Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
+22°
Boom metrics
Общество7 декабря 2014 21:30

Семь принципов успеха Алисы Фрейндлих

Сегодня свой юбилей отмечает одна из самых знаменитых актрис Петербурга
Фото: Марина Романова

Фото: Марина Романова

Есть актрисы - и Актрисы. Первых в каждом сериале или на подмостках много, иногда даже слишком. Вторых - пересчитать хватит пальцев рук. И Алиса Бруновна в соответствии со своим именем на букву «А» открывает список.

Разгадать тайну ее обаяния - все равно что препарировать улыбку Джоконды. Или, перефразируя Пастернака, «и прелести ее секрет разгадке жизни равносилен». И все же попробуем если не найти ключик от этой шкатулки с драгоценностями, то хотя бы попробовать разложить все по полочкам.

ПРИНЦИП 1. ХАРАКТЕР ЛИБО ЕСТЬ, ЛИБО НЕТ

«Меня съели уже в институте. Я была обглодана со всех сторон, уже есть было нечего. И в течение четырех лет пребывания в институте все время доказывала, что я сама по себе. Это было непросто. Так что меня обглодать обглодали, но доесть не доели».

Конец 1950-х. Молоденькая, только что из театрального института Алиса играет на сцене Театра имени Комиссаржевской. Ее задача - доказать, что она не только дочь великого актера Бруно Фрейндлиха, а и сама представляет интерес как актриса. Первой ее ролью стал юный беспризорник Кот в спектакле «Светите, звезды!». И критика оценила. Попрекать Алису происхождением не стали, перо не поднялось. Отмечали также удивительную чистоту и искренность, органичность, присущие молодой актрисе. Которые она, добавим, сохранила в последующие годы до сего момента.

Фото: Александр ГЛУЗ

«Уже этой первой работой на профессиональной сцене Фрейндлих удалось проследить эволюцию характера героя…» - пишет газета «Смена» 31 марта 1959 года.

На новенькую роли стали сыпаться одна за другой. «Снежная королева», «Человек с портфелем», «Раскрытое окно»… В этом спектакле героиня Алисы тоже удивила «непреклонностью своего характера и твердой волей в достижении намеченной цели». И это учитывая, что роли ей давали пока не драматические и не героические, считали, не ее амплуа. И ошиблись. Уже ее Поля Вихрова в «Живой воде» по роману Леонида Леонова «Русский лес» показала, что сыграть сильный характер актрисе вполне по силам.

- О работе в Театре имени Комиссаржевской я вспоминаю с большим удовольствием, - вспоминала позже сама актриса. - Я прошла там хорошую школу, очень хорошую. Там я не была премьершей. Там блистала превосходная актриса Эмма Попова. А мне доставались лишь те роли, от которых отказалась Попова (или, как говорят в театре, которые упали со стола Поповой). Я рыдала и переживала страшно…

Тем не менее газеты тех лет взахлеб писали о восходящей петербургской звезде. Можно сказать, она сразу взяла быка за рога.

ПРИНЦИП 2. ЛЮБИТЬ ТАК ЛЮБИТЬ

«Игорь Петрович был старше меня на шестнадцать лет, и я стала его третьей женой. Когда мы встретились, я была абсолютно белым листом во всех житейских отношениях. Как актриса уже сформирована, много играла. Будь я незаметным пятнышком, он меня не позвал бы в театр».

Работа и жизнь неразделимы, если то и другое - любимое. У Алисы Бруновны вышло именно так. В Театр имени Комиссаржевской пришел ставить спектакль Игорь Владимиров. Бывший фронтовик (воевал добровольцем на Ленинградском фронте), импозантный актер, научившийся под началом Георгия Товстоногова еще и искусству режиссуры. И даже хорошо, что на шестнадцать лет старше. К тому же холостяк. Перед встречей с Фрейндлих Владимиров семь лет был женат на актрисе Зинаиде Шарко, воспитывал сына, но к моменту встречи с Фрейндлих брак уже распался.

Не попасть под обаяние Владимирова юная Алиса не могла. В 1964-м они поженились.

Семейный и творческий союз, в котором жена - талантливая актриса, а муж - не менее талантливый режиссер, не только казался, но и был гармоничным и практически идеальным.

К тому же Игорь Владимиров как раз только что возглавил Театр имени Ленсовета: предыдущий руководитель Николай Акимов ушел в Театр комедии, где работал раньше.

Владимирову предстояло возродить театр после небольшого кризиса, что ему блестяще удалось. С помощью жены, безусловно.

А кто бы смог сыграть Малыша в спектакле про Карлсона так, что даже дети верили?

«Дульсинея Тобосская», «Люди и страсти», «Преступление и наказание», «Левша» и еще десятки звездных ролей. Постановки выходили одна за другой. Люди с вечера занимали очередь за билетами. То была золотая эра театра.

ПРИНЦИП 3. НИКОГДА НИ У КОГО НИЧЕГО НЕ ПРОСИТЬ

«Я никогда не видела живую королеву, разве что по телевизору или в прессе».

Кинодебют Фрейндлих состоялся еще во время учебы, в середине 1950-х, но то были эпизодические роли, не замеченные ни зрителями, ни критиками.

Так что спасибо за то, что открыл миру комедийный талант, надо сказать Эльдару Рязанову. В 1976 году Алиса Бруновна снялась в «Служебном романе» и стала звездой нереального масштаба.

Фото: Александр ГЛУЗ

Рязанов давно положил глаз на петербургскую актрису. Хотел снять ее еще в «Гусарской балладе», но она хоть и сыграла на пробах блестяще, выглядела слишком женственной. Однако когда подоспело время «Служебного романа», все должно было сложиться идеально. И сложилось. Внешний вид преображенной героини копировали поклонницы - делали себе такую же прическу и шили такое же платье, «как у Людмилы Прокофьевны».

Так что Рязанов попал с выбором Фрейндлих «в яблочко». Режиссер Георгий Юнгвальд-Хилькевич с «Мушкетерами» - тоже. Задумав фильм о д’Артаньяне и его друзьях, он многих актеров пропустил через жесткий кастинг, поменял местами и заменил другими. Но о Фрейндлих сразу знал, что она будет играть королеву Анну Австрийскую, как и Олег Табаков Людовика Тринадцатого.

ПРИНЦИП 4. ЧЕСТНОСТЬ ВЕЗДЕ И ВО ВСЕМ

«С Игорем Петровичем мы расстались, потому что он был большой любитель женщин. Да, я его не ревновала до поры до времени, потому что он вел себя очень осторожно. А потом стал сильно выпивать. Был у него такой жуткий период».

Росла слава актрисы, росла ее отчужденность с мужем.

После почти двадцати лет брака семейный союз стал трещать по швам. У Алисы Фрейндлих благодаря кино появилась огромная, на весь Советский Союз, известность. Мужа это раздражало: жена вечно на съемках пропадает.

«Не каждый мужчина может спокойно пережить успех жены, - поясняла позже Фрейндлих. - У меня был прекрасный муж, соратник и союзник. Но эта публикация превратила его в моего критика». Речь о некой статье «Театр одной актрисы», в которой звездой признавали одну лишь Фрейндлих. Владимирову было обидно.

Фрейндлих не смогла жить вместе с мужем, когда ушли доверие и искренность. Это против ее правил.

Фото: Александр ГЛУЗ

Еще пять лет после развода Фрейндлих и Владимиров проработали вместе. Но в 1983 году актриса перешла в БДТ, тогда еще имени Горького. И вскоре вновь вышла замуж - за актера Юрия Соловья. В этот раз муж был моложе на пятнадцать лет. Но и этот брак продлился недолго. Слишком разные они были, успешная звезда и талантливый, но не достигший, к сожалению, таких же высот мужчина. Разница в уровне славы часто бывает причиной разводов.

Больше замуж актриса не выходила. Решила: хватит экспериментов. Счастливее, чем с Владимировым, уже не будет.

ПРИНЦИП 5. КОГДА ТЕБЕ ТРУДНО - НЕ ПОДАВАЙ ВИДА

«Мне нужно было начать все с нуля. Казалось, что холодный душ, свойственный всякому началу, просто необходим, чтобы ощутить себя заново».

Как богатые тоже плачут, так и звездам иногда приходится доказывать, что они чего-то стоят. Такой непростой период пережила Фрейндлих, перейдя в БДТ к Георгию Товстоногову. Коллектив принял ее насторожено. Думали, раз Фрейндлих привыкла быть первой и главной под крылышком у мужа, то и здесь будет ждать того же. Да еще в коллективе в те времена блистали сплошь редкие таланты. «Я себя очень долго ощущала пришелицей, у коллег было странное предубеждение», - говорила актриса.

Фото: Александр ГЛУЗ

К тому же эти времена совпали с тем, что в кино ролей стало меньше или они были плохими, и актриса отказывалась.

Но коллеги не знали, что гнуть пальцы и требовать себе привилегий - это не к Алисе Бруновне. Она терпелива и преданна, как собака, даром что родилась в год Собаки. Вынослива и трудолюбива, как лошадь. При этом интеллигентна и никогда не повышает голоса.

Трудные времена настали, когда скончался Товстоногов, а потом и его преемник Кирилл Лавров. Театр долго искал своего режиссера, свой путь. А актеры ждали новых ролей.

Дождалась и Фрейндлих. Первая же премьера Андрея Могучего «Алиса» наделала шороху и явно станет долгоиграющим хитом.

Честно говоря, трудно представить какую-либо иную актрису в этой роли. Недаром ее и назвали в свое время не Наташей, как хотели, а Алисой - как раз по непереведенному в те времена в Советском Союзе Кэрроллу.

Да и спектакль, нетрудно догадаться, ставили под нее. И опять - бинго!

ПРИНЦИП 6. ХОРОШАЯ МАТЬ, ХОРОШАЯ БАБУШКА

«Я поздно родила. В молодости не было времени думать о детях. Затем восемь лет лечилась. А потом вдруг появилась Варвара! Очевидно, судьба меня простила».

Алиса Бруновна корит себя за то, что мало уделяла внимания своей матери, когда у самой началась трудовая жизнь. Когда мама ушла из жизни, Алисе было 35 лет. Вот тогда она с горя даже стала курить…

Дочери Фрейндлих и Владимирова Варваре пришлось еще хуже, чем самой Алисе Бруновне в молодости. Ее тоже постоянно сравнивали с великими родителями. Крайне трудно было доказывать свою самодостаточность как актрисы. Но тут на помощь пришла мама, которая морально всегда поддерживала дочь, внушала ей веру в свои силы. Варвара Владимирова работает на телевидении, играет в двух спектаклях, которые пользуются большой популярностью и проходят при неизменных аншлагах. Это «Уроки танго и любви» и «Лето одного года».

Фото: Александр ГЛУЗ

А вот внуки Фрейндлих, Никита и Аня, в актеры не пошли. Оба учатся на продюсера, Никита в Москве, Аня в Петербурге.

Внуки для Алисы Бруновны - настоящий свет в окошке. Если дочери Варваре из-за большой загруженности в театре и кино она недодала внимания, как сама иногда считает, зато с лихвой возместила это внукам. И дети ее обожают, ласково называют «кнопочкой» или «гномиком», ведь Аня и Никита оба рослые, а бабушка хрупкая, 1 метр 53 сантиметра ростом.

ПРИНЦИП 7. ОСТАВАЙСЯ САМОЙ СОБОЙ

«Я счастливый человек. Занимаюсь любимым делом, нисколько в нем не разочаровалась и, если бы мне Бог дал силы, я занималась бы этим до конца дней моих. У меня замечательная дочь, замечательные внуки. Что еще нужно?»

На днях в Петербурге открыли выставку, на которой можно посмотреть платья, в которых когда-то играла актриса. Кажется, она спокойно влезет в них и сейчас, до того хрупка и стройна.

Лучше любой диеты, смеется Алиса Бруновна, помогают репетиции. Переживаешь из-за ролей, вот калории и сжигаются вместе с нервными клетками.

На открытии выставки Алиса Бруновна сказала:

- Не знаю, сколько мне осталось… Но хотелось бы, чтобы искусство развивалось не только горизонтально, но и вертикально, ввысь.

И улыбнулась своей прекрасной, знаменитой улыбкой.

Фото: Александр ГЛУЗ

А гости улыбнулись в ответ. Потому что никто не верит в то, что ей восемьдесят. Этого просто не может быть, потому что она выглядит лет на двадцать моложе. Правда, в последнее время актриса признается, что ей хочется покоя. Но ведь и покой бывает разным. И мы знаем: у нас еще впереди много лет счастья видеть Алису Бруновну.