пока держатся на плаву.

Фото: Тимур ХАНОВ

Восемь лет назад чиновники Смольного мечтали превратить Петербург в новый Детройт: с автозаводами и инвестициями. В 2008 году грянул кризис и американский город рока обезлюдел. Теперь его судьбы врагу не пожелаешь.

Несмотря ни на что, в Северной столице автогиганты появились. Пока держатся на плаву. Но волны мирового кризиса прибоем уже бьются о тихую гавань города на Неве. Повод беспокоиться появился. По данным агентства "Auto-Dealer-СПб", в январе-феврале петербургский автокластер - Toyota, GM, Nissan и Hyundai - выпустили на рынок 63 600 машин. Это на 2 200 единиц меньше аналогичного показателя прошлого года. Как обстоят дела на заводах Северного Детройта, узнали корреспонденты «КП».

АМЕРИКАНСКАЯ ПАУЗА

В последний месяц зимы в России купили 3735 автомобилей Chevrolet Cruzе, на 193 машины меньше, чем год назад. Не лучше дела на рынке обстоят с продажами Opel Astra - минус пять процентов к показателям февраля 2013-го. Обе модели выпускает в Петербурге General Motors. Точнее выпускал. Конвейер остановили 24 февраля. Уже больше месяца его работники отдыхают за счет компании.

- Две трети от оклада оплачивают, - рассказал «Комсомолке» представитель профсоюза «Джи Эм Авто» Роман Косенко. - На заводе остались только сотрудники поддерживающих служб. В основном, инженеры. Занимаются перебалансировкой линий, ремонтом старого оборудования.

- Это была экономическая мера или техническая?

Через четыре-шесть лет срок соглашений по промсборке на заманчивых условиях истекает.

Через четыре-шесть лет срок соглашений по промсборке на заманчивых условиях истекает.

Фото: Тимур ХАНОВ

- В плане техники все было в порядке. Тем более у нас есть летний отпуск для этого - две недели, когда все неполадки устраняются. Думаю, что экономическая.

Большинство машин, выпущенных General Motors зимой, стоит на площадках у завода. Дилеры забирать их не торопятся. Говорят, что и так не особо дешевые машины подорожали из-за ослабевшего рубля. И то, что в России их производят - не помогает: зарплату рабочим платят деревянными, а запчасти покупают все-таки за доллары.

Запустить конвейер в Петербурге General Motors собираются в эту пятницу. По некоторым данным, рабочих переведут на двухсменный график работы вместо трехсменного, как было до каникул. Зато обещают, что конвейер пойдет быстрее. А среди отпускников поползли слухи, что грядут сокращения. Впрочем, в администрации их не подтверждают.

На всеволожском «Форде» еще с сентября прошлого года работают в двухсменном режиме. А с февраля трудятся еще и на день меньше, четыре в неделю вместо пяти традиционных трудобудней. А все из-за просевшего спроса на автомобили. За январь-февраль машин Ford Focus в России продали на сорок процентов меньше, чем в прошлом году за тот же период. 3 852 новеньких автомобиля ищут своих хозяев.

- О грядущей остановке конвейера в апреле от руководства завода я не слышал, - говорит председатель профсоюза «Форда» Александр Кашицин. - Но мы ожидаем от работодателей непопулярных решений, по поводу упавшего спроса и ослабевшего рубля.

АЗИАТСКИЙ РЫВОК

Пока американские компании думают, азиатские действуют. Hyundai Solaris и KIA New Rio по итогам двух месяцев продаж этого года закрепились на второй и четвертой строчке самых покупаемых машин в России. Хотя и на них слабеющий рубль сказался. Автомобили Hyundai в этом году продавались хуже, чем в прошлом. Но только за счет января. Уже в феврале Solaris на три процента вышли в плюс к результатам 2013 года. Что касается, New Rio, то у ее продаж, напротив, отрицательная динамика. Но кардинально менять планы из-за этого в компании не собираются.

В 2018 году Россия, как полноправный член ВТО, обязана будет отменить пошлины на ввоз машин.

В 2018 году Россия, как полноправный член ВТО, обязана будет отменить пошлины на ввоз машин.

Фото: Тимур ХАНОВ

- Это одни из самых продаваемых машин в России, - заметила в разговоре с корреспондентом «Комсомолки» начальник отдела связей с общественностью «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус» Мария Мальцева. - Линейку выпускаемых моделей менять в этом году не будем. За курсом рубля следим.

Сокращений на заводе тоже не планируется, как и внеплановых отпусков рабочих.

Неплохо идут дела на российском рынке и у японцев. 25 место в России по итогам продаж в феврале-январе у машины среднего класса - Toyota Camry, рост продаж на десять процентов к значениям прошлого года.

- Производственный план завода меняется в зависимости от потребительского спроса, - рассказали в пресс-службе Филиала ООО «Тойота Мотор» в Санкт-Петербурге. - Сейчас работаем в обычном режиме в две смены.

С самого открытия на заводе «Тойота» наращивали объемы производства: от 6 393 машин выпущенных в кризисном 2008 году до 35 685 в 2013-м. Удастся ли сохранить динамику - зависит от развития ситуации на рынке. В планы компании входит запуск новых цехов штамповки кузовных деталей и производства пластиковых деталей в конце этого года. А в 2016-ом на заводе рассчитывают приступить к производству второй модели Toyota RAV4.

Белой вороной среди азиатского автопрома в Петербурге выглядит, пожалуй, только Nissan. Продажи X-Trail в этом году выросли на сорок процентов, по сравнению с прошлым годом, но на заводе готовы притормозить железных коней.

- Завод с апреля переходит на работу в две смены, - говорит председатель профсоюза работников «Ниссан Мэнуфэкчуринг РУС» Евгений Павловский. - Но сокращений не было. Людей из третьей смены раскидали по имеющимся. Непонятно, на какой срок.

Кроме X-Trail, завод выпускает Murano, а еще Nissan Ocean. Тяжелой ситуации на рынке руководство завода не скрывает. Есть проблемы и в цехах, но подробностями рабочие делиться пока не желают.

Самая продаваемая машина в России - Lada Granta

Самая продаваемая машина в России - Lada Granta

Фото: Тимур ХАНОВ

ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ

Пережили кризис 2008 года, переживут и слабый рубль 2014. А вот дальше...

Через четыре-шесть лет срок соглашений по промсборке на заманчивых условиях истекает. И плюсом в 2018 году Россия, как полноправный член ВТО, обязана будет отменить пошлины на ввоз машин. Учитывая, что таможенные ставки на автомобили сейчас ниже, чем на запчасти, дешевле получится импортировать готовые машины, чем собирать их здесь.

В правительстве об этом знают, и собираются уже осенью землю под петербургскими автогигантами объявить особой экономической зоной. Такой статус даст заводам снижение до 13,5 процентов налога на прибыль, нулевой налог на имущество и землю, а также освобождение от транспортного налога на пять лет для автопарка предприятия. Соответствующий законопроект Государственная дума рассмотрит этой весной.

ТОП САМЫХ ПРОДАВАЕМЫХ МАШИН В РОССИИ*

Lada Granta 19535 штук/ -14 процентов**

Hyundai Solaris 15607 штук/ -1 процент

Renault Dubster 13131 штук/ 16 процентов

KIA New Rio 11198 штук/ -3 процентов

Lada Kalina 10450 штук/ -21 процент

VW Polo 8941 штук / -8 процентов

Lada Largus 8584 штук/ 33 процента

Nissan Almera 7474 штук/ - (не продавалась в январе-феврале 2013)

Lada Priora 7414 штук/ -27 процентов

Renault Logan - 6792 штук/ -8 процентов

* Данные Ассоциации европейского бизнеса за январь-февраль 2014

** рост/падение по отношению к продажам января-февраля 2013 года